Только в 2012 году в столице разразилось больше десятка скандалов вокруг объектов строительства. История некоторых из них тянется уже не один год, а некоторые — вполне «свежие». Новое веяние — использование общественных организаций-защитников города в интересах рейдеров. От их имени удобно делать заявления, проводить различные мероприятия (забастовки, пикетирования и т.д.). Общественная организация позволяет обезличить интерес и создает эффект «общественного возмущения» по тому или иному поводу.
«В 90% случаев все общественные организации, участвующие в конфликтах, являются по большому счету - фикцией. Они создаются заинтересованными лицами и, в реальности, отстаивают не интерес общественности, а шкурные интересы кого-либо из конфликтующих сторон. Некоторые общественные организации, созданные под определенный проект, со временем «отправляются в открытое плавание» и начинают предлагать свои услуги всем без разбора. Они, обычно, имеют громкое название, лидера с подвязанным языком и двух-трех организаторов, которые умеют рекрутировать людей, разбираются в техническом обеспечении акций, имеют креативный образ мышления», прокомментировал «Свободной прессе» Захар Чистяков, управляющий партнер агентства конфликтного PR «PRiZ».
Нынешнее отсутствие массовой активности общественников объяснить легко:
«Несмотря на появление правок в существующие законы по градостроительной деятельности и появление новых про реконструкции ветхого жилья суть конфликта между застройщиками и общественниками не исчерпана», сообщил «Свободной прессе» Евгений Белоусов, представитель общественной организаций «Современный город».
Отсутствие активности сейчас не означает, что их не будет в дальнейшем. Есть потенциальные направления по которым между городской властью застройщиками и общественниками (жителями) еще будут споры.
Во-первых, мелкие девелоперы, при улучшении экономической ситуации, вернутся к отложенным в «корзину» проектам в центральных районах и парковых зонах столицы.
Во-вторых, в Киеве не согласованы топографические планы районов и есть ряд крупных проектов, которые еще ожидаются. Например, реконструкция набережной возле Днепра или застройка островов.
В-третьих, рано или поздно и начнется массовый перевод жилого фонда под объединение собственников многоквартирных домов. Тогда на повестке дня станет вопрос придомовых территорий, которые кому-то уже отданы в аренду.
В-четвертых, несмотря на наличие закона, открыт вопрос реконструкции «хрущевок» и «сталинок» с переселением жителей. Это перспектива ближайших 5-10 лет. Нет механизмов и удачных примеров. Не одна инициатива застройщиков ранее в данном направлении не увенчалась успехом.
В-пятых, в Киеве достаточно много гаражных кооперативов в т.ч. в центральных частях города, которые функционируют с нарушением или самовольно. Это потенциально интересные территории для застройки.
Сегодня стоимость компании против застройки может стоить порядка $20 тыс. в день. Как сообщил «Свободной прессе» представитель известной общественной организации, по защите Киева, в 2005-2008 гг. откат за прекращение протестов населения обычно составлял 0,5-1% от стоимости проекта. «Все, конечно, зависело от проекта и количества грязи. Но больше процента не было. Чаще откупались квадратными метрами (квартирами в строящемся доме), но некоторые платили и кешем», признался источник.
Впрочем, цены очень зависят от масштаба, сил, которые стоят за этим проектом, остроты проблемы самого проекта.
По мнению Чистякова, противодействовать подобным организациям можно, однако это дело профессионалов. Вариантов противодействия множество: «раскрытие глаз» общественности на факты личной заинтересованности организаторов акций, на факты прямого заказа, работа с общественностью для разъяснения целей, против которых выступают «общественность» и т.д.
«В Киеве так и не появились общественные инициативы по благоустройству территорий, которых множество в Москве и Санкт-Петербурге. Эти движения у наших соседей не ждут пока городские власти или застройщики что-то сделают, а на свободные пожертвования самостоятельно делают для города благоустройство. Есть отдельные творческие личности, которые делают графити на старых домах или ставят необычные скульптуры («Ежик в Тумане» и другие), а массовых и постоянно действующих инициатив нет», прокомментировал Белоусов.
В любом случае следует помнить, что общественное возмущение требует лидера, пассионария, который способен сплотить вокруг себя всех заинтересованных лиц, внятно выразить общую идею, возглавить движение. В современных реалиях подобные «проекты» мало осуществимы без денег, интересов и поддержки сильных мира сего. Вот только они редко хотят, чтобы их личный интерес был виден и привыкли прикрываться мнением общественности.
Комментарии
1Нельзя писать так однобоко - выпячивается заказной характер статьи.
"использование общественных организаций-защитников города в интересах рейдеров."
Каких рейдеров-то? Которые дают откаты до 1% за прекращение протестов?
Это как раз и рейдеры, которые уплотняют застройки в городе, пользуясь тем, что наши люди не привыкли активно протестовать, да и попросту заняты на работах...