Онлайн-студия «Inpress-клуб» — проект информационно-аналитического портала Inpress.ua. В прямом эфире без купюр и монтажа читатели нашего портала могут стать наблюдателями и участниками интересных бесед, острых дискуссий, обстоятельных интервью.
Гостями «Inpress-клуба» становятся лидеры общественного мнения, популярные ньюсмейкеры, любимцы публики, признанные авторитеты, чье мнение интересно широкой аудитории.
Напомним, 20 февраля, в онлайн-студии «Inpress-клуб» состоялся онлайн-марафон, посвященный текущей политической ситуации. В прямом интернет-эфире свое мнение о событиях в Украине высказывали эксперты, общественные деятели и журналисты. Тема разговора — «Украина – в поисках выхода из кризиса». 27 февраля онлайн-студию «Inpress-клуб» посетили экономист Борис Кушнирук и эксперт Фонда общественной безопасности Юрий Гаврилечко. Гости общались на тему: «Какое правительство спасет Украину?». Беседу вела Ольга Смалюховская.
Ведущая: Добрый день, в эфире «Inpress-клуб» — проект аналитического портала Inpress.ua. Сегодня мы будем говорить на тему: «Какой Кабинет Министров спасет Украину?». У нас в гостях экономист Борис Кушнирук и эксперт Фонда общественной безопасности Юрий Гаврилечко. Добрый день! Мы последние три месяца, наблюдаем за революцией, и многие отечественные и зарубежные экономисты пророчили Украине дефолт. Борис, вопрос к Вам! Как революционные события повлияли (и влияют до сих пор, так как революция продолжается) на экономическую ситуацию в Украине и какие будут последствия?
Борис Кушнирук: Ситуация очень сложная, и это неудивительно, потому что на протяжении трех месяцев мы наблюдали нарастающий политический кризис, мы видели, как останавливалась работа портов, не платились налоги и происходил отток депозитов. Ситуация довольно сложная, и в первую очередь это касается области государственных финансов, а не плохой работы народного хозяйства, как многие могут подумать. Прошлый год мы завершали с чрезвычайным дефицитом. Летом еще была надежда, что конъюнктура немного улучшится и ситуация с дефицитом изменится, но после стало очевидно, что улучшение не состоится. Конечно, политический кризис сыграл не последнюю роль в таком положении вещей, и я убежден, что новая власть будет спекулировать на неудачах прежнего руководства — такова наша политическая традиция.
Ведущая: То есть реальное состояние экономики немного искажено?
Борис Кушнирук: Да, бесспорно. Частично это создается экспертной средой. У нас есть некий круг экспертов, которые любят прогнозировать катастрофу, причем это довольно активно анонсируют журналисты. Потому что когда ты говоришь, что все спокойно — это не новость. Сейчас мы находимся на этапе паники и незавершенного политического кризиса. Работы много, и решить ее за один день не удастся. Чтобы выйти на режим стабильного восстановления экономики, нам понадобится около года. Для этого должна состояться победа над коррупцией, и олигархи должны начать нормально платить налоги (как это было в 2005 году).
Юрий Гаврилечко: Я соглашусь, что ситуация не такая критичная. Что касается революции, то, по моему мнению, ее вообще не было, поскольку революция – это изменение информации. Его я не вижу. Мы видим только одно – политические лица без новых идеологий и без новых системных изменений. Какая разница, какая будет фамилия у премьер-министра или президента? Пока еще никто не произнес, что он собирается что-то менять. Вы где-то видели программу будущего правительства и вообще какую-нибудь экономическую программу (беседа велась 27 февраля – Inpress.ua). Правительство, которое будет сформировано, приведет Украину к более худшей ситуации, чем сейчас, поскольку каждый рассматривает власть как площадку для реализации своих амбиций.
Ведущая: Идея недопущения премьер-министра к последующей президентской гонке может повлиять на ситуацию?
Юрий Гаврилечко: Нет, это запрет в период искусственного хаоса: сегодня есть, завтра – нет. Прозрачность и ясность курса – вот девизы нормального правительства. Это очень важно не только для жителей Украины, но и для международных партнеров, для создания привлекательного инвестиционного климата. Мы видим, как Украина теряет инвестиции. Если уйдет бизнес, мы потерям корпоративных налогоплательщиков, многие люди лишатся рабочих мест. Поэтому новое правительство должно дать гарантии как отечественным, так и иностранным предприятиям, что с их собственностью ничего не случится.
Также я соглашусь с коллегой относительно местных олигархов. Тут должна работать следующая схема: налоги в обмен на гарантии собственности. Что касается малого и среднего бизнеса, то тут тоже должна работать простая схема. Нужно отменить все проверки и играть по правилам. Кроме того, государство должно отказаться от идеи финансирования таких инфраструктурных проектов, как «Евробаскет». Вспомните «Евро-2012», сколько денег было потрачено впустую. Возвращаясь к теме правительства, хочу сказать, что кадровая проблема состоит не только в чиновниках высшего звена, но и среднего. Мое мнение – их просто надо выгонять.
Ведущая: О ком Вы сейчас говорите?
Юрий Гаврилечко: О среднем звене. В прежнем штате ведомства я бы порекомендовал оставить только обслуживающий персонал, а всех остальных убрать (лучше студентов набрать, это намного лучше будет для экономики). Почему? Потому что эти люди работали в непрофессиональной среде и вряд ли поменяют модель работы. Тут ничего не сделаешь, в таких условиях правительство не сможет само себя реформировать. Нужно навести порядок в региональном администрировании. Должен быть преодолен конфликт между губернатором и местной администрацией. Когда в семье два начальника, тогда нет порядка на местах.
В отношении бизнеса могу сказать следующее: он намного устойчивее, чем государственная машина. Отсюда вывод: бизнесмен может быть намного эффективней в управлении страной, чем кабинетный чиновник. Поэтому я настаиваю на том, что политическое правительство ничего не изменит в стране. Но одновременно с этим надо понимать, что техническое правительство в своей работе не сможет избежать взаимодействия с политической конъюнктурой.
Надо еще подчеркнуть, что новое правительство обязательно столкнется с проблемами в социальном секторе. Тут главный вопрос: как осуществлять выплаты? За счет фискальной политики это не удастся сделать, так как она может удовлетворить этот запрос в среднесрочной перспективе (в течение где-то полгода), но никак не в краткосрочной. В связи с этим Украине придется одалживать. Надо сказать, что Украина набрала много налогов авансом (мы знаем, что несколько месяцев не возмещается ПДВ) и в казне денег нет.
Ведущая: Сейчас еще неизвестно, каким будет новый состав правительства. Возможно, еще много чего изменится. Как Вы думаете, насколько профессиональным будет новое правительство? Справится ли оно с наихудшим вариантом развития событий? Чем оно должно заняться в первую очередь, какую политику оно должно проводить, чтобы стабилизировать экономическую ситуацию?
Борис Кушнирук: Мы должны понимать, что то технократическое правительство, за которое ратуют общественность и специалисты, и которое могло бы опереться не на политические силы, а на определенный консенсус, не состоится. Это очевидно. Если бы так было, то на пост премьер-министра не претендовали Яценюк или Порошенко. Это был бы кандидат, который не имеет отношения к политическим силам. Это мог бы быть кто-то из банковской сферы, публичный ученый или промышленник. Это должен был быть прежде всего менеджер, который нашел бы взаимопонимание с политическими силами и не имел бы президентских амбиций.
Ведущая: А Вы видите конкретное олицетворение этого человека?
Борис Кушнирук: Я бы не хотел переходить сейчас на личности. Какой смысл обговаривать вариант, который точно не состоится. Давайте говорить о реальности. Лично я абсолютно убежден, что Тимошенко будет участвовать в президентских выборах. Я просто уверен, что она не будет сидеть сложа руки до 2017 года. Определенно проиграют Яценюк, Тягнибок и любой кандидат от Партии регионов. Что касается будущей работы нового правительства, то все говорят о том, что оно будет идти на непопулярные меры и прочее. Я лично не вижу ничего плохого в том, что будет урезано финансирование исполнительной власти и профильных ведомств.
Ведущая: Вы считаете, что правительство это сделает?
Борис Кушнирук: Я знаю точно, что милиция должна переформироваться. Также у нас огромная армия, которую нужно втрое сократить.
Ведущая: Я думаю, что и "Беркут" будут распускать.
Борис Кушнирук: Это небольшая часть, это 3 тысячи по отношению к 300 тысячам.
Юрий Гаврилечко: Но их надо будет трудоустроить.
Борис Кушнирук: Есть совокупность шагов для индикации использования бюджетных средств. Я постоянно привожу пример Дэвида Кэмерона, который обязал всех без исключения чиновников декларировать (и обнародовать) налоги, в случае если доход превышает 500 фунтов.
Юрий Гаврилечко: Это не трудно сделать.
Борис Кушнирук: Я считаю, что это как раз популярные меры. Есть много вещей, которые могут дать позитивный результат. Я уверен, что Конституционный Суд Украины может одобрить подобную инициативу. К этому можно прийти, но на первом этапе нужно начать честно руководить страной.
Сергей Шевчук (корреспондент Inpress.ua): Бюджет 2014 года формировался предыдущей командой Кабинета Министров во главе с Николаем Азаровым. Тогда много критики прозвучало в адрес того, что в бюджете было много заложено социальных показателей, т. е. бюджет был социально ориентированным. И вот вопрос: будет ли новое правительство отказываться от этих социально направленных моментов для того, чтобы как-то уменьшить бюджетный дефицит?
Борис Кушнирук: Я должен сказать, что бюджет 2014 года не есть более социальный, чем бюджет 2013 года. Там нет существенного увеличения социального обеспечения. Вопрос бюджета состоит в первую очередь в том, что он построен на завышенной исследовательской базе. То есть были завышены показатели ВВП, и в конечном счете были завышены результаты доходов бюджета и внутренних налогов в том числе. В итоге мы получили несбалансированный бюджет.
Но вопрос сейчас не в том, что там были завышены какие-то показатели, а в том, что мы не сможем выполнить эти показатели при нынешнем состоянии бюджета. Смету надо пересматривать. Для правительства, которое сейчас придет, это будет одной из первых задач. Придется довольно серьезно заняться бюджетным планированием и разобраться с тем, как можно сократить расходы (т. е. надо будет тщательно поработать с доходной базой).
Юрий Гаврилечко: Хочу добавить. Все разговоры о том, что весь российский транш ушел в социальный сектор, – это бред и ложь. За все годы независимости ни один кредит в Украине не шел на обеспечение социального сектора. Это невозможно. Механизм использования следующий: НБУ использует кредит, который получает правительство, для пополнения золотовалютных резервов, за счет чего появляются дополнительные средства, которые обеспечены валютным резервом. Часто эти привлеченные средства идут на обеспечение внутренних и внешних обязательств Украины, и, соответственно, социальная сфера ничего не получает.
Теперь что касается поиска и привлечения денег. Уже несколько правительств подряд давали фантастические государственные гарантии на 50-70 млрд гривен частным структурам неизвестно под какие проекты. Еще ни одно правительство не отчитывалось перед Верховной Радой, куда именно пошли деньги, кто их получил, почему и каким способом. У нас в бюджете этого года размер государственных гарантий почти сопоставим с дефицитом государственного бюджета.
В бюджете 2014 года заложено более миллиарда гривен на возмещение инвесторам рисков проекта «Евро-2012». Безусловно, все это финансирование должно быть прекращено. Уважаемые инвесторы, вы рискнули – вы проиграли. Бизнес – это риск. Вы вложили куда-то деньги и не получали прибыль – это ваши проблемы. Та же ситуация с банковскими финансами. Национальный Банк должен прекратить финансирование коммерческих банков.
Ведущая: Мы много говорили о возможности сотрудничества с Международным Валютным Фондом, и сам Фонд дал нам сигнал, что он согласен предоставить Украине кредит. Как Вы думаете, будет ли этот кредит на тех условиях, на которых был раньше (гибкий курс и повышение коммунальных платежей), и пойдет ли на это правительство? Кроме этого, стоит ли ожидать кредитов от других партнеров?
Борис Кушнирук: Сейчас речь идет о срочной ссуде, которая дается на полгода и не под программу реформ, а для удерживания ситуации. Это санационные деньги…
Ведущая: Которые должны успокоить…
Борис Кушнирук: …бизнес и пополнить золотовалютные резервы, и таким образом стабилизировать ситуацию. Если говорить о каких-либо других источниках финансирования со стороны ЕС или МВФ, то это уже вопрос действительно кредита под реформы. Тут сначала должны быть действия. Украина должна пошагово показать, что будет делать (пересмотр бюджета, программа повышения эффективности экономики). Это вполне возможно, и я лично надеюсь, что так и будет. Хотя у меня есть вопрос относительно профессионализма будущего правительства.
Сергей Шевчук: Хотелось бы услышать Ваше мнение, относительно золотовалютных резервов Украины. Каков их нынешний объем и какая сумма для золотовалютных резервов является оптимальной?
Юрий Гаврилечко: Трудно сказать, какая сумма должна быть оптимальной, потому что непонятно, как дальше будут проводиться экономические реформы. Надо сказать, что официальная информация НБУ не дает объективной картины. В резервах как таковой валюты нет, есть ценные бумаги, которые теоретически можно перевести в валюту. Тот объем резервов, который мы имеем, недостаточен для государственного финансирования. И пока предприятия стоят и замораживается экспорт, никакие дополнительные кредиты нам не помогут.
Ведущая: Как Вы думаете, насколько формирование нового Кабинета Министров повлияет на "майдан"?
Борис Кушнирук: Об этом можно будет говорить, когда будет утвержден новый состав правительства.
Юрий Гаврилечко: Согласен, четверг даст ответ на этот вопрос, сейчас прогнозировать нет смысла.
Ведущая: Спасибо за комментарии! Напомню, что сегодня мы говорили на тему: «Какой Кабмин спасет Украину?» и с нами были Борис Кушнирук и Юрий Гаврилечко. Спасибо Вам, и спасибо за внимание!
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.