Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

В России падает «Протон», а в Украине создают «Циклон»

4 июля 2013, 14:51 0

Запуск ракеты-носителя «Протон-М» с разгонным блоком ДМ-03 и тремя навигационными космическими аппаратами «Глонасс-М» транслировался в прямом эфире телеканала «Россия 24» и на официальном сайте Роскосмоса. Ракета, которая должна была вывести на орбиту сразу три навигационных спутника системы «Глонасс», взорвалась и разрушилась на куски вскоре после старта. Катастрофа с ракетой-носителем «Протон-М» могла произойти из-за того, что она стартовала раньше времени и двигатели не успели набрать нужной мощности. К такому выводу пришли специалисты после расшифровки телеметрической информации. По словам источника, близкого к комиссии по расследованию, все решили полсекунды, сообщает информационно-аналитический портал Inpress.ua.

Среди версий аварии «Протона» — преждевременный старт, неисправность двигательной установки и неверная работа системы управления. Следователи допрашивают всех, кто так или иначе причастен к неудавшемуся запуску: персонал космодрома, конструкторов, инженеров.

Ракета-носитель «Протон-М» с тремя спутниками «Глонасс-М» могла потерпеть аварию из-за того, что стартовала раньше времени, когда двигатели первой ступени не набрали нужной мощности, сообщил агентству Интерфакс источник в ракетно-космической отрасли. «Согласно расшифрованной телеметрической информации, „контакт подъема“ — отрыв ракеты от стартового стола — произошел раньше положенного почти на полсекунды.

Соответственно, двигатели не смогли к этому времени набрать необходимую тягу», — сказал собеседник агентства, близкий к комиссии по расследованию аварии.

В этой ситуации, по его словам, «защитная автоматика сработала штатно: получив данные о невыходе двигателей на полную тягу, начала процедуру аварийного увода ракеты от стартового комплекса».

Учитывая преждевременность запуска, пояснил собеседник, ракета могла недобрать при старте 15-20% мощности. Есть и другие вопросы, с которыми сейчас разбирается комиссия, отметил эксперт. «В частности, непонятно, почему сигнал на „контакт подъема“ ракеты прошел раньше положенного и почему в одном из двигателей было зафиксировано превышение допустимой температуры в несколько раз, о чем также сообщает телеметрия. Версий очень много. Каждая из них проверяется», — сказал собеседник агентства. Возможно, отметил он, в этом запуске произошло наложение нескольких проблем и, соответственно, авария произошла из-за комплекса причин.

Версия о преждевременной выдаче команды на контакт подъема ракеты у комиссии по расследованию аварии ракеты «Протон-М» находится в приоритете.

Информационно-аналитический портал Inpress.ua сообщал, что ракета «Протон-М» с тремя российскими навигационными космическими аппаратами «Глонасс-М» упала на первой минуте старта. Это было первое после аварии в 2010 году применение разгонного блока ДМ-03 в составе «Протона». «Это либо система управления, либо двигатель. Если авария произошла на 10-20-х секундах, то двигатель, скорее всего, является причиной», — сказал источник.

Были истории со взрывами ракет и в Украине. Как сообщал бизнес-портал Industry.UGMK.info, авария при пуске ракеты-носителя «Зенит» с морской платформы «Одиссей», которая произошла в ночь на 31 января 2007 г. (по киевскому времени), стала второй по масштабам катастрофой за всю историю существования этой ракеты. Взрыв произошел на первых секундах полета: ракета, по всей видимости, оторвалась от стартового стола, но по каким-то причинам тут же стала оседать, что привело к взрыву и повреждению стартовой платформы.

Еще в советские времена подобная авария «Зенита» на космодроме «Байконур» привела к уничтожению стартовой позиции. На этот раз стартовый комплекс уцелел. Специалистам стало очевидно, что осуществлять пуски с платформы в ее нынешнем состоянии нельзя, необходим ремонт и устранение «слабых мест» в пусковом оборудовании и самой ракете с тем, чтобы исключить такие аварии в будущем. Если эти работы окажутся слишком сложными и дорогостоящими, бенефициары «Морского старта» могут отказаться от его финансирования.

Так преуспевающая космическая (правильней сказать, ракетостроительная) держава, какой себя преподносила Украина, в одночасье могла оказаться на задворках этого рынка. Еще в начале десятилетия перспективы Украины выглядели радужными. Имея немалые доходы от заказов на «Зениты» для «Морского старта», Украина сохраняла перспективы дальнейшего развития отрасли. А также участия в российской или европейской космических программах.

По украинским меркам, деньги «Морской старт» приносил немалые. При номинале три пуска в год на изготовление ракет основные исполнители — ПО «Южмаш» и КБ «Южное» — ежегодно получали около $100 млн, из них половина в виде субподрядов уходила в Россию. Это мощный и исправно функционирующий поток живых денег, который до аварии позволял руководителям отрасли почивать на лаврах, не заботясь об инвестировании новых проектов и не предпринимая усилий для выхода на рынок космических услуг, хотя у Украины есть для этого необходимые заделы.

К счастью, Украина не осталась на задворках космоса. Сейчас активно реализуется украинско-бразильский космический проект «Циклон-4». Как сообщает Государственное космическое агентство (ГКА) Украины, 28 мая в г. Бразилиа состоялось пятое внеочередное и восьмое очередное заседания общего собрания бинациональной компании «Алкантара Циклон Спейс». На заседании были решены важные организационно-финансовые вопросы, связанные с дальнейшим осуществлением украинско-бразильского проекта «Циклон-4», а также утверждены годовой отчет, финансовая отчетность компании и отчет независимого аудитора. Было проведено двустороннее совещание представителей уполномоченных органов по договору — руководителя Бразильского космического агентства Жозе Раймундо Брага Коэльо и председателя ГКА Украины Ю. С. Алексеева. В ходе совещания были обсуждены вопросы, связанные с реализацией проекта «Циклон-4», которые требуют особого внимания и оперативного решения со стороны космических агентств двух стран.

Ранее в Киеве состоялось заседание Совета директоров бинациональной компании «Алкантара Циклон Спейс», а также прошла рабочая встреча руководств космических агентств Украины и Бразилии.

Напомним, что сотрудничество Украины и Бразилии в космической отрасли началось 19 июня 2012 года, когда была осуществлена отгрузка первой партии технологического оборудования наземного комплекса украинского производства на космодром «Алкантара». В Бразилию отправлены емкости системы заправки ракеты-носителя компонентами ракетного топлива с комплектом вспомогательного и монтажного оборудования, емкости системы нейтрализации паров компонентов ракетного топлива и промстоков с комплектом вспомогательного и монтажного оборудования, оборудование ресиверной системы стартового комплекса.

Производителями оборудования являются публичное акционерное общество «Азовобщемаш» и государственное предприятие «Харьковский завод транспортного оборудования». Оборудование принято совместным украинско-бразильским предприятием «Алкантара Циклон Спейс» и после транспортировки будет размещено в сооружениях стартового комплекса ракеты-носителя «Циклон-4» на космодроме «Алкантара».

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях