Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Классик украинского авангарда начертал «Письмена на небе»

1 апреля 2013, 16:55 0

В киевской галерее Mironova Gallery проходит выставка «Письмена на небе» легендарного украинского художника, живого классика современного искусства Александра Дубовика.

Александр Дубовик – знаковая личность современного искусства Украины и Европы, яркий представитель отечественного авангарда. С 1960 по 1980 гг. художник почти не выставлялся, но уже на первой его персональной выставке в 1989 г. практически все картины купил австрийский барон для личной коллекции.

Работы Дубовика хранятся в собраниях Национального художественного музея Украины, Третьяковской галереи, Zimmerly Art Museum в Нью-Джерси, Музея Würth и Музея современного искусства Тегерана, а также в частных коллекциях в Украине, Германии, Швеции, США, Канады, Франции, Австрии, Португалии и Швейцарии. Сегодня 81-летний художник мечтает побывать на биеннале в Сан-Пауло и в Шанхае.

Александр Дубовик – универсальный художник, кроме картин он создает мозаики, витражи, росписи, занимается дизайном книжек и интерьеров. Из последних монументальных работ стоит упомянуть роспись часовни в городе Берр-лез-Альп около Ниццы (1999) и витражи Ново-Апостольской церкви в Киеве (1995).

На создание проекта «Письмена на небе» художника вдохновил один из сложнейших видов восточного искусства – каллиграфия. Но нет смысла искать черно-белые иероглифы на его ярких картинах. Хотя каждый символ, который помещает Дубовик на полотно, не случаен и многозначен, как и китайский иероглиф.

«Я воспринимаю каллиграфию как образ жизни. Не содержание и даже не процесс, в каллиграфии гораздо более глубокий слой. Дело не в том, что иероглиф многозначен. Самое главное в каллиграфии – идея сосредоточения. Нужно собрать все силы, чтобы одним взмахом выплеснуть энергию до конца. Не затем, чтобы написать что-то красивое, умное или эстетичное. Дзеновский подход – это энергия, это выплеск и негативного, и позитивного, всего, что есть в человеке. И я так работаю, поэтому любая моя картина и любой символ на ней – тоже в какой-то степени иероглифы. Дело не в технологиях. Технике каллиграфии научить легче, чем самой идее – сосредоточения, ощущению своей самости, ощущению, что ты отдельно от всего мира и у тебя на глазах что-то творится. Вот возьмем белый лист бумаги. «Белый» на китайском языке – это вселенная, дао. И человек прикасается к этому белому листу, дао, и – осуществляет себя. Поверх этого вселенского дао он пишет «Я, я есть такой, единственный», – пояснил автор.

Врагами искусства Дубовик считает жажду коммерческого успеха и… интернет: «Коммерческий дух довлеет над всем и настоящие идеи не успевают зарождаться. Это бич нашего времени. Даже если прорастает какое-то зернышко, оно моментально попадает в интернет и распыляется! Множество бездарных людей находят его в интернете и бросаются к нему. Интернет для искусства – убийца».

«Я увидел творчество Дубовика, когда был зеленым юнцом. Это была выставка «Взгляд» в Политехническом институте. Я был тогда студентом худинститута, но до сих пор помню свое ощущение изумления и восторга. За прошедшие годы восприятие не изменилось. Поэтому повторю: Дубовик был, есть и будет символом нашей эпохи», – сказал директор Киевского национального музея русского искусства Юрий Вакуленко.

 

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях