Как цыгане тяготели к красивым лошадям и норовили их постоянно выкрасть, так и нынешние угонщики все чаще зарятся на «породистых железных коней», которых также уводят из стойла и перепродают, только вместо подков перебивают номера. В Украине в последнее время количество угонов не только не уменьшается, но и постоянно растет. В чем же основные причины такого оживления?
Считается, что точка отсчета автоугонов берет свое начало 8 июня 1896 года, когда в Париже был уведен Peugeot у одного состоятельного горожанина. С этого дня начался расцвет этого бизнеса, а рынком сбыта сразу же стали Югославия, Турция и страны Ближнего Востока. Если перед началом и во время Второй мировой войны автокражи были, скорее, исключением, то в послевоенное время в сравнительно небольшие сроки угоны приняли масштабы транснационального бизнеса. Расширению этого рынка в 70-х годах прошлого столетия поспособствовала сицилийская мафия, которая налаживала поставки машин в Австрии, Франции, Швеции.
Советский Союз на этом фоне был тихой гаванью, поскольку после войны автомобили были редкостью: «эмки» или «ЗИСы» был разве что у ветеранов и «заслуженных» и то не у всех. А когда начали появляться более поздние шедевры отечественного автопрома, их тут же запирали в гараж под семь замков. Правда, это не мешало уже нашим угонщикам справляться с такими трудностями. Позже, когда на наших улицах стали изредка появляться иномарки, на них смотрели: кто – с любопытством, кто – с восхищением. Они смотрелись как инородные тела в организме среди одинаковых клеток. А после распада СССР плотину прорвало: начали ввозить все, что могло представлять коммерческий интерес, стихийно стали возникать авторынки (в том числе и «черные», разумеется), где продавали в числе прочих и угнанные, и утопленные, и битые авто.
По дорогам Украины сегодня ездит масса автомобилей, которые уже привычно стали давать определения премиум-класс, бизнес-класс. Причем нередко можно лицезреть и «кайены», и «хаммеры», которые в европейских странах и даже в небедных Арабских Эмиратах встречаются гораздо реже. Дело здесь даже не в том, что «граждане воруют – страна богатеет», а в том, что в своей погоне за статусом и престижем люди создали и старательно поддерживают автоугонный бизнес, который нацеливается на машины «в тренде». Не в последнюю очередь интерес для автоворов представляют и менее престижные, но не реже угоняемые ВАЗы и Daewoo.
Причины, по которым угоняют автомобили, различные: от неудовлетворенности жизнью и до элементарной злости на богатеев и просто зажиточных граждан, разъезжающих на персональных авто. Ну а поскольку изящные никелировано-хромированные иномарки комфортнее и престижнее, то они и привлекают большее внимание угонщиков, как сороку – все блестящее.
Перефразируя известную пословицу, неугнанный «Запорожец» гораздо надежнее угнанного «Мерседеса». А статистика угонов за 2013 год, например, в столице говорит о том, что наиболее привлекательными для угонщиков являются ВАЗы, потому как здорово пользуются спросом запчасти. В этой же категории находятся и Daewoo Lanos. В Харькове «хитами» прошлой осени стали «немцы» - BMW X5 и X6. Причем, по данным ГАИ, за неполный месяц увели четыре таких машины. Но если немецкие машины «серые» дилеры и автоворы завозят пачками, разбирая на запчасти, то с японскими авто все несколько иначе: их техобслуживание недешевое, а сами запчасти не столько дефицитные, сколько дорогие. Поэтому угон «японца» может принести неслабую прибыль угонщику. Среди «передовиков» прошлого года оказались модели Toyota: Camry и Land Cruiser, а также Honda Accord.
Элитные и эксклюзивные машины интересуют угонщиков в последнюю очередь. Не потому, что на них нет спроса – как раз «чем-то этаким» и интересуются. Дело в том, что автомобиль, выделяющийся на фоне серийных моделей легче найти, а значит – кража практически не имеет смысла. Но и здесь могут быть исключения.
Например, когда в начале 90-х в Москве был угнан редчайший экземпляр «Альфа-Ромео» 1940 года выпуска, было очевидно, что бессмысленнее угон трудно представить, поскольку найти такую машину проще пареной репы. Стоит мошенникам «засветить» машину на регистрации в ГАИ, как их возьмут «тепленькими». Но здесь получилось несколько иначе. Угонщик перекрасил ретро в цвет своего личного автомобиля, навесил и свои номерные знаки. И... таможенники прохлопали ушами, а машина была продана в Германии частному коллекционеру за приличную сумму. Но самое интересное, что машину угнали с платной стоянки, из гаража, который находился перед самой сторожевой будкой. Так что эксклюзив – далеко не гарантия от угона.
В угонном бизнесе, как и в любом другом, спрос рождает предложение. Здесь тоже бывает так, что имеется заказчик, который хочет приобрести вполне конкретную модель с внятно обрисованной комплектацией и в относительно небольшие сроки. Такие объявления мониторят угонщики, затем поднимают базу данных ГАИ и приступают к выполнению заказа.
Способов угона машин существует множество. Один из самых простых – ночью в машину, стоящую перед жилым домом, бросают легкие предметы, которые не причиняют ущерба, но зато «оживляют» сигнализацию. Когда терпение хозяина и соседей, мечтающих мирно заснуть, иссякает, владелец отключает «сигналку» и машину после этого спокойно угоняют.
Или, например, во время движения по трассе жертву обгоняют и жестами показывают, что спустило заднее колесо (вариант – плохо заперт багажник). Водитель останавливается (злоумышленники останавливаются тоже), выходит из машины посмотреть на колесо, забывая заглушить мотор, и в этот момент автомобиль угоняется.
Кстати, проведение техобслуживания в непроверенных незнакомых СТО может стоить автомобиля. Сейчас появилось довольно много мастерских, которые предлагают свои услуги по техническому обслуживанию. И когда хозяин спокойно передает такой мастерской ключи и автомобиль якобы для совершения обслуживания, он сильно рискует, ведь сделать дубликат ключей и брелка — дело нескольких минут. Кроме того, установить нелегальное оборудование (прослушивающие устройства, блокиратор иммобилайзера и пр.) в автомобиль таким автомастерским тоже не составит труда.
В Украине в конце прошлого года автоворы ввели новую моду: кражи на светофорах. Причем это касается не только угонов, но и «чистки» салона от сумки с деньгами, документами и всем ценным, что может попасться на глаза. Словом, схем множество.
У угнанной машины три основные дальнейшие судьбы. Первый – ее перекрашивают, перебивают номера на кузове и двигателе, покупают новые документы, и затем продают полностью укомплектованный автомобиль. Второй – машину разбирают на запчасти и тоже продают. Третий – угнанные автомобили переправляют, например, куда-нибудь в бывшие союзные республики.
Разумеется, бывшие автовладельцы не сидят сложа руки и направляются с заявлением о пропаже транспортного средства в ГАИ. И если удается после разосланной ориентировки найти машину по «горячим» следам, то хорошо. Но нередко правоохранители, заваленные подобными заявлениями, ищут в том случае, если машина не уплыла за бугор или если предвидится небольшое вознаграждение.
В начале 90-х годов в Англии автоугоны и другие преступления, связанные с транспортными средствами, носили массовый характер. Однако после того, как 1992 год власти объявили годом поведения мер по предупреждению угонов автотранспорта, в течение следующего года количество угнанных машин заметно снизилось. Этому способствовали рост общественного сознания, изменение отношения автовладельцев к угонам, создание автодружин и активных групп, а также денежное стимулирование мер, направленных на повышение противоугонной безопасности автотранспорта, со стороны страховых компаний. Кроме того, создание мощной поисково-информационной системы и введение экспертов в составы спецгрупп по борьбе с угонами.
В Западной Германии в свое время был бум угонов, когда статистика не поспевала за совершаемыми преступлениями. Но полицейские стали действовать активнее, к тому же сами автомобилисты поголовно начали повышать «обороноспособность» своих машин, оснащая их все более совершенными системами сигнализации.
В европейских странах (хотя и не везде одинаково хорошо) уже прижилось среди правоохранительных структур делиться опытом и разгаданными схемами угонов, что, конечно же, способствует предотвращению подобных случаев в будущем. К примеру, в той же Германии одно время автоворам приглянулись VW Golf и Audi-80 до такой степени, что крали их чуть ли не пачками. Полицейские ломали голову, почему именно эти машины становятся добычей угонщиков, пока не наткнулись на конструктивные особенности этих автомобилей. Оказалось, замок на крышке топливного бака у них в точности соответствует единой системе замков зажигания. Угонщики, улучив момент, подменяли крышку топливного бака похожей, затем в спокойной обстановке изготавливали дубликаты ключей. А дальше оставалось только открыть автомобиль, и – эх, прокачу!
Не так давно Украина присоединилась к Соглашению о сотрудничестве государств СНГ в борьбе против угонов автотранспортных средств и гарантии их возврата. Документ этого Соглашения существует уже на протяжении семи лет, и только сейчас он наконец-то был ратифицирован нашей страной. В соглашении говорится о том, что все страны СНГ, подписавшие этот документ, признают факт того, что кражи автомобилей приносят значительный ущерб, как владельцам автомобилей, так и стране в целом. К примеру, ворованные автомобили могут быть использованы для криминальной, террористической или любой другой противоправной деятельности. Все эти страны согласились с тем фактом, что угоны являются межнациональной проблемой, и бороться с ними необходимо объединив силы всех сторон. По этому Соглашению подразумевается создание общей актуальной базы данных всех зарегистрированных транспортных средствах находящихся в розыске или только угнанных. Кроме того, база будет включать в себя еще и информацию об украденных или утерянных документах на автомобиль и регистрационных номерах. Все эти данные можно будет легко получить через запрос одной или нескольких сторон.
Но все это официально-казенным языком, к тому же далеко не всегда все намеченное выполняется в нашем обществе в полном объеме. Но как видно из всего вышеизложенного, ничего сверхъестественного в мерах по борьбе с автоугонами нет. Победить автомобильную мафию вполне возможно и в Украине. Но для этого нужно действовать сообща и комплексными методами. Кроме того, оперативное взаимное информирование, нахождение общего языка и индивидуальная профилактика и защита автовладельцев и их «коней» позволит существенно усложнить деятельность угонщиков.
Немаловажным фактором в этой борьбе может стать взаимодействие между правоохранителями, автопроизводителями и страховыми компаниями. Правда, первое звено этой цепи в наших условиях как раз самое ненадежное: доступ угонщиков к интересующим сведениям обеспечивают как раз «свои» люди в правоохранительных органах. Помимо этого заметный вклад в борьбу с угонщиками могут внести добровольные автодружины, созданные по типу тех, кто борется с беспределом «гаишников». А в общем, каждый автолюбитель будет заинтересован в том, чтобы приложить усилия для снижения автопреступности, ведь в любой момент он может пострадать сам.
И, как ни банально прозвучит, но девиз «вместе мы – сила» в контексте борьбы с автомафией более чем актуальный и действенный.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.