Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Историческая память может подпортить украинско-польские отношения

Автор:
Богдан Олексюк
1 марта 2013, 09:00 0

В этом году исполняется 70 лет со времени кровавого украинско-польского конфликта на Волыни и в Галичине. Память этого печального события готовятся отмечать и в Польше, и в Украине. Так, 27 февраля в Варшаве прошел 5-й форум украинско-польского партнерства «Историческая память украинцев и поляков: правда и примирение», который открыли министры иностранных дел двух стран – Радослав Сикорский (Польша) и Леонид Кожара (Украина). Сопредседатели форума Павел Залевский и Анатолий Кинах обсудили планы по отмечанию годовщины трагедии.

Поляки, хорошо знающие свою историю, чтят память погибших, отмечая годовщины тех событий. В этом году следует ожидать особо резких выступлений польской правицы как против своих либералов, призывающих к примирению и взаимному прощению, так и против «нераскаявшихся украинских националистов», ставящих сегодня памятники своим предводителям, виновным, по их мнению, в «Волынской резне».

Люди, пережившие украинско-польский конфликт 1943-44 годов, вспоминают, что до этого украинцы и поляки жили мирно и дружно. Они уважали праздники друг друга, объединяли семьи, и не было никакой вражды. Когда 11 июля 1943 года были сожжены колонии поляков, для местных украинцев это было полной неожиданностью, и в большинстве они осуждали эти массовые нападения.

Украинские историки напоминают, что все началось за Бугом, где поляки жгли православные церкви и украинские села. Но возникает вопрос: почему вдруг поляки напали на украинцев? Оказывается, еще летом 1942 года фашисты начали реализацию плана выселения 200 тыс. поляков из четырех уездов Люблинского дистрикта. В выселении немцы задействовали украинских полицаев. А на отобранных землях расселялись украинцы из близлежащих территорий. Польское подполье отреагировало на это акциями возмездия, в которых тогда погибло около двух тысяч украинцев, а тысячи – стали беженцами. Беглецы селились на Волыни, разжигая здесь антипольские настроения.

И все же, это не дает ответа на другой вопрос: если антипольская акция на Волыни была ответом на антиукраинские акции поляков на Холмщине и Подляшье, то почему ее местом не были выбраны те же земли за Бугом? Почему в жертву было принесено невинное население Волыни? Причем, как польское, так и украинское: ведь предводители ОУН(р) должны были сознавать, что акции против поляков приведут к ответным акциям, в которых пострадают мирные украинские семьи. Руководители и украинского и польского подполья не могли также не понимать, что польско-украинским конфликтом постараются воспользоваться и немцы, и советы, стараясь разжечь его. И потому сегодня желание некоторых украинцев свалить всю вину за то, что случилось на немцев или энкаведистов – свидетельство недостатка мужества признать собственные ошибки и вину.

Многие свидетели не желают ворошить трагическое прошлое. Но среди живых еще есть украинцы, которые тогда спасали поляков. О них редко вспоминают. Но именно они, рискуя своей жизнью, проявили тогда человечность, и именно их поступки сегодня могут хотя бы частично оправдать украинский народ в глазах поляков.

Причины конфликта

Известно, что в начале 1943 года в Центральном и Краевом проводе ОУН шла горячая дискуссия о целесообразности проведения масштабных антипольских акций. Ряд видных деятелей ОУН выступали против этого, но победила другая линия. Таким образом, весной 1943 года, когда УПА взяла под контроль значительные территории на Волыни, было принято решение о выселении всех поляков за Буг и ликвидацию тех, которые останутся. Ликвидировать пришлось практически все польское население Волыни, поскольку руководство польского подполья приказало местным жителям оставаться. 11 июля 1943 года одновременно были уничтожены десятки польских сел и колоний.

Уцелевшие поляки группировались на так называемых базах самообороны, где объединялись в отряды. Они бежали в города под защиту немцев, или присоединялись к отрядам красных партизан. Конечно, их действия не ограничивались самообороной, и часто в ходе акций возмездия они уничтожали украинские села и хутора. Хотя руководство Армии Крайовой рассматривало сотрудничество поляков, как с немцами, так и с советскими партизанами, как измену Речи Посполитой, для волынских поляков важнее были не приказы руководства подполья, а инстинкт самосохранения, считает историк Игорь Ильюшин. Нередко поляки сознательно шли на сотрудничество с советскими партизанами с целью отомстить украинским националистам.

Но для ОУН и УПА большевизм и красные партизаны были врагом номер один, и за такое сотрудничество украинские повстанцы жестоко мстили местному польскому населению.

В результате нападений и стычек, по оценкам польских историков, на Волыни погибло около 60 тыс. поляков, а в Галичине – еще 35-40 тысяч. С украинской стороны погибло, по разным оценкам, от 15 до 30 тыс. человек. Из них около 10 тыс. – на территориях, принадлежащих сегодня Польше.

Методы и средства, примененные против поляков, принцип коллективной ответственности, распространенный на все местное население, в т.ч. стариков, женщин и детей, не могут быть оправданными и должны быть признаны украинской стороной преступными, считает ряд историков и публицистов.

Рассматривая причины конфликта, большинство как украинских, так и польских историков отмечают, что во время Второй мировой войны отсутствовало желание сторон достичь взаимопонимания. Фактически, на одних и тех же территориях поляки хотели возродить Речь Посполиту, а украинцы хотели построить свое независимое государство, отмечает доктор Гжегож Мотыка.

Во время переговоров, которые велись между польским и украинским подпольем, поляки предлагали украинцам поддержать их стремление к построению независимой и свободной Польши, обещая им культурную и национальную автономию на территории польского государства. В свою очередь, украинская сторона предлагала польской почти то же самое – чтобы поляки поддержали создание украинского независимого государства, а поляки, которые будут проживать на его территории, получили культурную и национальную автономию. Между тем, польские политики целиком поддерживали идею создания украинского суверенного государства на Надднепрянщине.

Вторая причина, на которую указывают историки, это национальная политика Второй Речи Посполитой, где все граждане, независимо от национальной принадлежности, имели одинаковые права. На практике же, украинцев часто трактовали как граждан второго сорта. В частности, после смерти маршала Пилсудского в польском государстве наблюдалось стремление ассимилировать украинское меньшинство. И это вызывало организованное противодействие.

Третьей причиной, по мнению историков, явилась идеология интегрального национализма ОУН. Многие именно в ней видят главную причину того, что случилось на Волыни.

Еще одной важной причиной была политика Третьего Рейха и СССР. Обоим этим государствам было выгодно, чтобы между поляками и украинцами существовал антагонизм, и их политика была направлена на разжигание вражды между этими народами.

Кроме того, репрессии и депортации, которые осуществляла советская власть, и массовое уничтожение евреев, которое проводил Третий Рейх, показывали, что можно безнаказанно истреблять целые этнические группы населения.

Не дело политиков

Сегодня иногда может сложиться впечатление, что большинство политиков – как в Украине, так и в Польше или в России – профессиональные историки. Они охотно комментируют и дают оценки неоднозначным событиям, которые разделяют народы. Понятно, что, в отличие от историков, они не ищут истину, а просто играют на настроениях избирателей, взгляды которых сформировались под влиянием пропаганды. Историки же постоянно подчеркивают важность ведения дискуссии по проблемным вопросам истории на научном уровне, не ожидая, пока их начнут использовать радикальные политические силы.

В погоне за сенсациями подлить масла в огонь любят и журналисты. Это особенно чувствуется в Польше во время приближения очередных годовщин трагедии. Идеализация Армии Крайовой (как и УПА в западных областях Украины) присуща практически всем полякам. А в преддверии годовщин «Волынской резни» – 60-й, 65-й, а теперь 70-й – подготовка к мероприятиям, приуроченным памяти жертв трагедии, постепенно превращается на масштабную антиукраинскую кампанию.

Даже такие респектабельные издания как Rzeczpospolita и Gazeta Wyborcza публикуют материалы, в которых украинско-польский конфликт однозначно рассматривается как геноцид польского населения на территории Волыни.

Таким образом, трактовка событий на Волыни и в Галичине в 1943-1944 годах превращается в средство борьбы за электорат. Тем временем, украинцы, проживающие в Польше, все чаще становятся заложниками прошлого.

Украинцы не желают помнить

Украинская сторона, вынужденная реагировать на обвинения в геноциде, не выработала единой позиции. Дискуссия вокруг темы Волынской трагедии показала, как мало мы знаем свою историю. Понятно, что в советские времена эта тема была запрещена, как были фактически запрещены и другие темы, связанные с деятельностью ОУН и УПА. Однако те другие темы давно раскрыты, имеется множество публикаций с воспоминаниями участников и очевидцев героической борьбы за самостоятельность Украины. А вот Волынская трагедия много лет замалчивалась. Не из чувства ли вины?

Ведь в коммунистической Польше эта тема также была запрещенной, но поляки помнили о Волыни и передавали эту память младшим поколениям. Таким образом, десять лет назад украинцы оказались в неравном положении с поляками.

Сегодня же историки, поработав в архивах и систематизировав данные, могут представить объективную картину того, что случилось – причины и масштабы. Но политики стараются использовать трагические страницы истории в своих корыстных целях, разжигая вражду и ненависть там, где должно быть прощение и примирение.

Признают ли свою вину поляки? Это их дилемма. В будущее легче идти с чистой совестью, и каждый оплачивает этот счет за себя сам.

В совместном украинско-польском заявлении в связи с 60-й годовщиной Волынской трагедии значилось: «В истории Европы много примеров национальной вражды, войн, крови, жестокости. Но, одновременно, есть примеры единения и взаимопонимания народов, которые хотели и смогли преодолеть даже самое сложное прошлое.

Моральной обязанностью тех, совесть которых и дальше волнует трагедия 60-летней давности, есть призыв к единению наших народов во имя будущего, во имя общей цели. Пусть умение прощать станет фундаментом лучшего будущего, добрососедства и украинско-польской дружбы». Этот призыв не утратил своей актуальности и сегодня.

 

 

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях