Конфликтные отношения между наукой и церковью прослеживаются на протяжении многих веков. Хотя здесь следует обозначить определенный водораздел. В период раннего христианства именно церковь оставалась чуть ли не единственным очагом просвещения. Проблемы начались с развитием прикладных наук, когда те или иные явления в природе уже нельзя было объяснить догматами из Святого Писания.
В качестве наглядного примера можно привести книгу Фонтенеля «Разговор о множестве миров», изданную в 1740 году по инициативе Ломоносова. Священный синод признал книгу «противной вере и нравственности», ее изъяли и уничтожили. Интересна одна из трактовок содержания книги священнослужителями: «Если бы планета Марс имела обитателей, то кто бы их крестил?»
Под раздачу попадали не только теоретические труды, но и конкретные новинки техники. Архиепископ Казанский и Свияжский, ректор Киевской Духовной Академии Антоний (Амфитеатров) в XIX веке называл «дьявольскими» и «богопротивными» железные дороги, газовое освещение и телеграф.
Нынешний патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил, что монахам не следует пользоваться интернетом, ибо он полон соблазнов. По его мнению, монашеская жизнь не должна приспосабливаться к современным условиям.
В то же время священников патриарх, наоборот, призывал активнее использовать интернет для христианской миссии. В феврале 2013 года на Архиерейском соборе Кирилл заявил о том, что блоги и социальные сети дают новые возможности, и велел разработать концепцию присутствия РПЦ в соцсетях.
У католицизма война с инакомыслием и достижениями научно-технического прогресса имеет значительно более давние корни. Хотя бы потому, что на просторах Старого Света уже массово стояли университеты и мануфактуры, в то время как у нас «цвело» татаро-монгольское иго.
Впрочем, сегодня католицизм стал «исправляться» и даже дружить с техническими новинками. К примеру, в европейских странах уже давно существуют сайты, где люди могут задать священнику любой вопрос и получить на него исчерпывающий ответ. В Германии из-за так называемого «церковного налога» возникли священники-фрилансеры, которых можно найти опять-таки через интернет и заказать обряд, крещение, венчание чуть ли не на дом и за меньшие деньги.
А Ватикан даже выпустил собственное приложение для iPad. MISSIO для планшета Apple позволяет отслеживать последние новости Католической церкви со всего мира.
Проблема отношения Католической и Православной церквей к секс-меньшинствам напрямую зависит от позиции того или иного государства к данному вопросу. И в данном случае церковники «прогибаются» даже не перед государством, а в первую очередь перед потенциальной паствой.
Скажем, если Украина сегодня является ярко выраженной гомофобской страной, то и церковники следуют в тренде времени. Ни один православный служитель сегодня не может сказать, что «однополые связи не так уж и плохи». Это чревато. И слишком революционно для такого консервативного института.
У католиков с секс-меньшинствами тоже все непросто. Противниками однополых браков они остаются ярыми, однако вынуждены призывать свою паству терпимее относиться «к чудным людям». Хотя бы потому, что «чудных» в Европе и Америке становится с каждым годом все больше. И когда водораздел будет пройден, можно не сомневаться, что Ватикан выпустит буллу с приблизительным названием «Иисус любит геев и лесбиянок».
Православие еще тверже хранит наследие советской морали в отношении однополых связей, а ведь когда-то в СССР была даже уголовная статья «за мужеложство». А сегодня Европа, по словам православных, проявляет к ним неуважение, легализуя браки между геями и лесбиянками.
Управляющий делами Украинской православной церкви епископ Бориспольский Антоний уверен, что сейчас Европа пропагандирует украинцам однополые браки, что является грехом для православной семьи.
«Сейчас Европа пропагандирует нам однополые браки, которые грешны для православной семьи и вообще разрушают понятие православной семьи».
Но если мнение православия предельно ясно, то католики стоят перед дилеммой: оставить целибат среди священнослужителей или отменить? Папа Римский Франциск не склонен к отмене, считая, что «на данный момент целибат должен остаться, со всеми своими плюсами и минусами». И это при том, что среди европейских католиков зреют мнения о необходимости церковной реформы, а целибат только усилил проявления педофилии среди священников.
В православной России церковь издавна срослась с государством. Этот союз привел к тому, что православное христианство у большевиков ассоциировалось с самим самодержавием. Таким образом, был разрушен религиозный облик (с сопровождающими разрушениями храмов и расстрелами верующих) и перевод Страны Советов в атеистическое русло.
В сегодняшней Украине и России процессы слияния церкви и власти протекают примерно одинаково, а именно — власть нуждается в опоре, поддержке, которой ей недостает среди общественности. И эту поддержку власть увидела в церкви, которая имеет хоть какое-то влияние на народные массы.
Если говорить о резиденции патриарха Кирилла в Кремле, то среди российских парламентариев нашлись и такие, кто посчитал эту затею слишком дорогостоящей, а посему — неуместной. К тому же непосредственная близость главы РПЦ к президенту и его окружению лишь подтверждает верность выводов об извечном притяжении государства и церкви как двух разнополярных атомов.
Когда была озвучена мысль о постройке храмов на территории всех округов Москвы, тут же появилась «Программа-200», реализуемая фондом «Поддержки строительства храмов города Москвы» при участии московского правительства.
Финансирование этой программы, как пишут соответствующие интернет-ресурсы, осуществляется исключительно за счет благотворительных пожертвований и добровольных взносов, а участие правительства Москвы выражается в бесплатном выделении земельных участков под строительство и помощи в решении вопросов прокладки необходимых коммуникаций. Хотя при таких масштабах строительства с трудом верится, что финансирование идет сугубо за счет вливаний прихожан.
В контексте государства церковь имеет немало льгот, например, она не платит за коммунальные услуги и за электроэнергию. Если церковь отделена от государства, то и платить она, по идее, ничего не должна, а поскольку государство ничего не делает для развития церкви, то почему она должна пополнять бюджет. Однако нельзя жить в обществе и не принимать его законы.
Политический аспект католицизма тоже довольно очевиден, например, существование в Германии, Бельгии и других европейских странах католических партий. Поскольку наибольшим влиянием Католическая церковь пользуется среди бедных слоев населения, программы католических партий консервативны в социальных вопросах, однако занимают умеренно левую позицию в вопросах экономики, поддерживая идею перераспределения благ.
Стоит также отметить, что Ватикан юридически является самостоятельным городом-государством, что позволяет ему на институциональном уровне отстаивать свои интересы на международной политической арене. Кроме католиков, подобных преференций не имеет больше ни одна религия в мире (если не брать в расчет теократические режимы в арабском мире).
Культурный пласт во всех его проявлениях редко когда находил отклик у церковных деятелей. Причем по большей части отрицательное отношение к разного рода постановкам и представителям шоу-бизнеса не изменилось с течением времени.
Ярким эпизодом последнего времени стал мировой тур певицы Мадонны, называвшийся «Исповедь на танцполе». Во время исполнения песни «Исповедь» певица предстает перед публикой распятой на кресте с терновым венцом на голове. Использование образа Христа вызвало бурные протесты в других странах, где уже прошли концерты мирового турне Мадонны. Аналогичную точку зрения высказала и официальная церковь.
Диакон Андрей Кураев во всеуслышание заявил, что американская певица таким образом расписалась в незнании основ христианской морали и истории, позируя в роли распятой на кресте. Кроме этого, диакон назвал певицу словом, обозначающим женщин легкого поведения: «К Мадонне я применил однажды термин, начинающийся на «б» и заканчивающийся на «ь» (но не слово «библиотекарь»), который я расшифровываю как «темная», «незнающая», «безнравственная»», — сказал Кураев.
Вообще, поиски тонкой грани между искусством, политикой и богохульством в современной России и Украине — вещь достаточно актуальная. Яркий пример — скандал с группой Pussy Riot в храме Христа Спасителя. Прямо на амвоне девушки в ярких масках исполнили панк-молебен «Богородица, Путина прогони». В итоге после «молебна» девушки оказались за решеткой. И хотя осудила «богохульных» исполнительниц светская власть, РПЦ показательно в данном вопросе встала на сторону Путина и Ко.
Католическая церковь почувствовала, как достучаться до сердец своих прихожан в максимально большем объеме, и в этом настоящим шагом вперед стало избрание нового Папы Римского Франциска. Кроткий, но твердый, он выступает против легкой наживы и эгоизма, разрушающих жизнь.
В сущности, он продолжает отстаивать те ценности, за которые ратовал, будучи епископом Буэнос-Айреса: церковь для бедных, борьба с духом мира сего, возвещение Евангелия правды... Все это идет в тренде с левацкими настроениями, которые сейчас активно распространены в Европе и Северной Америке. Социальная уравниловка потребовала от Ватикана соответствующего аскета-понтифика.
В СМИ широко освещался визит в Украину патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Главный русский церковник весьма грамотно и с яркими аналогиями рассказывал шахтерам Донбасса про кризис, стяжателей, духовные ценности и губительный либерализм, ведущий в ад. А в это же время на руке Кирилла висели часы марки Breguet «весом» порядка 40 тысяч евро.
Спикером-«пояснителем» дорогих атрибутов патриарха Кирилла традиционно выступает протоиерей Всеволод Чаплин, который с легкостью лектора марксизма-ленинизма способен объяснить, зачем РПЦ нужна роскошь и почему священнослужители имеют право носить дорогие вещи. Отец Всеволод убежден, что все это напускное богатство необходимо, чтобы «отражать общественный престиж Церкви».
«Люди хотят, чтобы и храмы Божии, и облачения духовенства, и элементы, связанные с общественным престижем духовенства, были бы максимально видимыми и отражали бы то место Церкви в жизни общества, которое любой верующий человек считает центральным».
С таким же убедительным напором Чаплин способен объяснить (если понадобится), почему русские ракеты не долетают до космоса. Между тем автопарк патриарха включает в себя несколько Cadillac Escalade, Toyota Land Cruiser, Mercedes S-класса, в том числе бронированную модификацию. Это все «отражает место Церкви в обществе».
Впрочем, проблема соотношения бедности и богатства стоит и перед Католической церковью. Роскошные соборы, изобилующие ценнейшими предметами искусства, золотой и серебряной литургической утварью, пышность облачений духовенства, роскошь папских покоев в Ватикане — все это вызывает у некоторых католиков раздражение, подобное тому, которое испытывают православные верующие.
Новоизбранный Франциск, безусловно, скрашивает социальный дисбаланс между паствой и верхушкой церкви. Однако Франциск — это, скорее, находка (очень грамотная находка) Ватикана на период финансово-экономического кризиса. А вот «среднее звено» католических священников мало чем отличается от коллег из православной веры — те же приходские наделы, роскошь и жизнь в иных координатах.
По сути, православие и католицизм, не считая определенных противоречий в трактовке догматов веры, очень схожие религии. Это религии патерналистических обществ, где личная инициатива и свободный дух противопоставляются смирению перед сильной центральной властью. Поэтому нет ничего удивительного, что наибольший кризис в Европе охватил католические страны — Италию, Испанию, Португалию, Ирландию и православную Грецию. Безынициативная церковь генерирует безынициативное общество.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.