Расширяя возможности для эффективных взаимоотношений государства и бизнеса, правительство намерено привлекать значительные иностранные инвестиции в развитие инфраструктуры. Ставка при этом делается на государственно-частное партнерство (ГЧП), которое позволит не только нарастить объем предоставляемых услуг, но также обеспечить стабильный приток и увеличение прибыли от эксплуатации различных объектов госсобственности, сообщает информационно-аналитический портал Inpress.ua.
Министерство экономики и развития торговли (МЭРТ) совершенствует условия для привлечения частного капитала в отечественную экономику, открывая новые перспективы для взаимовыгодного сотрудничества государства и бизнеса на условиях ГЧП. Это антикризисное направление в экономической политике украинского правительства уже доказало свою привлекательность и эффективность. Так, по данным Мирового банка, в Украине к 2011 году при участии частного сектора было реализовано 40 инфраструктурных проектов, а общие объемы инвестиций в эти проекты за десять лет достигли 12,1 млрд долларов США, из которых около 90% пришлось на телекоммуникационный сектор. Минэкономразвития уже определило 394 новых объекта коммунальной собственности, где планируется реализовывать проекты с применением механизма ГЧП, пишет UkraNews.
«Сейчас продолжается работа по определению новых перспективных направлений, которые нуждаются в притоке инвестиций. Минэкономразвития создает благоприятные условия для развития государственно-частного партнерства. Следующим шагом станет принятие Стратегии развития государственно-частного партнерства в Украине, где будут сформулированы основные задачи, характеристики и принципы для дальнейшего расширения практики ГЧП», — сообщил Виктор Коваленко, директор департамента инвестиционно-инновационной политики и развития государственно-частного партнерства в МЭРТ.
Минэкономразвития совместно с отечественными и зарубежными специалистами уже разработало и предоставило на рассмотрение правительству Концепцию развития государственно-частного партнерства в Украине на 2013-2018 годы. Ее принятие ожидается в скорой перспективе. Кроме необходимости привлечения инвестиций актуальность такого документа вызвана также тем, что ГЧП является одним из приоритетных направлений Программы экономических реформ на 2010-2014 годы «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство», утвержденной президентом Украины Виктором Януковичем.
Поэтому Минэкономразвития осуществляет постоянный мониторинг проектов, реализуемых на условиях ГЧП, и анализирует состояние законодательства в этой области, чтобы оперативно принимать меры для ее эффективного развития. «Украина нуждается в ускоренной модернизации инфраструктуры национальной экономики. В условиях дефицита государственных средств правительство рассматривает ГЧП как эффективный способ внедрения новых прогрессивных механизмов сотрудничества между государством, органами местного самоуправления и частным сектором, а также привлечения частных инвестиций в традиционно государственные сферы экономической деятельности», — пояснил специалист МЭРТ.
В странах Западной Европы и США, где ГЧП стало популярным в конце 1980-х — начале 1990-х годов, этот способ активизации экономики получил признание в качестве полноценной альтернативы приватизации. При этом альянс государства и бизнеса по своей эффективности и положительному влиянию на экономическое развитие оказался в определенной мере даже более привлекательным, чем передача предприятий в частную собственность, поскольку взаимоотношения сторон в таком партнерстве не только взаимовыгодны, но и отвечают их насущным экономическим потребностям. Кроме того, ГЧП позволяет реформировать структуру государственной собственности, органично включив ее в систему рыночных отношений.
Эксперты обращают внимание, что ГЧП представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности. Развивая ГЧП, государство, с одной стороны, сохраняет контроль над теми предприятиями, которые имеют ключевое значение для обеспечения стабильного функционирования экономики, а с другой — привлекает в их развитие частный капитал, интересы которого будут учтены и защищены на законодательном уровне.
«ГЧП — это не простое сложение ресурсов. Каждая из сторон партнерства имеет собственные цели, решает свои конкретные задачи и стороны имеют различные мотивации. Однако это не мешает им органично дополнять друг друга», — отмечает эксперт.
Как свидетельствует зарубежный опыт, ГЧП успешно применяется в транспорте (автодороги, железные дороги, аэропорты, порты) и социальной инфраструктуре (здравоохранение, образование, туризм), жилищно-коммунальном хозяйстве (водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение) и в других сферах (тюрьмы, оборона, объекты военной сферы).
Но в странах с разным уровнем экономического развития отрасли, в которые нужно привлекать частный капитал, значительно различаются. Так, в странах «Большой семерки» (США, Великобритания, Япония, Италия, Франция, Германия, Канада) на первом месте стоит здравоохранение (185 из 615 проектов), на втором месте — образование (138 проектов) и на третьем месте — автодороги.
В других развитых странах (Австрия, Бельгия, Дания, Австралия, Израиль, Ирландия, Финляндия, Испания, Португалия, Греция, Южная Корея, Сингапур) картина приоритетов выглядит иначе: на первое место выступает применение ГЧП в строительстве автодорог и их реконструкция (93 проекта), потом следуют здравоохранение (29 проектов) и образование (23 проекта). В развивающихся же странах и странах с переходной экономикой упомянутые отрасли (кроме автодорог) зачастую не становятся приоритетными.
В Украине механизм ГЧП распространен в различных сферах хозяйственной деятельности. В частности, по данным МЭРТ, 71 проект касается водоснабжения (44% от заключенных сделок), 32 — производства, транспортировки и поставки тепла, 16 проектов — строительства и эксплуатации транспортной инфраструктуры (в том числе морских и речных портов), девять проектов реализуются в сфере туризма и отдыха, еще восемь — в области геологоразведки и добычи полезных ископаемых, семь проектов направлены на обработку отходов, по три реализуются в сферах здравоохранения и энергетики.
Из всех форм ГЧП наиболее распространенной в украинской практике стала концессия — это взаимовыгодный договор, когда государство передает бизнесу права на использование какого-либо объекта или имущества. На этих условиях сейчас в Украине заключено 77 договоров, в основном в жилищно-коммунальной сфере. Так, 61 договор касается обеспечения водоснабжением жителей поселков. Другие договора связаны с производством и поставками тепла и электроэнергии, обеспечением услуг по сбору и вывозу мусора. Еще 39 договоров ГЧП касаются совместной деятельности на объектах коммунальной собственности. Из них 16 заключены морскими торговыми портами. Кроме того, на сегодня 44 проекта реализуется с применением других форм ГЧП: заключено 42 договора аренды и два — о долевом участии.
При этом каждая из сторон партнерства, как обращают внимание правительственные аналитики, вносит свой вклад в совместный проект. Так, со стороны бизнеса таким вкладом являются финансовые ресурсы, профессиональный опыт, эффективное управление, совершенствование техники и технологии, привлечение иностранного капитала. А на стороне государства в проектах ГЧП — правомочия собственника, возможность получения налоговых и других льгот, гарантий.
«Государство как главный субъект и основной регулятор вправе перераспределять при необходимости ресурсы с чисто производственных программ на социальные цели (образование, здравоохранение, наука, культура). Более того, в ГЧП государство получает более благоприятную возможность заняться исполнением своих основных функций — контролем, регулированием, соблюдением общественных интересов», — отметил эксперт.
Учитывая многочисленные преимущества, которые получают государство и бизнес при реализации совместных проектов с использованием механизма ГПЧ, правительство намерено значительно расширить эту практику в сфере частных иностранных инвестиций. Уже активизируется сотрудничество с ведущими зарубежными компаниями, которые имеют успешный опыт в управлении промышленными предприятиями и интеграции научно-технических передовых технологий в производство. А для того, чтобы украинская экономика оставалась наиболее привлекательной для иностранного капитала, Кабмин гарантирует стабильность системы налогообложения, устойчивость законодательной базы и соблюдение прав собственности.
Напомним, по мнению финансового эксперта Анатолия Заики, государственно-частное партнерство однозначно может служить тем толчком, который будет мотивировать частный бизнес развиваться.
«С учетом недавних решений, в том числе и о предоставлении госгарантий по кредитованию бизнеса, это может дать положительный результат. Тем не менее, считаю, что сравнение с приватизацией неуместно. Если мы говорим о партнерстве, то в данной ситуации частный бизнес должен продуцировать прибыль за счет господдержки — создания благоприятных условий для развития, дерегуляции и упрощения процедур получения кредитов», — отмечает эксперт.
Стоит отметить, что министр экономического развития и торговли Украины Игорь Прасолов инициировал масштабный проект по улучшению работы своего ведомства. Цель реформирования: превращение министерства в мощный центр формирования и реализации экономической политики государства. Так, ведомство планирует наращивать производство сельхозтехники, оптимизировать структуру экспорта и ввести в руководящий состав таких предприятий независимых директоров.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.