Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Водка заливает телевизор

Автор:
Артем Савушкин
7 февраля 2013, 15:29 0
Поделиться

По официальным данным Всеукраинской рекламной коалиции, в 2012 году украинские телеканалы заработали на рекламе почти 3,9 млрд грн. Деньги немалые. Еще 400 млн грн принесли спонсорские отчисления. А кто у нас главные спонсоры? Для того, кто хоть несколько раз в неделю включает телевизор, ответ очевиден – это производители алкогольной продукции. И спонсируют они телепрограммы и фильмы не для того, чтобы украинский зритель мог увидеть по «ящику» что-то стоящее и интересное, а преследуя свои конкретные цели.

Если кто не знает, согласно украинскому законодательству, реклама алкоголя в телеэфире в дневное время, а точнее, с 6 утра до 11 вечера, официально запрещена. Но телеканалы и производители крепких напитков нашли способ изящно и без потерь для обеих сторон обойти этот закон. Они используют дыру в законе «О рекламе», которая находится в абзаце 2 части 4 статьи 22 и заключается в разрешении на спонсирование теле- и радиопередач с использованием товарных знаков, под которыми выпускаются алкогольные напитки.

Наибольшие претензии к популярным телеканалам. Ими даже заинтересовалась прокуратура Киева, направившая обращение в Национальную экспертную комиссию по вопросам защиты общественной морали. В свою очередь, члены комиссии обратились в Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания с требованием принять меры по отношению к телеканалам, которые нарушают закон. А именно к Новому каналу, ICTV, СТБ, 1+1, 5 каналу и телеканалам «Украина» и «Интер».

В частности, в обращении комиссии отмечается, что канал «Интер» рекламировал торговые марки «Цельсий», «Перепелка», «Стелла Артуа». 5 канал в дневное время транслировал рекламу торговых марок «Перепелка», Okvin, «Цельсий». Торговые марки «Цельсий», «Шустов», «Хортиця» не раз появлялись днем на канале «1+1»; «Цельсий» и «Перепелка» – на Новом канале; «Плакучая ива» и «Перепелка» – на ICTV; «Цельсий», «Перепелка», «Хортиця» – на «Украине»; «Перепелка» – на СТБ.

В погоне за деньгами рекламодателей телеканалы не гнушаются даже тем, что показывают рекламу алкогольных спонсоров в мультфильмах (самый яркий прецедент – недавняя трансляция мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей» на телеканале ICTV). И это при том, что Украина занимает 1-е место в мире по уровню детского алкоголизма. Как говорится, ничего личного – просто бизнес.

Глава Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания Владимир Манжосов признал, что существующий закон «О телевидении и радиовещании» далек от совершенства, как и «Закон о рекламе», и оба они требуют серьезной доработки в самое ближайшее время.

«Свободная пресса» поинтересовалась, а как обстоят дела с рекламой алкоголя в других странах.

Выяснилось, что самое лояльное законодательство в этом отношении в США. Несколько уважаемых организаций, таких как Государственная торговая комиссия, Подкомиссия сената США, Государственный департамент охраны здоровья и человеческих ресурсов и Техасский университет провели ряд социологических исследований по поводу влияния рекламы на злоупотребление алкоголем. Заключением этих исследований стало то, что особой связи между рекламой алкоголя и его потреблением, а тем более злоупотреблением, не существует.

Последние решения Верховного Суда по делам о коммерческой рекламе основаны на принципе, что потребители должны иметь гарантированный доступ к свободно распространяемой точной информации о разрешенной коммерческой деятельности и разрешенных для продажи товарах. Следовательно, реклама потенциально вредных для здоровья, но тем не менее законных товаров (таких, как алкоголь) имеет такие же права, как и реклама прочих разрешенных товаров. И хотя у каждого из штатов имеются широкие конституционные полномочия по контролю за алкогольной промышленностью, на федеральном уровне ограничений, касающихся рекламы спиртных напитков, на сегодняшний день не существует, отмечает «МедиаБизнес».

Франция – полная противоположность США. Здесь государство вообще запретило алкогольную рекламу на ТВ и сильно ограничило ее в других медиа. Закон Луи Эвина «Об ограничении рекламы алкоголя», принятый в 1991 году, запрещает как прямую, так и косвенную ТВ-рекламу алкоголя, включая пиво, а также спонсорство алкогольными брендами телепроектов. Аналитики отмечают, что французы пить меньше не стали, а вот казна не досчиталась многих миллионов евро.

Интересно, по какому пути пойдет Украина и поможет ли это стране покинуть высокую шестую позицию в рейтинге самых пьющих стран мира.

 
Поделиться

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Последние новости

читать
Мы в соц.сетях