Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Второй этап пенсионной реформы: что он принесет украинцам?

31 июля 2013, 06:30 2

По данным Минсоцполитики, будущие пенсионеры при этом смогут воспользоваться услугами негосударственных пенсионных фондов. Но, как говорится, свежо предание. По устоявшейся традиции, украинская власть является «настоящим хозяином» своего слова: дает и тут же забирает. Вспомним, как раньше на официальном уровне было заявлено, что второй уровень пенсионной системы будет введен уже с 1 января 2013 года. И что же мы имеем сегодня? Увы, только очередные обещания, пишет в статье «Пенсия в Украине: мифы и сюрпризы» автор информационно-аналитического портала Inpress.ua Валентин Ковальский.

Как уже сообщал Inpress.ua, на сей раз министр социальной политики Наталия Королевская пообещала, что второй уровень пенсионного обеспечения планируется ввести в конце 2014-го — начале 2015 года. Валентин Ковальский предполагает, что и эта плановая дата будет успешно передвинута на «прекрасное далеко». По его словам, ситуация позволяет: Минсоцполитики уже подготовило проект Концепции социального развития Украины аж до 2023 года. И нет никакой гарантии, что и сей документ, по словам той же Н. Королевской, «не будет поставлен на полку рядом с сотней других стратегий или программ».

«Судя по предварительной информации, участниками второго (накопительного) уровня будут лица, которым на момент внедрения системы исполнилось не более 35 лет, а размер страхового взноса составит 2% (с последующим его ежегодным повышением на 1%). Через два года после начала уплаты страховых взносов будущие пенсионеры будут иметь право выбрать негосударственные пенсионные фонды для накопления пенсионных средств. К сожалению, это лишь теория. А что говорит практика — критерий истины?» — пишет Ковальский.

«К сожалению, приятного мало, — констатирует автор статьи. — Стремление государства обеспечить пенсиями стареющее население создает для Украины серьезную макроэкономическую проблему. Если ее не решать, то при сохранении текущих тенденций госдолг быстро превысит стопроцентный размер ВВП. Это, в свою очередь, приведет к полному финансовому краху и затяжному внутриполитическому кризису. При таком развитии сценария наша страна может окончательно потерять доверие со стороны международных финансовых структур (в первую очередь, МВФ) и начнутся мучительные переговоры о реструктуризации долга».

По мнению Ковальского, пока масштабы долгосрочной пенсионной проблемы на порядок превосходят все госбюджетные проблемы, начиная от программы вооружения армии и заканчивая модернизацией образования. «Если державные мужи не смогут решить насущные вопросы (касающиеся согласования бюджетной, долговой и инвестиционной политики), уровень жизни пенсионеров еще понизится, а госказна, не выдержав дополнительной „демографической“ нагрузки, быстро потеряет баланс. Это, в свою очередь, чревато таким банкротством, по сравнению с которым кризис-2008 покажется детским лепетом на лужайке», — делает вывод автор статьи.

«С тех пор как стартовала пенсионная реформа, миновали уже две пятилетки, — напоминает Валентин Ковальский. — А воз, как говорится, и ныне там. Родное до боли государство сохранило многие искажения, присущие еще советской пенсионной системе, — они-то и не позволяют распределительной системе нормально функционировать».

«Главные камни преткновения всем известны: в Украине относительно низкий пенсионный возраст и в то же время широкий список льготников, имеющих право досрочного выхода на заслуженный отдых. Чтобы предотвратить деградацию пенсионного обеспечения без потери устойчивости госфинансов, перейти к накопительной пенсионной системе следовало бы еще лет пять назад, — пишет Ковальский. — Ограничения возможностей инвестирования накоплений не позволили пенсионным управляющим обыграть даже инфляцию. Государство, по сути, самоустранилось от провозглашенной реформы, действуя по принципу знаменитого „авось“: сначала запустим, а потом посмотрим, как это заработает в украинских условиях».

Ковальский подчеркивает, что нынешняя пенсионная система представляет собой парадоксальное сочетание высоких страховых взносов и низких пенсий, а внедрение накопительного компонента также не внушает большого оптимизма: пока средняя доходность от инвестирования стабильно ниже инфляции. «Распределительная пенсионная система, отнимая у трудящегося человека часть его заработка, подрывает стимуляцию к самому труду. Угнетаются частные накопления и снижается рождаемость», — делает вывод автор.

«Надо честно признать: никому в Украине не известно, какая в будущем может быть занятость, зарплата и даже демография. Например, Пенсионный фонд периодически ошибается с подсчетом количества пенсионеров даже для целей госбюджета на год. Что уж тут говорить о перспективе на десятилетия. Тем более, что никто толком не знает, насколько увеличится или уменьшится продолжительность жизни. К примеру, последние 20 лет ведущие западные демографы всегда недооценивали темпы роста продолжительности жизни», — резюмирует автор информационно-аналитического портала Inpress.ua.

«Главная же проблема накопительной системы — куда и во что вкладывать накопленные средства? В доллар, евро или недвижимость?» — ставит вопросы Валентин Ковальский и предлагает свои «четыре шага для выхода из тупика». Без предварительного выполнения этих условий все разговоры о реальном повышении пенсий в Украине так и останутся разговорами...

Четыре шага для выхода из тупика

1. Увеличить базу начисления единого социального взноса для трудоспособных лиц.

2. Урегулировать нормы пенсионного обеспечения:

а) для госслужащих — ограничить максимальный размер пенсии на уровне 12 размеров прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность (сегодня прожиточный минимум — 949 грн); для исчисления пенсии нужно уменьшить с 90 до 80 процентов зарплату госслужащих, которая является базой для назначения этих пенсий;

б) для «спецпенсионеров» — назначать пенсии только при достижении общеустановленного пенсионного возраста, а до этого времени выдавать в размере, определенном нормами закона об общеобязательном государственном пенсионном страховании;

в) для военнослужащих — увеличить период пребывания на военной службе с 20 до 25 календарных лет.

3. Проводить перерасчеты пенсий работающим пенсионерам, которые получают пенсию за выслугу лет, только после достижения пенсионного возраста.

4. Назначать пенсии необходимо только по данным персонифицированного учета.

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях