Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Большой брат ведет себя как родной

Автор:
Олег Кобенек
28 ноября 2012, 17:47 1

В сентябре 2012 г. в Днепропетровске создан электронный реестр пациентов. За два месяца в базу внесены данные более 370 тыс. человек. В свою очередь, Главное управление здравоохранения Киевской городской госадминистрации сообщило о планах создания аналогичного реестра пациентов. Без промедления отреагировал на эту новость глава Всеукраинского врачебного сообщества Олег Мусий: «Украина не готова к созданию электронной базы данных пациентов».

Опасение эксперта вызвало обеспечение сохранности данных. «Одно дело оставить карточку в регистратуре одной больницы, и совсем другое - когда эти данные могут разойтись по всему интернету. Закончиться может тем, что базы данных с болезнями пациентов будут продаваться на рынках», - добавил Мусий. Кроме того, чиновники заявили о планах создания в Украине единой базы данных по всем расследованиям силовиков, базы биометрических данных, базы социально незащищенных семей.

Учитывая стремление властей собрать информацию обо всех и обо всем в Украине, вопрос безопасности данных как никогда актуален.

Финансовый ущерб от утечек конфиденциальных сведений из корпоративных баз данных по всему миру в прошлом году, по данным
компании Infowatch, превысил $200 млн.

Крупнейшее мошенничество с медицинскими данными в США в 2012 году оценивается в $35 млн.

Второе по величине мошенничество с базами данных, по оценкам Infowatch, зарегистрировано в Китае. Украденные данные пользователей смарт-карт Octopus принесли мошенникам доход в $34 млн.

По данным аудиторской компании Boston Consulting, персональные данные приносят европейским интернет-компаниям ежегодную прибыль в размере €300 млрд. В настоящее время они зарабатывают на каждом пользователе примерно €1 тыс., а уже к 2020 г. суммарный доход достигнет отметки €1 трлн.

По мнению аналитиков, данные становятся основным товаром сетевой экономики. Как прогнозирует Boston Consulting, до 2020 г. часть интернет-услуг в ВВП Европы достигнет показателя в 8%, и существенная доля будет приходиться на анализ и сбор персональных данных.

До появления интернета информацию о личных данных отдельного человека заполучить было практически невозможно. Первый кардинальный сдвиг произошел с изобретением компанией Google контекстной рекламы.

Пользователи и не подозревали о том, что об их действиях собирается какая-то информация. На основе этой информации им стали предлагать товары и услуги.

Второй сильный сдвиг произошел с приходом социальных сетей. Люди сами стали рассказывать о себе базовую информацию. То, как их зовут, сколько им лет, где они учатся или работают.

В последние два года информации о пользователях стало появляться еще больше. Доступным стало текущее местоположениие человека (Foursquare, GoWalla), можно узнать, кто что к смотрит в кинотеатрах и по телевизору (MisoTV, IPTV).

Оператор сотовой связи знает о каждом человеке (при контрактном подключении - даже паспортные данные абонента) очень много информации: сколько человек тратит денег на телефон, какая у него модель телефона, ездит ли он по Украине или заграницу. Только по этим трем пунктам легко определить доходы абонента.

Дополнительную информацию о клиенте даст список посещаемых на мобильном телефоне сайтов, платит ли он за контент (звонки и сообщения на короткие номера с повышенной тарификацией), использует ли SMS. Трудно поверить в то, что базы не продаются третьим лицам, когда чуть ли не ежедневно приходит SMS-спам, сообщающий о новых службах такси.

Согласно исследованию в рамках VIII Международного форума «Лояльный покупатель: где у него кнопка?», опубликованному в августе 2012 г., 72% жителей украинских городов с населением от 100 тыс. человек имеют хотя бы одну дисконтную карту. Это означает, что каждый раз, когда вы оплачиваете покупки и даете кассиру карту — магазин узнает ваши предпочтения.

Ритейлер знает, как часто вы ходите в магазин, покупаете ли алкоголь, если да, то по какой цене, в какой именно магазин вы ходите обычно и как далеко он расположен от дома. Напомним, что при получении карты заполняется анкета с домашним адресом, информацией о наличии автомобиля и детях.

Авиакомпании знают, куда вы летаете, туроператоры знают, где и с кем вы отдыхаете, метрополитен знает ваши маршруты передвижения. Каждая компания что-то знает о вас. Если не о вас конкретно, то общие сведения о вас точно имеются.

Не так заметно, но так же неумолимо вторгаются в вашу личную жизнь интернет-корпорации.

Многие считают, что при поиске в Google все видят одинаковые результаты — те, которые Page Rank кажутся наиболее релевантными. С декабря 2009 г это совсем не так. Сейчас корпорация Google официально использует 57 алгоритмов при выдаче результатов поиска. Сюда входит все: где вы когда-либо регистрировались, каким браузером пользовались, что искали и даже если вы разлогинились, система будет показывать вам страницы, на которые вы с наибольшей вероятностью нажмете.

Подобную персонализацию результатов использует большинство технологических гигантов – например, Facebook, Microsoft, Apple, Yahoo. Смартфон уже знает, куда мы идем, кому звоним, что мы читаем — он также может определить, идете ли вы на работу, едете в машине или отдыхаете на вечеринке.

По данным исследования Wall Street Journal, Топ-50 интернет-сайтов от CNN до Yahoo устанавливают в среднем каждый по 64 cookies. При поиске слова «депрессия» на сайте Dictionary.com сайт установит 223 cookies на ваш компьютер таким образом, чтобы рекламодатели cмогли доставить вам рекламу антидепрессантов. Если вы задаетесь вопросом, изменяет ли вам ваша жена, будьте готовы к преследованию рекламы теста на ДНК.

С точки зрения бизнес-стратегии, формула очень простая: чем большую персонализацию предложит Google, тем больше рекламы у него купят, тем большая вероятность для клиента, что пользователь кликнет на эту рекламу. Amazon делает продажи на миллиарды долларов, предсказывая, что будет интересно конкретному человеку. Более 60% закачанных фильмов в США и продаж DVD-через Netflix происходит благодаря догадкам о предпочтениях зрителей.

Незаметно, но с каждым днем пользователь читает все больше то, что отбирает для него «поведенческие алгоритмы». Новостная лента в Facebook ориентирована на конкретного пользователя и становится важным источником информации — 36% американцев до 30 лет получают новости из социальных платформ. Популярность Facebook по-прежнему растет с каждым днем по всему миру.

Как обстоят дела с защитой персональных данных в Украине, «Свободной прессе» рассказал глава Государственной службы по вопросам защиты персональных данных Алексей Мервинский. По его словам, в службу подано больше 2 млн заявок на регистрацию баз персональных данных. По подсчетам ведомства, всего в Украине таких баз 3 млн.

«Ежедневно в Государственную службу по вопросам защиты персональных данных поступает до 20 обращений от граждан, считающих, что их права на защиту персональных данных нарушаются. Большинство таких обращений абсурдно. Интернет-пользователи должны сами понимать, что и как они делают в сети, кому и зачем они передают информацию о себе», - прокомментировал чиновник.

В свою очередь, председатель правления Комитета избирателей Украины Александр Черненко утверждает, что наиболее часто используются персональные данные украинцев во время выборов. «То, что базы персональных данных гуляли по штабам, не секрет. По неофициальным данным, реестр избирателей местных выборов 2010 года можно было приобрести по цене $1 тыс. за область. Более свежие и актуальные базы, за распространение которых предусмотрена уголовная ответственность, стоили намного дороже»,- рассказал эксперт.

А теперь вернемся к идее создания медицинских и других баз с персональными данными в Украине. Бесспорно, такие базы нужны, но нет уверенности в своевременности их появления. Уже по той причине, что легкомысленно доверять персональную информацию о себе служащему, например сотруднику медучреждения, с зарплатой в 1500 грн.

 

Комментарии

1
Zaragozano 30.11.2012, 14:53

и что делать, если эти процессы необратимы?

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях