Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

АНАЛОГИИ. Тысячелетняя традиция Рождества Христова на украинской земле

7 января 2014, 11:00 0

Иностранцы, попавшие в Украину на время зимних праздников, часто недоумевают: почему на постсоветском пространстве Новый год имеет рождественские традиции, а сам праздник Рождества отмечается после него. И в то же время для некоторых из нас Рождество исключительное семейное торжество, без телевизора, алкогольных отрывов и «старых песен о главном».

Как и водится в истории, в наших современных традициях этого праздника много чего намешано, здесь есть и язычество, и католицизм, и конечно же, православие, обо всем этом расскажет информационно-аналитический портал Inpress.ua в своей традиционной рубрике "Аналогии".

Праздник очищения

Праздник Рождества Христова пришел к нам вместе с христианством и стал одним из основных христианских праздников. Ещё в конце III - начале IV веков христиане начали отмечать Рождество и Крещение Спасителя в один день - 6 января по юлианскому календарю, эту традицию сохраняет и по сей день Армянская апостольская церковь. И только в середине IV века праздник Рождества отделился от Крещения и стал праздноваться Римской церковью 25 декабря по юлианскому календарю.

Наши давние предки готовились к отмечанию заблаговременно, а самому обряду празднования придавали особое значение. К праздникам старались завершить всю важную работу по хозяйству, в домах проводили генеральную уборку, выбеливали помещение: богатые - снаружи и изнутри, те, кто жили поскромнее, только изнутри; разрисовывали дымоход. С поры жатв бережно хранили последний обжиночный сноп - Дидух, его еще называли Дед, Дидочок, сноп-рай. Основные его составляющие: овес, рожь, пшеница, лен. Соломенный оберег символизировал сохранение традиций и памяти семьи, это был символ доброго урожая, мира и согласия в семье, достатка в доме. Сам Дидух имеет очень давнюю историю: в дохристианских верованиях он был воплощением бога Коляды, символом памяти о предках.

Праздничный сноп принято было хранить в доме более недели, а иногда даже до Крещения, он привносил в семью праздничное настроение, уют и праздничность. В народе говорили «Дидух в дом - беда из дома». До тех пор пока Рай-дидух стоит на столе, сурово запрещалось выполнять любую работу, кроме ухода за скотом. В эту пору хозяйки даже выносили из жилища веник, чтобы не подметать в доме. Святым называли не только рождественский ужин, но и следующие семь вечерь, вплоть до Щедрого Вечера. В эту пору наши предки старались лишь праздновать и не работать.

В подготовке к рождественско-новогодним праздникам были задействованы и мал и стар. Старики убирали, готовили, передавали традиции, учили детвору колядовать, щедровать и засевать. Парни и девушки, готовясь к колядкам, собирались вместе, изготовляли ритуальные наряды, учились выполнять действа с вертепом и рождественской зарей.

Готовить на Святвечер начинали еще на рассвете. Хозяин и хозяйка ритуально готовили Божью еду: кутью - пшеничную или рисовую кашу с медом, маком и изюмом; узвар - компот из сухих яблок и груш. Для этого особенным образом в печи ложились дрова, которые требовалось зажигать "живым огнем"- потерев деревом о дерево, или огнивом. Особенно следили, чтобы Божья еда была вынута из печи с восходом солнца.

Для кутьи бралась заблаговременно потолченная и моченая пшеница, а также "непочатая" – набранная до восхода солнца вода, которую, как считалось, освятил ночью сам бог солнца. Это касалось и кнышей, которые вынимали из печи "до света", а в печь сажали калачи и постные пирожки. Кныш выпекали, замешивая его как обычный хлеб, кладя сверху маленький хлебец, который звали душой и который предназначался для Духов-Лада, то есть душ умерших предков. Потом хозяйка готовила на предрассветной воде и в новом горшке голубцы и другие постные блюда, которых должно было быть двенадцать, среди них в старину постный борщ с грибами, горох, капустник, рыбные блюда, вареники с капустой, кашу гречневую, голубцы с рисом, постные блины, грибы, пироги.

С наступлением темноты младшеньким в семье принято было выходить во двор. Дети следили за небом и появлением первой звезды - символа звезды Вифлеемской, увидев которую, они заходили в дом и извещали долгожданную весть. С этого момента можно было начинать Святую Вечерю. Вечерняя трапеза накануне Рождества сопровождается многими традициями и обрядами. Накануне Рождества церковь предписывала строгий пост – целый предрождественский день верующим нельзя было есть и пить. Ужин на Святвечер был для верующих первой трапезой в этот день, им и заканчивался 40-дневный предрождественский пост, который у православных христиан соблюдается с 28 ноября по 6 января по новому стилю. Суть поста проста и понятна – очиститься душой и телом от зла, отложений гнева, укротить похоть, прекратить клевету, ложь и клятвопреступления.

В ночь перед Рождеством, по народным поверьям, господствуют две силы: добра и зла. К какой человек примыкал, та и творила с ним чудеса. Одна зазывала колядовать и прославлять рождение Христа за праздничным столом, а другая собирала на шабаш ведьм. Молодые парни и девушки нарядившись в звериные образа и переодевшись в вывороченные шкуры ходили колядовать, хозяев прославлять. Cреди молодежи распространены рождественские гадания. Считалось, что именно в «святые» дни можно наиболее точно предсказать будущее. Поэтому девушки пользуются моментом и стараются предугадать свою судьбу.

То, что творилось в Рождественскую ночь в Украине тех времен с присущей ему колоритностью описал в «Ночи перед Рождеством» наш великий писатель Николай Васильевич Гоголь:

«Чудно блещет месяц! Трудно рассказать, как хорошо потолкаться в такую ночь между кучею хохочущих и поющих девушек и между парубками, готовыми на все шутки и выдумки, какие может только внушить весело смеющаяся ночь. Под плотным кожухом тепло; от мороза еще живее горят щеки; а на шалости сам лукавый подталкивает сзади…»

Существовали целые традиции колядования. Молодые люди собирались в группу не менее трех человек, главным колядующим являлся зверь. Он и шел первым и нес восьмиконечную звезду, символизирующую появление на свет Христа. В давних украинских традициях - это символ Бога, символ солнца, символ света. Восьмиугольная звезда — это очень древняя положительная символика солнца. Именно такое происхождение имеет колядницкая звезда. Этот символ встречается фактически в каждом направлении народного искусства — в писанках, украинской вышивке, народной резьбе.

Звезду красили в жёлтый цвет, по краям привязывая разноцветные ленточки и колокольчики. В давние времена считалось, что звон колокольчика отгоняет злых духов, поэтому у каждого колядующего был свой колокольчик. Обязательным участником процессии был мехонош. Это человек, несущий мешок или корзину, в который колядующим хозяева кидали конфеты, угощение и деньги. Не принято подарки было брать из рук хозяев, их непременно должны были бросить в мешок или корзину, которые украшали звездами, солнцем и месяцем, непременными атрибутами для обряда колядования. Это символизировало переход от ночи ко дню и от зимы – к лету. Остальные участники процессии одевались в различные костюмы. Популярным костюмами в старину были костюмы тотемных животных: козы, медведя, оленя; иногда одевались ангелами.

Перед тем как колядовать, обязательно было принято спрашивать разрешения на колядование: «Дозвольте поколядувати!». Конечно, отказывать нельзя, да и в старину отказ считался большим грехом. После получения разрешения начинали читать колядки и при этом непременно кланяться хозяевам дома. После того, как колядники уходили, хозяева садились за рождественский стол, и начиналось празднование Рождества. И между тем праздник оставался в первую очередь домашним событием, ведь колядовать, и то ненадолго, ходила в основном молодёжь.

Считается, что первые рождественские елочки появились в XVI веке в Германии. Украшали дерево по-разному: где-то на ветки вешали картофелины или яблоки, где-то – пряники, морковь или орехи. Праздничное убранство дополняли бумажные звезды, снежинки, гирлянды, фигурки ангелов. По окончании празднеств детям и беднякам позволялось снимать с дерева плоды и сладости.

Своим появлением в домах в качестве рождественского символа елка обязана знаменитому реформатору католической церкви - Мартину Лютеру, жившему в 1483-1546 гг. Благодаря ему накануне рождественского богослужения елки стали устанавливать сначала в протестантских кирхах, а затем и в католических соборах.

На Руси елку ввел великий реформатор Петр I, который не только изменил порядок летоисчисления в государстве и был озабочен внешним видом бояр, обезбородив и приодев их в немецкое и голландское одеяние, но и вместе с другими европейскими причудами ввел обычай украшать дома елями и другими хвойными деревьями.

Впрочем, прошло еще 100 лет, прежде чем этот обычай укоренился в России. Все, что было модно в Европе, сразу же перенимали в московской Немецкой слободе. Там, в отличие от всей империи, елка быстро прижилась. А в 1828 году в своем дворце императрица Александра Федоровна устроила детский праздник - «Елку», без которого отныне стало невозможно представить себе празднование Рождества Христова.

Вначале помещения просто декорировали хвойными ветками, позднее в моду вошли высокие елки, которые устанавливали на полу, вставляя ствол в крестовину. Наряжали елку и комнату, раскладывали подарки, накрывали праздничный стол только взрослые, детям категорически запрещалось входить туда. Это были самые мучительные часы в детской жизни: малыши сидели в темной детской и гадали о том, что происходит в парадной зале, и только самые отважные решались подглядывать в замочную скважину.

Дети пели, читали стихи, водили хороводы, а в конце получали зеленую красавицу в своё полное распоряжение: ни одной игрушки, ни одной сладости не осталось на ветвях, да и сама елка варварски разворовывалась на мелкие хвоинки, так что поначалу дольше одного вечера она в доме не жила. Со временем страсти поутихли и «ощипывать» елку перестали, но традиция ее «грабить», снимая сладкие украшения и игрушки, останется, наверное, навсегда.
Думаю, что полнее всего детские ожидания праздника описал Эрнст Гофман в своей самой новогодней, полной таинственной прелести сказке «Щелкунчик и Мышиный Король». Сказка эта стала основой либретто для гениального балета Петра Ильича Чайковского.

Столичный высший свет новую традицию подхватил, да и менее знатное общество не осталось в стороне. На рождественские праздники во дворцы, посмотреть на елку, пускали по несколько тысяч человек, а уж они рассказывали об этом всем, кого знали, да и сами стали заводить дворянский обычай у себя в домах. Заготовка елок стала одним из доходных заработков для крестьян из пригородных деревень. За неделю до Рождества у гостиных дворов, на площадях и рынках начиналась бойкая торговля - «елочные базары». А вот в самих в крестьянских избах елки не прижились, считаясь пустой господской забавой. Народ продолжал традиционно праздновать святки, колядовать, петь рождественские песни и рядиться в козлиные да медвежьи маски и вывороченные наизнанку тулупы.

Праздничная рождественская идиллия продолжалась до 1914 года, когда начавшаяся Первая мировая война сделала Германию основным противником Российской империи. Страну охватила сильнейшая патриотическая антинемецкая кампания, одним из результатов которой стало, к примеру, переименование с иноземного лада на русский столицы государства Санкт-Петербурга в Петроград. Пострадала от чрезмерного патриотизма и елка, которую Святейший Синод объявил «вражеской, немецкой затеей, чуждой православному русскому народу».

Эра атеизма

Новые советские власти поддержали запрет на «праздник елки».
Сразу после революции массовые празднества еще организовывали для детей рабочих и крестьян, но население бедствовало: книгами топили печи, и мало кто мог позволить себе купить даже самое маленькое деревце.

Еще в восемнадцатом году, в целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести, церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признавалась за всеми гражданами – так было записано в конституции.

В 1922 году была организована кампания за преобразование праздника Рождества Христова в «комсомольское рождество», или, иначе, в «комсвятки». Все стихийно проводимые мероприятия комсомольцев были агрессивно антирелигиозны и часто заканчивались сожжением икон. С 1925 года борьба с религией приняла планомерный характер, направленный на ее тотальное уничтожение. Обычай наряжать елку был объявлен старорежимным и антисоветским наследием «проклятого прошлого», а елки названы буржуазным пережитком, наравне со многими другими символами мещанства, например, фарфоровыми куклами. В «год великого перелома», 24 сентября 1929 года, был издан декрет Совнаркома, отменяющий все праздники, кроме 7 ноября и 1 мая. Запретили не только Рождество, но за компанию и Новый год, сделав их обычными рабочими днями. Вместе с Рождеством отменялась и елка, давно ставшая его символом.

Запрет прошел на фоне агрессивной атеистической пропаганды, массовых репрессий священнослужителей, отмены религии и всех церковных праздников, введения уголовной статьи за посещение церквей и молитвенных домов, разграбления церковной утвари, разрушения и осквернения религиозных храмов. Но несмотря на эти жестокие меры властям не удавалось выжечь в сердцах народа веру в Бога и любовь к самому светлому празднику года. Под страхом ареста многие люди тайно крестили детей, святили кулич на Пасху, и сохраняли рождественские традиции – накрывали стол, варили праздничную кутью, дарили детям маленькие подарки.

И, видимо, поняв, что многовековые традиции нельзя напрочь отменить за несколько лет новой власти, решили поступить мудрее, не запрещать праздники, а подменить понятия. Так, в 1935 году по инициативе старейшего из революционеров товарища Постышева, руководившего тогда Украиной, главным неидеологизированным праздником страны стал Новый Год.

В топку создания нового праздника пошли многовековые рождественские наработки. Святого Николая заменили персонажем из народа – Дедом Морозом. Елка стала просто символом смены одного года другим, а Вифлеемскую восьмиконечную звезду сменила красная пятиконечная советская. Елочные свечные огни  как символ христианской вечной жизни и света христианской веры заменила электрическая гирлянда, символизирующая, видимо, победу советской власти в деле электрификации страны. А столь популярные в 50-е годы прошлого века плоские игрушки из пластмассы и бумаги создавались по образу и подобию популярного в дореволюционной России «дрезденского картонажа», их часто можно встретить и сегодня.

Несмотря на все гонения в тоже время в СССР в качестве детских сказок экранизировали и мультифицировали все те же гоголевские рассказы и русские народные сказки, быть может сохранив их тем самым для нового поколения детей уже современной Украины.

Праздник семейного очага

Вновь день Рождества Христова стал выходным в 1991 году: в декабре 1990 года Верховный Совет СССР издал постановление, объявляющее православный праздник Рождества нерабочим днем. Уже 7 января 1991 года было выходным днем.

В современной Украине праздник Рождества отмечается по-разному. Традиции отмечания этого праздника традиционно сильны в западных областях и за годы советской власти основательно подзабыты в восточных областях. Если представится такая возможность, обязательно посетите рождественские праздники во Львове, поверьте, ничего красочнее и калоритнее вы в Украине, а может быть и в мире, не найдете.

Всем нам хорошо известны древние рождественские традиции, которые пришли к нам как новогодние:

1) Дарить подарки - у этой традиции много корней. Святой Николай традиционно считается дарителем подарков. В качестве дарителя подарков может выступать сам Иисус, Санта Клаус, рождественские гномы, различные святые. К примеру, согласно старой финской традиции, подарки разбрасывает по домам человек-невидимка.

2) Рождественская елка – согласно легенде, первые неукрашенные рождественские елки появились в Германии в VIII веке. Первое упоминание о рождественской ели связано с монахом святым Бонифацием. Бонифаций читал друидам проповедь о Рождестве. Чтобы убедить идолопоклонников, что дуб не является священным и неприкосновенным деревом, он срубил один из дубов. Когда срубленный дуб падал, он повалил на своем пути все деревья, кроме молодой ели. Бонифаций представил выживание ели как чудо и воскликнул: "Да будет это дерево деревом Христа!"

3) Новогодние гирлянды – свет был важной составляющей зимних языческих праздников. С помощью свечей и костров изгоняли силы тьмы и холода. В христианстве свечи считаются дополнительным символом значимости Иисуса как Света мира. Во многих странах рождественские свечи означают победу света над тьмой. Свечи на райском дереве породили всеми нами любимую рождественскую елку. Первые уличные рождественские елки с электрическими гирляндами появились в Финляндии в 1906 году.

4) Первый гость - это первый человек, который заходит в дом и "впускает" Рождество (в некоторых странах эта традиция относится не к Рождеству, а к Новому году). Иногда такого человека даже специально нанимают, чтобы все было сделано надлежащим образом, так как есть суеверие, связанное с первым гостем.

Первый гость должен держать в руке еловую веточку. Он входит в парадную дверь, проходит через дом и выходит через заднюю дверь. Ему преподносят хлеб-соль или какой-то небольшой подарок как символ гостеприимства. Первый гость обязательно должен быть темноволосым мужчиной. Если первой гостьей стала женщина - это плохая примета.

Соблюдать или не соблюдать эти традиции, это уже личное дело каждого, но, знаете, мне кажется, очень важно иметь в своем календаре настоящий семейный праздник, отмечаемый дома с родными и близкими, храня и сберегая обычаи и память наших предков.

Если традиции празднования Рождества в вашей семье, к сожалению, забыты, тогда предлагаю прибегнуть к католическому опыту, так сказать подсмотреть у них.

А там к первому декабря взрослые дарят детям большой картонный или матерчатый календарь с карманами, их 24, по числу дней, оставшихся до Рождества, и каждый день родители кладут в карманчик по подарку. А дети тем временем пишут список, с полным указанием всего того, чего они хотят получить к великому празднику. Ну это хорошо, если в семье один ребенок, как это сейчас принято в Европе, а если по нашим давним традициям - минимум двое или трое, или десяток, как на Филиппинах! Там, кстати, к Рождеству начинают готовиться уже в сентябре. Повсюду появляются искусственные елки, Санта Клаусы у пальм, и, как импровизированный снежный ком, ожидание праздника нарастает изо дня в день, а заканчивается все простым семейным обедом, когда стар и млад, и всякие там близкие и дальние родственники, дяди, тети собираются за праздничным столом.

Вот и у нас, в наше суматошное время, главное - это желание собраться дружно всей семьей за одним столом, вспомнить былое, построить планы на будущее, просто узнать как у кого дела. А зачем еще нужны семейные праздники в наши дни, как не за этим?!

С Рождеством Вас!

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях