Минздрав и главный санитарный врач разработали «Рекомендации по организации противоэпидемических мероприятий в учебных заведениях в период карантина в связи с распространением коронавирусной болезни». Фактически, это установки для директоров школ.
Рекомендации Минздрава это не все, что нужно знать учебным заведениям, а только «матчасть»: безопасные условия работы. Теперь Минобразования объяснить, как организовывать обучение. Заместитель министра образования Любомира Мандзий пообещала, что школам пришлют рекомендательные письма.
Честно говоря, «письма счастья» от министерств немного опоздали, они нужны были на вчера, потому что школам понадобится время, чтобы подготовиться к 1 сентября. Рекомендации И не только школам. Уже сейчас должны проходить тендеры на закупку масок, дезинфекторов, термометров и тому подобное. А на них не выделено денег. Это должен сделать местные власти. Но все местные бюджеты смогут справиться с такими затратами?
Вообще, прежде чем выдавать рекомендации о работе школ, не мешало бы узнать об их реальные возможности. Например, в международных рекомендациях «План действий по восстановлению работы школ», разработанных при поддержке ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, Всемирного банка и WFP, власти советуют тщательно собрать и проанализировать данные о том, способны школы поддерживать безопасную деятельность (площадь классов, количество учеников, наличие санитарно-гигиенических помещений, как дети добираются домой из школы и т.д.). А уже потом начинать их открывать. Возможно, не все сразу и не на полный день.
На время карантина Украине делить на четыре зоны. Но в рекомендациях Минздрава для школ об этом не упоминается. Судя по всему, они рассчитаны на легкую, зеленую зону. А что с другими?
Многие нормы, которые есть в сегодняшних рекомендациях МЗ, давно обсуждаются . Но появились и новые. Объясняем, которые. А также рассказываем, как решают подобные вопросы в Китае (установки Минобразования страны) и Южной Корее. В распоряжении ZN.UA также советы школам, подготовленные международным сообществом - «Руководство по профилактике и контролю за COVID-19 для школ», разработанное при поддержке ЮНИСЕФ, ВОЗ, Красного Креста. Надо отметить, что в целом шаги, которые предлагает наше правительство, совпадают со всеми этими рекомендациями. Однако есть и отличия. Мы собрали также мнения наших педагогов-практиков о новых идеях.
Согласно рекомендациям украинского Минздрава, температурный скрининг на входе в школу обязателен только для учителей. А учеников ежедневно опрашивать о самочувствии учителя (педагогические работники). Если обнаружат признаки ОРВИ, ребенка имеют изолировать в специально отведенное помещение и сообщить об этом родителям.
«Опрос будут не очень эффективны, - говорит знакомая учительница. - Мы по опыту знаем, что некоторые родители посылают в школу больных детей: мама утром дала таблеточку и успокоила себя, авось. Поэтому термоскрининг для детей важен - это и противоэпидемической меры, и знак для родителей, чтобы они больных детей в школу не отправляли ».
Как решается вопрос в других странах, в рекомендациях, которые мы имеем, не сказано. Но интересно, что в Южной Корее сбор информации о самочувствии учителей и учеников начинают за две недели до начала обучения. Тогда же оцениваются и риски - кому можно возвращаться в школу.
Важно также оперативно собирать информацию об эпидситуации в школах. И это не наши телефонограммы в районо. Например, в провинции Юньнань создали специальную электронную платформу Yunnan Education Cloud, куда школу каждый день загружают свежие данные.
Вход в школу будет разрешен только в масках, а вот на уроках использовать их не обязательно.
Это означает, что ребенок много раз за день снимать и надевать маску (следовательно, она будет нестерильной). При этом вряд ли реально для ребенка каждый раз обрабатывать руки антисептиком. Куда класть маску, снятую на уроке - в портфель, на парту? А если она упадет на пол?
Обязаны учителя быть на уроках в масках, в рекомендациях МЗ четко не сказано. Наверное, учителей касается рекомендация «защитные маски могут не использоваться при проведении занятий в учебных помещениях». А вот в установках для школ Китая сформулировано однозначно: «Педагогические работники обязательно должны носить маску во время урока».
Украинские рекомендации предлагают избегать скоплений людей, но позволяют при необходимости проводить совещания и педсоветы. А вот МОН Китая замечает: нужно избегать любых собраний и организовывать онлайн-встречи.
В школьной столовой запрещены «шведский стол» и самообслуживания. Питание - по графику (чтобы избежать скопления), между столами должно быть расстояние 1,5 метра, за столом могут сидеть одновременно не более четырех учеников.
Но это сложно сделать в переполненной школе, где дети учатся в две смены, а обед длится три перерыва, причем на каждой одновременно питаются три-четыре класса.
Некоторые наши школы пользуются услугами кейтеринговых компаний. В установках Минобразования Китая написано: «Во время эпидемии пищу извне доставлять запрещено».
Интересно, что ранее обсуждалась идея соблюдать расстоянии 1,5 метра между учениками и в классах. Но для государства это дорогое задоволення- нужно делить классы на подгруппы, а значит искать дополнительные кабинеты и средства на зарплату учителям. Поэтому в свежих рекомендациях о социальной дистанцию во время уроков не идет.
А в международных рекомендациях отмечают: по возможности, расстояние между учениками на уроке должно быть не менее метра. В Китае учителя должны преподавать на подиуме - это уменьшит их тесное взаимодействие с учениками.
Нужно минимизировать движение учащихся между кабинетами. Например, отказаться от кабинетной системы и сделать так, чтобы один класс был в одном кабинете в течение дня. Рекомендуется также разработать такой расписание уроков, чтобы в различных классов и групп занятия начинались в разное время.
Так же поступают и в других странах. Однако знакомая директор школы не совсем согласна с такой нормой: «Можно оставить специализированные кабинеты физики, химии, - туда классы будут приходить на лабораторные работы».
В конце рабочего дня нужно проводить дезинфекцию поверхностей - и это не только парты, но и стулья, дверные ручки, перила и тому подобное. Такая же рекомендация содержится в рекомендациях других стран и международных организаций. А вот в МОН Китая школам предлагают дезинфицировать даже книги, игрушки и вентиляционные решетки.
В Южной Корее дезинфекция школьных помещений бывает нескольких видов: периодическая (генеральная уборка раз в два-три месяца, в зависимости от эпидситуации), ежедневная и временная (если в школе обнаружено больного). Итак, школы самостоятельно выполняют только ежедневную дезинфекцию, а для всего остального приглашают специальную компанию.
Дезинфекция в школах становится едва ли не главной задачей. Итак, на уборщиц ляжет дополнительная нагрузка, причем связано с работой с дезинфицирующими средствами. Но захотят ли они так работать за свои низкие зарплаты?
В международных рекомендациях указано, что нужно обратить внимание на очистку и дезинфекцию туалетов, утилизации мусора, качественное водоснабжение. А у нас даже не все школы имеют туалеты в помещении. На фоне этого советы Минздрава по бумажных полотенец, жидкого мыла и дезинфекторов в школьных санузлах выглядят несколько идеалистически. Найдет местные власти на них деньги там, где ей не хватает средств даже обустроить туалеты?
Не у всех школах есть медработники. А в рекомендациях МЗ сформулирована задача и для них. Как быть тем, у кого в медпункте пусто? В Южной Корее, где тоже не все школы обеспечены медиками, вакансии на время эпидемии планируют закрыть врачами-интернами. Что делать наши школы - неизвестно.
Для того, чтобы карантин не оставался только на бумаге, нужна санпросвитницька работа. В наших рекомендациях МЗ обязывает директора провести инструктаж для учителей, а для детей повесить плакаты об этикете кашля и респираторную гигиену.
В Китае, по рекомендациям МОН, в школах проводят занятия по медицинскому образованию с привлечением специалистов. Школы размещают на своих сайтах и в соцсетях информацию о том, как защитить себя во время пандемии.
В международных рекомендациях также указано, что нужно расширить перечень услуг по психологической поддержке учителей и учеников во время пандемии.
Интересно, почему у нас для школ выдали именно рекомендации, а не обязательный для выполнения приказ? «Итак, молитесь на директора школы, чтобы он действительно занимался соблюдением карантина», - говорят родители. Но директора тоже не в восторге. «Рекомендации - это значит, что никто не несет ответственности, - говорят они. - При этом нет финансовой автономии школ и денег под идеи. Соблюдение карантинных требований требует затрат ».
Рекомендации нашего МЗ очень общие и обтекаемые. Их следовало бы доработать, но времени уже нет. Они возлагают все проблемы и всю ответственность за создание безопасной среды на директора школы и местные власти как ее основателя. С одной стороны, это не лишено логики, а с другой - есть системные вещи, которые нужно организовывать на государственном уровне. И отделаться общими фразами типа «мойте руки, и удачи» государство не может.
Оксана Онищенко
Комментарии
1UA . В БОРОТЬБІ З ЄВРЕЙСЬКОРОСІЙСЬКИМ КАГАЛОМ ВБИВЦЕЮ СОТЕНЬ МІЛЬЙОНІВ ЖЕРТВ ЛЮДСТВА ТИ НЕ МАЄШ ПРАВА ВМЕРТИ І ЗАЛИШИТИ ДІТЕЙ І В НУКІВ З КАТАМИ ПУТІНИМ ТРАМПОМ ЗЕЛЕНСЬКИМ.........БОГ РУСЬ ЛЮДСТВО ДІТИ ВНУКИ.........