Столичные власти продолжают удивлять киевлян и гостей столицы различными нововведениями. После не очень удачной попытки украсить Крещатик красивыми итальянскими каштанами мэрия бодро взялась за реформу городского транспорта. Вместо жетонов в метро появятся электронные билеты (карточки), цена которых будет зависеть от количества поездок. Чем меньше, тем дороже. После подземки опыт хотят распространить и на автобусы, троллейбусы и трамваи, сообщает информационно-аналитический портал Inpress.ua.
В Киеве грядет транспортная революция. Вместо жетонов в метро появятся электронные билеты (карточки), цена которых будет зависеть от количества поездок. Чем меньше, тем дороже. Сейчас в мэрии обсуждается вариант, что билет на одну поездку обойдется в 4 гривны, а если брать сразу на 90, то одна поездка будет уже 2,5 гривны. После подземки опыт потом хотят распространить и на автобусы, троллейбусы и трамваи, пишет издание «Вести».
С помощью новой системы власти хотят убить несколько «зайцев». В первую очередь — получить больше средств от продажи билетов: тот же метрополитен постоянно заявляет о своей убыточности, из-за которой не может обновить парк вечно ломающихся поездов. В то же время, если поднять стоимость жетона, это сильно ударит по карману киевлян. А так, рассчитывают в мэрии, те, кто постоянно ездят в подземке, по сути, будут ею пользоваться по старой цене, а туристы и редкие гости метро за них доплатят.
Вторая причина — борьба с «зайцами» и опять-таки увеличение дохода. «Эти билетики в наземном транспорте и жетоны в метро не только морально устарели, но и открывают возможности для безбилетников. Сейчас проезд оплачивают 80% пассажиров (проскакивают, ездят с поддельными удостоверениями — Inpress.ua). Да и возможны хищения. Например, в прошлом году на одной из станций метро несколько кассиров похитили выручки на 1 млн грн», — сказал замглавы КГГА Руслан Крамаренко.
Новые электронные билеты задачи «зайцам» существенно усложняют. «После внедрения подобных проектов почти во всех городах увеличивалась выручка — люди начинали оплачивать проезд, потому что им стало удобно это делать. Что касается наземного транспорта, то не нужно искать ларек, чтобы купить билеты», — говорит Крамаренко. К тому же 30-50% выручки от продажи бумажных билетиков и жетонов, по данным мэрии, уходят на администрирование — жетоны нужно достать, пересчитать, отчитаться, снова загрузить, платить зарплату кассирам. На наземном транспорте много денег уходит на кассиров-контролеров. Сейчас на этом можно сэкономить. Таким образом город надеется получить больше денег на развитие транспорта.
Как купить билет
Сам электронный билет будет представлять из себя пластиковую карточку, которую можно будет приобрести в метро (там установят специальные терминалы) и на остановках автобусов, троллейбусов и трамваев. В автомате можно будет выбрать, на какое количество поездок вам нужен билет. Но одноразовый (а, возможно, даже на две и три поездки) будет из картона со штрихкодом — его выдаст автомат. Естественно, под новинку переделают все 650 турникетов, а для продажи билетов установят 200 терминалов. В них, кстати, можно будет и пополнить карточку, счет на которой уже закончился.
Цены все еще обсуждаются
Что касается цены, то в мэрии официально не хотят озвучивать, сколько будет стоить электронный билет — пока этот вопрос только обсуждается и просчитывается. Как стало известно «Вестям» от своих источников, на одном из последних совещаний в КГГА обсуждали такие цены: стоимость электронного билета на одну, две, три поездки может быть по 4 грн, а для многоразовых билетов одна поездка может обойтись в 2,50 грн. Правда, что считать многоразовыми, тоже пока непонятно. Есть идея по чуть-чуть, процентов по 10, удешевлять стоимость поездки, начиная с 10-й. Например, если исходить из этих данных, то стоимость билета на три поездки будет 12 грн. А вот билет на 10 поездок обойдется уже в 36 грн (вместо 40 грн), а на 90 поездок — 225 грн (из расчета 2,5 грн за поездку).
При таких тарифах киевлянам, естественно, будет удобнее покупать билет сразу на много поездок, причем билет ведь не именной, и пользоваться им может вся семья. Как говорят в мэрии, возможно, на билет установят так называемый срок годности — например, если за пять месяцев вы не использовали купленные поездки, то они пропадают. Но это пока только обсуждается.
Для пенсионеров проезд в метро будет, как и прежде — бесплатным (они смогут ездить по карточке киевлянина). И смогут воспользоваться этой карточкой и в наземном транспорте. В мэрии уверяют: пока все не получат карточки киевлянина, пенсионеры и другие льготники смогут ездить по своим удостоверениям.
Электронный билет начнут внедрять с сентября этого года, а весь процесс, рассчитывают власти, продлится девять месяцев. Начнут с метро, в следующем году примутся и за наземный транспорт. И тогда по одному электронному билету можно будет ездить во всех видах транспорта. И даже на фуникулере и городской электричке.
Экс-мэр Киева Иван Салий поддерживает реформу в транспорте. «Отличная идея, мы о ней мечтали уже лет 15. Это европейская практика — электронная форма расчета за проезд. Правда, внедрить ее будет непросто, возможно, сразу даже и не получится. В Москве подобное существует уже лет 10, а мы отстали. Главное — такая форма поможет провести четкий учет поездок, в том числе и льготников. Вот в Москве, к примеру, все посчитали, и теперь для ветеранов бесплатно только 17 поездок, остальное они должны оплачивать — и система все контролирует. А пока — что метрополитен, что „Киевпасстранс“ — поездки льготников рассчитывают по своим формулам, но это лишь цифры, ничего общего с реальностью они не имеют. Да, для гостей и туристов проезд в транспорте по одноразовым билетам будет дороже — но ничего страшного. А вот насчет увеличения поступлений в бюджет я сомневаюсь. Транспорт всегда был дотационным, и с этим нужно смириться. Мы ничего тут не изменим», — считает Салий.
Как сообщалось, руководство Киевского метрополитена планирует перейти на зональную повременную оплату проезда. Если это произойдет, столичная подземка станет первым метрополитеном СНГ с подобной схемой продажи своих услуг.
Территорию города планировали разделить на три зоны по степени удалённости от центра. При однократном пересечении границы между зонами или при пребывании в метро дольше 40 минут с пассажира взималась бы оплата по двойному тарифу, при двукратном пересечении — по тройному. В настоящее время о продвижении этого проекта ничего не известно, но введение электронных карт вместо жетонов в метро может стать первым шагом в реализации этого проекта.
Комментарии
1Неправильный подход. Чем больше поездок тем больше платишь - правильный подход. Как с электроэнергией и газом. А то ездят и портят метро.