Европейский Союз снова отложил решение о присоединении Болгарии и Румынии к Шенгенскому безвизовому пространству. Как указано в заявлении, обнародованном после встречи министров юстиции и внутренних дел стран-членов ЕС, которая состоялась 7 марта, в следующий раз этот вопрос будет рассматриваться теперь уже в конце года. Учитывая, что немалое количество украинских граждан имеют также румынские паспорта, это затрагивает и их интересы.
Следствия этого неравенства проявляются не только в таких катаклизмах, как угроза дефолта Греции, но и в повседневной жизни европейцев. В одних странах это процессы эмиграции и вымывания из экономики квалифицированных кадров, а в других – нашествие иммигрантов, сбивающих цену рабочей силы и создающих социальные проблемы. В этом контексте более других в последнее время говорят о гражданах Румынии и Болгарии, которые демонстрируют высокую мобильность в поисках лучшей жизни.
Эти страны со времени их вступления в Евросоюз в январе 2007 г. стремятся присоединиться также к Шенгенскому соглашению. Членами же Шенгенского соглашения являются не только большинство стран Евросоюза (за исключением Великобритании, Ирландии и Кипра), но также Швейцария, Исландия и Норвегия. Как известно, для приема страны в Шенгенскую зону необходимо единогласное, без исключений, согласие участников.
Поэтому не удивительно, что вопрос открытия границ для румын и болгар продвигается с трудностями, и уже несколько раз откладывался. Год назад вхождение Румынии и Болгарии в Шенгенскую зону заблокировала Голландия, заявляя, что обе эти страны должны активнее бороться с коррупцией и организованной преступностью. Но тогда же, в марте прошлого года, лидеры 27 стран согласовали «дорожную карту» присоединения Болгарии и Румынии к Шенгенской зоне. Условием присоединения было исполнение всех необходимых критериев.
В начале этого года Европарламент призвал Европейский Совет поддержать присоединение Болгарии и Румынии к Шенгенскому пространству, поскольку эти страны в полном объеме выполняют технические условия к его участникам. И вот, в начале марта стало известно, что на саммите в Брюсселе было принято решение о возможности присоединения Румынии и Болгарии к Шенгенскому соглашению в сентябре этого года. К этому времени, по словам президента ЕС Германа Ван Ромпея, Еврокомиссия должна подготовить пакет документов, показывающих, что расширение Шенгенской зоны не будет иметь негативных последствий.
Но теперь против такого решения решительно выступил Берлин. Об этом заявил министр внутренних дел ФРГ Ганс-Петер Фридрих. «Обе страны должны предпринять дополнительные шаги, чтобы мигранты не могли злоупотреблять отсутствием приграничного контроля между странами Шенгенской зоны», - сказал он в интервью журналу Spigel. «Право свободного перемещения позволяет всем европейцам приезжать в другую страну для работы, получения образования. Однако нельзя приезжать в Германию или Великобританию только для того, чтобы получать социальную помощь», - уточнил министр свою позицию в интервью ВВС.
В свою очередь глава МИД Румынии Титус Корлэцян считает, что его страна выполнила все условия для вступления в Шенгенскую зону. Он также намекнул, что мнение министра Фридриха не является официальной позицией Германии. Но в этом, скорее всего, он ошибается.
А ведь, начиная с 2014 г., для граждан обеих этих стран будет действовать право свободного перемещения и выбора места проживания в любой стране Евросоюза. Но те, кто, пользуясь этим правом, захочет прибыть в Германию только для того, чтобы получать социальные выплаты, должен натолкнуться на действенные преграды, считает Ганс-Петер Фридрих. Он выступает за более жесткие санкции в таких случаях: например, запрет повторного въезда для лиц, ранее высланных из страны.
Такую бескомпромиссную позицию министра в Германии поддерживает большинство жителей. По данным одного из опросов, две трети граждан ФРГ выступают за ограничение иммиграции из других стран ЕС. В центре дебатов о наплыве так называемых «беженцев от бедности» в Германии оказались ромы и синти. По словам президента института экономических исследований Ifo Ганса Вернера Зинна, социальная помощь в Германии может вдвое или даже втрое превышать среднюю зарплату в Румынии или Болгарии, поэтому иммигранты, которых мотивирует только это, могут создавать проблемы для государства.
С другой стороны, исследователь вопросов миграции Клаус Баде предостерегает от истерических реакций на прибытие ромов и синти из Восточной и Южной Европы. По его словам, почти 80 % румын и болгар, которые прибыли в ФРГ в период между 2007 и 2010 гг. работают и платят все взносы социального страхования.
Тем временем объединение немецких синти и ромов жалуется, что в ФРГ к ним часто относятся с упреждениями. «Все чаще о нас говорят, когда речь идет о бедности, преступности или проституции, - заявил глава объединения в земле Рейнланд-Пфальц Жак Дельфельд. – А то, что большинство представителей синти и ромов, которые живут в ФРГ, имеют немецкое гражданство, а также совсем не являются бедными, не играет никакой роли».
Официально в Германии постоянно проживает 200 тыс. румын и 120 тыс. болгар. Однако, согласно ежегодным статистическим данным, если в 2007 г. из этих двух балканских стран прибыло 64 тыс. иммигрантов, то в 2011 году – 147 тыс.
Миллион румын нашли работу в Италии, а 900 тыс. – в Испании. Цифры внушительные, учитывая, что население Румынии – 19 млн. человек. Близость языков облегчает им интеграцию в этих странах. Однако вследствие кризиса и румыны, и болгары все более интересуются странами северной Европы.
«Мы недостаточно тверды относительно людей, прибывающих к нам из другого конца света, чтобы воспользоваться нашей системой здравоохранения», - возмущается премьер Великобритании Дэвид Кэмерон. А министр труда в его правительстве Иэн Данкан Смит не имеет иллюзий, что в Европе есть люди, «переезжающие из страны в страну в поисках наиболее щедрой социальной помощи».
«Надо сконцентрировать усилия, чтобы улучшить быт этих людей в их странах», - говорит Маркус Ленинг, уполномоченный Федерального правительства по правам человека и гуманитарной помощи. «В этом вопросе слишком много политкорректности», - пишут немецкие газеты.
Намерение Германии наложить вето на присоединение Болгарии и Румынии к Шенгенскому договору поддержала также Финляндия. По словам главы МВД Финляндии Пяйви Рясянен, в настоящее время это было бы преждевременным шагом.
Но большинство экспертов не видят причин для паники. Так, профессор Герберт Брюкнер из Нюрнбергского института исследований рынка труда и занятости подчеркивает: «В Испании и Италии мы увидели, что болгары и румыны превосходно интегрировались на рынке труда этих стран. Они заняты в таких сферах, как уход за стариками и больными, в гостиничной и ресторанной отраслях, в строительстве». По мнению Брюкнера, мигранты не стали какой-либо особой обузой для национальных социальных систем, ведь среди румын и болгар, прибывших раньше в Италию и Испанию, уровень безработицы даже ниже, чем средний в этих странах.
Брюкнер также делает акцент на том, что среди граждан новых стран-членов ЕС, которые сейчас ищут работу, много специалистов с очень хорошим профессиональным образованием.
Согласно последним официальным данным, 35% мигрантов имеют законченное высшее образование, что даже выше, чем среди немецких граждан, ищущих работу. Поэтому Брюкнер не соглашается с теми, кто видит в мигрантах исключительно обузу: немецкие города и коммуны имеют от них также немалую пользу. Здесь его поддерживает уполномоченная по вопросам иностранцев города Дуйсбург Лайла Озмаль: «Считается, что каждый устроенный на работу высококвалифицированный специалист означает создание последующих рабочих мест. Такие люди являются нашим ресурсом, независимо от того, из какой страны они прибывают».
Есть еще один нюанс, о котором говорится не много. Комиссар Совета Европы по правам человека Нилс Мужниекс обращает внимание, что сотни тысяч человек в Европе не имеют гражданства вообще. «Безгражданство со временем не исчезает, а передается через поколения. Правительства должны действовать более энергично, чтобы разорвать этот заколдованный круг».
Но власти европейских стран, понимая, что надо усиливать борьбу с нелегальной миграцией, в основном идут путем усиления контроля на границах – как с помощью технических мер, так и через увеличение штата и полномочий пограничных служб.
Конечно, в значительной мере это касается синти и рома, которые переезжают в страны западной и северной Европы, спасаясь от дискриминации и преследований в своих странах.
Таких мигрантов часто приходится интегрировать с нуля и Лайла Озмаль считает, что как на национальном, так и на общеевропейском уровне необходимо создать условия для воплощения социальной политики, включающей интеграционные меры: дополнительные места в детских садах, медицинское обеспечение мигрантов, их профессиональную подготовку.
И откладывать такие меры некуда. Все чаще появляются сообщения о возрастании напряжения между местным населением и мигрантами. Профессор Брюкнер соглашается, что перед немецким обществом возникли новые вызовы. Но в то же время он предостерегает от создания стереотипов: «Хуже всего – это говорить: мигранты из таких стран, как Испания, хорошие мигранты, а из Болгарии и Румынии – плохие». Он убеждает, что необходимо избавиться от предрассудков и предоставить этим людям такой же шанс, как и всем другим.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.