Согласно статистике, январь – пик периода затишья «на поле брани» между супругами. И хоть чаще всего украинские семьи распадаются еще в холодное время года (в основном почему-то ранней весной), но после новогодних праздников фиксируется меньше всего желающих расторгнуть брак.
В последнее время в контексте женитьб и замужеств, среди всего прочего, все чаще стали слышаться слова «брачный контракт». Поначалу это воспринималось нами как пережиток капитализма или просто как ненужная формальность, без которой прекрасно обходились наши предки. Однако сегодня, когда число украинских пар, подписавших брачный договор, заметно увеличилось, возникли вопросы: в чем причина популярности, для чего подписывать и что даст контракт в перспективе?
Уже не первое столетие повелось так, что бракосочетание часть людей рассматривает как удачный бизнес-проект. Если раньше в богатом сословии было расхожим выражение «удачная женитьба» или «прекрасная партия», то сегодня подобный эффект производят магические слова «брачный контракт». Популярность этих договоров в Украине набирает обороты:
То есть тенденция имеется, и она растет. Но откуда взялся такой спрос?
Изначально было бы неверно считать, что брачный контракт пришел к нам из «загнивающего Запада». Имущественные отношения в браке начали регулировать еще древние греки и римляне. Впоследствии, когда по Старому Свету уверенно распространилось христианство, семейно-брачные отношения стала регулировать церковь.
Но практика подписания брачных соглашений возобновилась после смены церковного брака светским. В СССР вообще не существовало понятия брачного контракта, поскольку одним из основных принципов советской семьи должно было быть преобладание морального над материальным (правда, и тогда далеко не все были с этим согласны). Ну а после развала «великого и могучего» люди стали чаще задумываться о защите своей собственности в контексте брачных отношений.
Бизнесменам хочется защитить свой бизнес в случае развода и последующего разорения, дабы предприимчивая супруга не оттяпала «все, что нажито непосильным трудом». В свою очередь женщинам не хочется остаться при своих интересах, а то и вовсе на улице и, как говорится, без средств к существованию. Есть также «разновидности» среди прекрасного пола, которые с самого начала могут видеть в потенциальном муже исключительно ходячий банкомат со всем, что к нему прилагается, подписать договор, а после непродолжительной семейной жизни «честно заработать» свои – сколько получится – миллионы.
Брачный контракт также подписывается для определения размеров алиментов, если, например, кто-то из супругов пожертвует своей карьерой ради воспитания детей. Согласно договору, можно переписать часть имущества на свою половину, чтобы защититься от конкурентов, рейдеров и прочей публики, любящей положить глаз на чужое. В конце концов, через брачный контракт можно распределить доходы, если оба супруга работают, в том числе прояснить и пользование совместными банковскими счетами.
Но все эти случаи объединяет одно: люди заранее понимают, что не собираются жить под одной крышей «до тех пор, пока смерть не разлучит нас», и вольно или невольно программируют будущий развод. Однако в то же время, с учетом предстоящих затрат на развод, инициатор трижды подумает, стоит ли заваривать кашу.
Вообще, семейные отношения, рассматриваемые сквозь призму брачного контракта и прочей юридической возни, часто становятся настолько неприглядными, что сторонам хочется только двух вещей: поскорее покончить с судебными тяжбами (коли таковые имеются) и максимально не потерять в имуществе и деньгах. И здесь возникает новый вопрос: а что может гарантировать брачный договор и какую правовую бронь сможет обеспечить в случае разрыва отношений?
Сегодня уповать и надеяться сугубо на украинское законодательство – все равно, что идти с вилами против автомата. Поэтому весомым оружием является опытный адвокат, прекрасно знающий все подводные камни и зацепки в законах.
Посему пары, озаботившиеся заключением брачного контракта, сначала описывают все свое имущество и договариваются о праве владения ценными предметами и недвижимостью, если таковая будет приобретена в браке.
Подобно тому, как джинн в волшебных сказках мог выполнять только материальные желания, брачный договор касается также исключительно материальной стороны отношений. Иначе говоря, нельзя запретить на законном основании выпить в праздник больше обычного или выполнять супружеский долг определенное количество раз в заданном промежутке времени.
При большом желании можно, конечно, прописать обязательства не злоупотреблять алкоголем и хранить супружескую верность и даже предусмотреть санкции в случае нарушения (лишение совместного проживания или урезание доли совместного имущества). Но такие нюансы не урегулированы действующим законодательством, да и найти нотариуса, который согласится заверить такой документ, непросто.
Кстати, согласно этому самому законодательству (а именно – соответствующей статье Семейного кодекса), брачный договор нельзя составить таким образом, чтобы один из супругов оказался «в чрезвычайно невыгодном материальном положении». Хотя авторы закона не уточнили, что является «чрезвычайно невыгодным материальным положением», поэтому сторона, считающая себя ущемленной, вынуждена обратиться в суд и далее – со всеми вытекающими.
В результате возникает правовая коллизия. «С одной стороны, брачный договор не может ухудшать положение человека по сравнению с тем, которое было до женитьбы. С другой — в случае развода нажитое в браке имущество подлежит разделу 50 на 50%. Поэтому прописать, что кто-то из разведенных супругов останется только с тем, с чем он вступал в брак, нельзя. Этот пункт договора можно будет с уверенностью оспаривать», — отмечает партнер «Адвокатского бюро Гутгарца» Екатерина Гутгарц.
В конце концов, дополнения к договору можно вносить хоть ежедневно, но все изменения необходимо нотариально заверять. Семейный кодекс Украины гласит, что изменение условий должно быть только по обоюдному согласию сторон, то есть никакой партизанщины в одностороннем порядке. Кроме того, супруги имеют право отказаться от брачного контракта, в этом случае нужно обратиться к нотариусу с соответствующим заявлением.
О том, что у богатых свои причуды, знают все. И брачный контракт в этом плане – не исключение. К примеру, жена Дастина Хоффмана в свое время нотариально заверила требования, чтобы ее благоверный не снимался в постельных сценах и даже не целовался перед камерой, а также не отсутствовал дома более двух недель. Хоффман оказался человеком слова и ни разу не нарушил условия. Правда, одно исключение было: поцелуй в фильме «Тутси», но там он играл женщину, так что простительно.
А вот теннисист Андре Агасси развелся с Брук Шилдс как раз из-за нарушения одного из пунктов, один из которых предусматривал беременность в течение полугода после свадьбы. Шилдс пообещала, но слова не сдержала. А Агасси встретил родственную душу — коллегу по теннисному корту Штеффи Граф, которая и подарила ему наследника. Но перед свадьбой предприимчивый Андре снова составил брачный контракт.
Когда медиамагнат Тед Тернер и актриса Джейн Фонда решили связать себя узами Гименея, они не поленились и составили брачный договор на 107 страницах. Казалось бы, ну о чем можно договариваться в таком объеме? Но, как говорится, жизнь состоит из мелочей, а их упускать нельзя. Ходили слухи, что Тернер нотариально заверил даже получение от супруги два раза в неделю своего любимого блюда: отбивную с картошкой.
Таких примеров – масса. Но они тоже показывают, что одни смотрят на бытовую сторону брака, а другие уделяют повышенное внимание имущественным аспектам.
Для мужчин после 30 лет нередко предложение о брачном контракте наносит болезненный удар по самолюбию и оскорбляет их мужское достоинство. Обычно такая ситуация возникает среди тех, кто имеет меньшие доходы, нежели их возлюбленные. А инициаторами выступают те, кто уже получил горький опыт семейной жизни с последующим разводом и дележом имущества, – как правило, это женщины. Это вовсе не означает, что они заранее готовят себя к такому финалу, однако хорошо понимают, что именно в расставании выявится истинное лицо и намерения человека. А значит, ради собственного спокойствия лучше потратить сейчас немного времени и денег, чтобы потом не кусать локти.
Но если для людей старшего возраста брачный контракт – необходимость, то для молодежи от 18 до 28 – это все же больше дань моде. Опытные юристы утверждают, что читая договор, можно определить возраст будущих супругов. В отличие от 30-40-летних супругов, внимание которых больше сосредоточено на недвижимости, банковских вкладах, совместному бизнесу, молодежь сконцентрирована на способах ведения семейного бюджета, распределении обязанностей по дому и культурно-массовых походах в ресторан не реже раза в неделю.
То есть молодые люди, вступая во взрослую жизнь, воспринимают ее больше как игру, стараясь условиться об актуальных моментах на сегодняшний день и просто предупредить неприятные ситуации, хотя все предусмотреть заранее невозможно. Однако для молодых супругов есть хорошая новость: изменить условия контракта, а то и вовсе его разорвать, можно в любой момент, пока брак не расторгнут судом или ЗАГСом. А по мере взросления самих пар могут дозревать и «взрослеть» какие-то пункты брачного соглашения.
В целом если не все, то многое зависит от самих людей, их воспитания, культуры и мировоззрения. Ведь количество пунктов и нюансов в брачном договоре – это лишь условность, которая позволяет предупредить возможные спорные материальные вопросы в будущем. Поскольку, как ни трудно это признать, слишком часто семейные отношения украинцев переходят либо в открытую конфронтацию, либо в состояние вялотекущей болезни, которую все равно придется лечить.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.