Сегодня, 24 ноября, в Киеве проходили неофициальные мероприятия в память о жертвах голодомора и политических репрессий 1932-33 гг.
Официальные мероприятия с участием первых лиц украинского государства, посвященные памяти жертв голодомора 1932-33 гг прошли в пятницу. В субботу днем сотни киевлян пришли не по долгу службы, а по своей воле на Михайловскую площадь, чтобы почтить память погибших.
Как только стало темнеть, на площади у памятника жертвам голодомора зажглись несколько десятков свечей. На огонек стали подходить люди разных возрастов, расставляя у подножия монумента специальные лампадки. Кто-то щелкал зажигалкой, чтобы зажечь принесенную из дому свечу, кто-то отправлял за огнем в Михайловский Златоверхий собор.
Большинство людей на площади не задерживались. Подходили, ставили свечи или лампадки. Постояв в молчании несколько минут, уходили. Многие приходили с детьми. Мальчик Арсений, которого отец настойчиво звал пить чай, не спешил присоединиться к родителям в ближайшем кафе, а подбегал к своей лампадке несколько раз, чтобы проверить, как там огонек, не погас ли. Девушка, поставив свечу, обратилась к своему парню: «Давай, сфоткай меня и поскорее выложим картинку в Facebook». Китайские туристы фотографировали происходящее на мобильный телефон, фотографировались сами.
Зажженных свечей становилось все больше, и один из тех, кто раздавал всем желающим лампадки, начал выстраивать из них крест. «Я не знаю, что они делают, но выглядит красиво, - бросил своей спутнице турист из России. – А, это монумент погибшим от голодомора, ну, давай зайдем в собор».
У самого памятника стоит старик в зеленой панаме, на плече у него клетчатая хозяйственная сумка, в руках – церковная свеча. Он, не отрываясь, смотрит на огонь свечи и бормочет беспрестанно: «Я пережил это». Его звать Иван Дмитриевич, и он не прочь поговорить о великом голоде. Всем, кто оказывается поблизости, он рассказывает, что в 1933-м ему было пять лет, вспоминает, как спасались от голода в Прилуцком районе Черниговской области и называет родственников, которые не выжили.
Люди стоят небольшими группками. Разговоры, в основном, ведутся о политике. Но, спохватившись, пришедшие на Михайловскую площадь начинают вспоминать своих родственников и знакомых, которым довелось жить в те трудные годы. Многие просто молятся, ни с кем разоваривают.
Элегантно одетая женщина подходит к месту, слева от монумента, где раздают лампадки. Она говорит: «Я поставила одну свечу, а теперь решила поставить за каждого из четырех родственников отца, умерших от голода в Полтавской области». Она дает шоколадку парню, который раздает лампадки, он отказывается, но женщина настаивает: «Сегодня день памяти, так принято».
Чуть поодаль небольшая группка запускает в небо китайские фонарики. Мужчина в оранжевой шапочке – он здесь за старшего, говорит, что живет в Америке, где «учится свободе».
«Да, этому надо учиться, иначе вместо свободы от греха мы получаем то, что видим сейчас в Украине – свободу греха», - поучает он.
Первокурсники исторического факультета Черниговского пединститута прибыли в Киев на экскурсию специально в этот день, взяв с собой свечи.
- По-хорошему, конечно, надо было почтить память именно в Чернигове, но так предложила наша преподавательница, - говорит студентка.
Пожилой мужчина следит за вырастающим вширь крестом из свечей. Его звать Василий Кузьмич, он постоянный участник акции памяти жертв голодомора. Сам он из Черниговской области, и ему есть что вспомнить.
- Все в селе Ольгино вымерли от голода, но если верить статистике, там погиб только один человек, - возмущается он, и говорит, что люди не сделали правильных выводов из тех событий.
- Моей матери 90 лет, она пережила голодомор. Сейчас у ней пенсия 900 гривен. Вы считаете, можно не умереть с голоду, если жить только на эти средства?
Время от времени к нему подходят люди, благодарят за лампады и спрашивают, на чьи деньги проводится эта акция. «Вам не все равно? Считайте, что за государственные. За народные деньги», - отвечает он.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.