С 14 по 17 марта в культурном комплексе «Мистецький Арсенал» проходит программа Арт-Масленица. Программа, как и полагается на Масленицу, ярмарочная и вкусная. На территории бывшего монастыря и крепости можно прикупить сувенирчик у лучших украинских хэнд-мейкеров, восхититься трюками конноакробатического театра «КОШ», а при желании и покататься на богатырском коне в праздничной амуниции.
Обещают целый арсенал блинов и вареников. Те, кто на диете, могут присоединиться к пиршеству руками – поучаствовав в мастер-классе по лепке вареников. Нет интереса к арт-кулинарии? Предусмотрены мастер-классы на любой возраст и вкус: вышивка, вытынанки, роспись, ткачество, батик, лепка, каллиграфия и т.п. В лаборатории безумных ученых (другие этой стране, похоже, не нужны) детей и взрослых развлекут физическими и химическими экспериментами.
Целая секция отдана яворивской деревянной игрушке. Все игрушки можно и нужно трогать руками, мастера зазывают детей разрисовывать тележки, свистульки, лошадки, птички, игрушечную мебель. «Такими забавками игрались дети еще в XVII веке. Изготовляется она из осины, а это особое дерево, отгоняющее злых духов», – поясняет преимущества традиционного кустарного изделия мастер Семен Тлустый.
Но, пожалуй, главная фишка Арт-Масленицы – выход в народ художников и прочих культурных деятелей. Анжелика Рудницкая не только покажет свои вышитые картины, гобелены и подушки, но и проведет арт-вечерницы, где в компании со специалистами-этнологами и звездами будет учить забредших посетителей плясать народные танцы, петь ритуальные песни и пояснит (если кто еще не знает) тайный смысл поедания большого количества блинов и вареников перед постом.
Institutskaya Gallery предлагает искусство в мини-формате. «Мы решили пойти по пути максимального демократизма и доступности современного искусства не только духовной, но и физической. В качестве очередной антикризисной программы решили нести искусство в массы. Молодые актуальные художники поработали в жанре малых форм, стоимость которых никому не покажется космической», – говорит галеристка Виктория Бурлака.
Иван Семесюк, пристально исследующий и поэтизирующий жлоба (главный, по его мнению, украинский современный типаж) на этот раз показывает нежные вышитые работы. На скорую руку он придумал название этому направлению – funky textile. «Все очень прилично. Такое, что понравится мамочкам. Вышитые своими руками панно со зверушками, подушки-думки из серии «Сны Украины», – поясняет Иван. Какие сны могут присниться на подушке, где из знака радиоактивности выползают неведомые существа? «Эта подушка для туристов, приехавших к нам за экзотикой. Чем мы еще их можем удивить-напугать, если не Чернобылем?»
Шоумен Антон Мухарский в субботу в сценическом образе Ореста Лютого презентует новое театрализованное музыкальное шоу «Мама Анархия». В остальное время посетители смогут изучать его коллекцию сельской китчевой живописи середины прошлого века, а также одежды в стиле «Сельский гламур». Показано около ста работ, сюжеты, безусловно, повторяются. Любимейшая народом тема – «Оленка з оленем», так сказать, женский вариант Казака Мамая. Но появился он, утверждает Антон, гораздо позже Мамая, после Второй мировой войны. «Это сюжет-контрибуция, слизан с довоенной сентиментальной немецкой полиграфии, Бавария, Тюрингия. Почему из всех «открыток», привезенных возвращающимися с фронта, именно эта тема стала самой популярной? В нем вся суть Украины – женщина, одинокая, мужчина куда-то завеялся, а рядом какая-то скотина. Женщина скотину рогатую жалеет, яблочками кормит…»
Антон Мухарский считает себя самым преданным исследователем сельского китча, утверждает, что даже защитил диссертацию на эту тему. Государство, говорит он, всячески искореняло подобное творчество масс. Организовывались рейды, проверялось, есть ли у художников образование и разрешение заниматься индивидуальной деятельностью, изымались холсты и инструменты. «Это целый пласт культуры, которая сейчас исчезла. Самое настоящее, народное, анархическое искусство. Люди рисовали, потому что «хочу и рисую». Выносили на базар, что народ покупал, те сюжеты и тиражировались. Чистый рынок. Самые популярные «Оленка з оленем» и вариации васнецовских «Трех богатырей». Третий по массовости сюжет «Люди идут в церковь» возник как суррогат иконы в 20-е годы, во времена иконоборчества. Причем на поздних послевоенных картинах вместо церковной архитектуры уже изображается сталинский ампир и к сюжету уже вообще не придраться: пропаганда семейных ценностей, бабушки деток ведут в клуб…»
И в продолжение семейной темы – интерактивный проект фотографа Игоря Гайдая «В ожидании пречета». Если вам повезло и ваша семья состоит из четырех поколений, приходите все вместе в фотозону «Мистецького Арсенала» всей семьей. «Во время путешествия по Украине для проекта RAZOM.UA я столкнулся с тем, что очень сложно собрать и сфотографировать всю семью, даже если отношения замечательные, ведь сейчас порой и живут-то на разных континентах. Вся семья собирается в исключительных случаях. Об одном из таких случаев мне и рассказали на Западной Украине – это очень древний обряд прощения пречета. Кто такой пречет? В Карпатах «пречетом» называют праправнука или праправнучку, которые появились на свет еще при жизни четырех предыдущих поколений своей семьи. Одновременная жизнь пяти поколений семьи считается особым магическим моментом. В день трехлетия ребенк-пречета устраивают специальный обряд: собирается вся семья, прапрадед или прапрабабка становятся на колени на пороге, а их маленький трехлетний потомок кладет ручки им на голову. В этот момент старые просят прощения у маленького ребенка, а малыш отвечает, что прощает. В Карпатах считают, что таким образом можно искупить или «простить» все грехи рода и начать жизнь новых поколений с чистыми душами. Ритуал прощения перекликается с прощеным Воскресеньем, которое справляют на Масленицу, когда все люди просят прощения друг у друга, чтобы с чистыми душами готовиться к Великому посту и Пасхе», – рассказывает Игорь Гайдай.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.