Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Туристический бизнес — дайте глобус Украины!

20 июня 2013, 09:00 2

Лет пятнадцать назад один нью-йоркский программист, из бывших наших, пришел к своему шефу с вопросом, почему фирма заказывает написание компьютерных программ индийским программистам, в то время как в Украине немало талантливых программистов, готовых работать за меньшие деньги.

— Где это — Украина? — спросил шеф. — Никогда о такой стране не слышал.

В то время американский обыватель знал лишь страну под названием «Раша».
Тогда молодой человек не поленился, купил на блошином рынке небольшой школьный глобус и обвел на нем границы Украины.
Шеф долго рассматривал глобус, потом повернул его вверх ногами, нашел производителя и сказал:
— Так это же китайский глобус...

Это — присказка. А теперь — сказка...

Все флаги в гости к нам

После «оранжевой революции», которая попала в иностранные СМИ, Украина «появилась» на мировой карте. Нет, конечно, и раньше некий экономический и политический интерес со стороны Запада присутствовал, но в массовом сознании наша держава была либо терра инкогнита, либо страной бандитизма и плохого сервиса.

По данным Госкомстата Украины, с 2003 года по 2012-й число визитов иностранцев в Украину увеличилось вдвое и достигло 25 млн. И хотя многие сайты указывают эту цифру как количество туристов, посетивших нашу страну, не будем обольщаться.
Более точную цифру указать вообще вряд ли возможно.

Статистика туризма ведется двумя организациями: Государственной пограничной службой Украины, которая запрашивает у каждого приезжего иностранца цель его визита, и Государственным агентством Украины по туризму и курортам, собирающим данные с мест размещения, т. е. из гостиниц, пансионатов, санаториев.

При опросе Госпогранслужбы о цели приезда опрашиваемый, как правило, определяет ее спонтанно. Кроме того, бывает, что один и тот же человек в течение года посещает Украину несколько раз, и получается, что вместо одного человека пограничники подают данные о нескольких.

У Гостуризмкурорта другие проблемы при подсчете: многие туристы снимают квартиры или апартаменты в частном секторе, существует практика занижения реального числа постояльцев ради экономии уплаты налога на прибыль. Кроме того, немалое число туристов посещают страну с однодневными визитами, транзитом, в круизах.

Итак, по данным «УНИАН», среднестатистическая цифра посетивших Украину в 2012 году туристов — до 940 тыс. человек, что, невзирая на Евро-2012, на 23% меньше, чем в предыдущем году. В то же время количество иностранных граждан, въехавших в Украину со спортивной, культурной или религиозной целью, возросло более чем в 21 раз — до 4,854 млн человек.

Наибольшее количество иностранцев в 2012 году прибыло в Украину из России, Молдовы, Беларуси и Польши. Дальше следуют в порядке убывания турпотока: Германия, Турция, США, Великобритания, Италия, Франция. Некоторые «географические» коррективы внесло Евро-2012. Так, например, граждане Швеции, которые в перечне наиболее активных туристов, посещающих Украину, никогда не поднимались выше 20-го места, по итогам 2012-го замыкают десятку.

Галина Ротова, вице-президент по вопросам внутреннего и въездного туризма Ассоциации лидеров турбизнеса Украины, комментируя результаты Евро-2012, отвечает на вопрос, почему не возникло ожидаемого мощного турпотока спустя несколько месяцев после Евро-2012: «Тут нужно помнить о европейском менталитете: европейские туристы планируют свой отпуск за год, а то и за два, а не за неделю или месяц. Мы ожидаем, что турпоток в Украину будет постепенно возрастать на протяжении нескольких лет после самого спортивного события».

Хотелось бы верить этим прогнозам.

Украина глазами гостей

На англоязычных интернет-форумах побывавшие в Украине туристы делятся своими впечатлениями и зачастую пишут, что открыли для себя новую страну — с экзотической природой, оригинальной архитектурой церквей, замечательными девушками и... массой неожиданных приключений.

Так, например, для многих стало неожиданностью (и поводом испытать некий экстрим) массовое незнание украинцами английского языка, который, как правило, является распространенным в странах с развитым туристическим сектором. Тут же, на форуме, бывалые туристы дают совет обращаться на английском языке к людям в возрасте 23-30 лет.

И, кстати, указывают, что, несмотря на очень широкое распространение по миру английского языка, все-таки большая часть планеты им не владеет и не помешало бы, отправляясь в страну, выучить хоть несколько слов. Тут же даются рекомендации, где лучше говорить на русском, а где — неплохо бы и на украинском.

Как курьез — некоторые туристы просто заинтригованы «экзотической» кириллицей на афишах, указателях и рекламных вывесках.

Нарекание многих вызывают плохие дороги (пишут, что настолько плохие, что, скорее, их нет), отсутствие указателей на английском языке и... туалетов.

Показательно, что жалоб на плохие гостиницы и сервис не так много. С одной стороны, вероятно, на многое не рассчитывают в наших «экзотических» краях. С другой — надо сказать, что за последние годы количество, качество и уровень сервиса в Украине заметно выросли.

А еще иностранцев привлекает украинская кухня (тут, конечно, борщ бьет все рекорды), которую вовсю обсуждают на интернет-форумах и даже дают советы, где лучше ее вкусить.

«Не счесть алмазов в каменных пещерах»

Наиболее привлекательные для туристов культурные центры — Киев, Львов и Одесса, рекреационные зоны — Крым и Западная Украина.

Это, конечно, только главные направления распределения турпотока по стране, потому что сегодня практически в каждом регионе находятся объекты, заботливо восстановленные или специально созданные для привлечения туристов. Это дворцы, замки, монастыри, гостевые фермы (для любителей сельского туризма), конные хозяйства с парками для верховой езды. К услугам желающих — сплав на плотах (рафтинг), охота, рыбная ловля.

К чести нашей страны надо сказать, что она богата самыми разнообразными музеями — от музея туалета до музея колоколов или музея... водки. Но особенно впечатляет богатство наших художественных музеев: не говоря уже о музеях Киева, Львова и Одессы, в самых заштатных городах можно обнаружить шедевры мирового искусства.

Что только не предлагают туристам! Так, например, в Киеве в ходе экскурсии «Безумный день» можно посетить территорию Киевской клинической психоневрологической больницы и даже примерить смирительную рубашку. Среди любителей «клубнички» популярны индивидуальные туры под названием «Украинские женщины».

Но «фишкой» украинского турпредложения, как это ни парадоксально, стал Чернобыль. Неведомо, какому «сталкеру» пришла в голову эта идея, но тур в «зону» набирает все больше популярности. Наибольший интерес к этому маршруту проявляют японцы (оно и понятно — сравнивают опыт), но и на англоязычных веб-форумах все чаще попадаются рекомендации получить ни с чем не сравнимые впечатления.

Еще один вид туризма, особо привлекательный для иностранцев, — медицинский. Это не только бальнеологические курорты, но и медицинские центры — их на сегодняшний день в стране насчитывается около 70. Основные причины, почему предпочтение отдается нашим клиникам, очевидны — сравнительно низкие цены и наличие хороших специалистов. Например, лечение от бесплодия в нашей клинике почти в два раза дешевле, чем в английской, а процент результативности почти такой же.

Привлекают ли внимание наших соотечественников все перечисленные туристические предложения и множество неупомянутых? Как проводят отпуск сами украинцы?

Отдыхать изволите?

Оказывается, две трети украинцев (67,9%) вообще не планируют отдыхать в этом году!

Таковы данные опроса Киевского международного института социологии (КМИС), проведенного 21-30 мая 2013 года. 20,9% опрошенных заявили, что у них нет возможности отдыхать, а 47% сказали, что просто останутся дома.

Планируют отдых в Крыму, Карпатах или в других местах Украины 12,6% респондентов. На дачах и в загородных домах проведут отдых 6% опрошенных, в селе у родственников — 4%.

Как и в предыдущие годы, количество тех, кто планирует поездки за границу, составляет около 2% всего населения Украины.

По статистике турагентств, большинство наших сограждан (из тех, кто отдыхает) могут себе позволить отпуск от одной до двух недель и потратить на него от 2 до 10 тысяч гривен. Более длительный отдых позволяют себе только 10% украинцев, воспользовавшихся услугами турагентств. А 40% поедут отдыхать с детьми.

Традиционные лидеры летнего заграничного отдыха — Турция, Болгария, Хорватия, Египет, Греция, Черногория. Предпочтение заграничным курортам зачастую отдается потому, что путевки туда обходятся порой дешевле, чем, например, в Крыму, а сервис лучше.

Каковы перспективы отдыха и оздоровления малоимущих граждан? Несмотря на то, что произошла массовая «приватизация» профсоюзных санаториев, пансионатов и детских лагерей, все-таки часть их устояла перед напором частных лиц и компаний, завладевших украинскими здравницами. Более того, оказывается, еще существует система «профсоюзных» путевок. Только теперь их распределением занимается Фонд социального страхования. В интернете можно найти подробные рекомендации, как заполучить такую путевку.

Представители фонда даже жалуются на руководителей производств, что они отказываются от путевок ввиду последующих проверок фондом траты средств. Правда, и сам фонд не выдержал проверки: в 2012 году разгорелся скандал по поводу откатов в фонд (12% с каждой путевки), которые составили 60 млн гривен.

Кстати, за профсоюзную путевку надо не забыть заплатить налог — с дохода. Впрочем, и с граждан, выезжающих за рубеж в турпоездку, тоже планируется брать налог — видимо, с расхода.

Оказывается, не все так плохо в нашем государстве — по статистике 22 млн украинцев выезжают за границу — конечно, далеко не все с туристическими целями.

Что делать?

Но вернемся в родные пенаты и подумаем о благе государства, а следовательно, и всех его граждан.

Понятно, что туризм для страны — это, прежде всего, неплохой способ заработать деньги. По самым скромным подсчетам, каждый иностранный турист тратит в Украине не менее $200 в день (таким образом оплачивая за один день как минимум одну месячную пенсию одного нашего пенсионера). Упускать такие возможности нельзя. Но как же заманить в страну массовые потоки туристов?

На привлекательный экономический, правовой и политический имидж государства уповать не станем. Да массового туриста он, честно говоря, не очень-то и волнует. Ему прежде всего нужны новые впечатления, комфорт, относительная дешевизна и безопасность.

По части впечатлений мы уже знаем — у Украины есть потенциал и он уже работает.

Комфортабельные гостиницы, рестораны и увеселительные заведения у нас тоже есть — стараниями частных владельцев. Им бы только не мешать развиваться.

Что для этого может сделать государство?

Прежде всего — дороги! Вопрос не только в кардинальном улучшении их качества, хоть это и главное. На трассах необходимо оборудовать так называемые «зоны отдыха» — площадки вдоль дороги, на которых предусмотрены стоянка (если водителю необходимо пару часов поспать), туалет и столы со скамейками. Не на каждой такой зоне отдыха, но довольно часто должны присутствовать магазин, аптека, телефон, кафе и — обязательно — информационный пункт, где можно взять карту региона с пронумерованными дорогами, указанными зонами отдыха, отелями, кафе, больницами и прочей информацией, которая может понадобиться во время длительного путешествия.

Дороги должны «разговаривать», то есть на них должны быть не только рекламные билборды, но и в большом количестве указатели (на английском языке в том числе) — номер дороги, ближайшая зона отдыха, заправка, больница, достопримечательности и проч. На главных трассах у нас и сейчас есть подобные указатели, но их мало, на них не указаны номера дорог и развязок, и появляются они зачастую тогда, когда в плотном потоке машин уже трудно перестроиться. Как правило, указатели размещаются справа от движения, а удобнее — сверху, чтобы было видно издалека.

Языковый дискомфорт иностранцев можно снять, увеличив не только на дорогах, но и в населенных пунктах число указателей на английском языке. И, конечно, необходимо массово обучать элементарным словам и фразам персонал сервисных служб. Некоторую роль в массовом обучении населения английскому языку могли бы сыграть различные телевизионные обучающе-игровые программы. Когда-то на телевидении были такие программы для детей, неплохо бы подумать и о взрослых.

Еще один способ привлечения иностранцев — различные развлекательные мероприятия — фестивали, интерактивные экскурсии, выставки и ярмарки с мастер-классами и различными розыгрышами.

О подобных программах стоит всерьез подумать владельцам гостиничных комплексов и администрации курортных зон. Зачастую, живя в комфортабельной гостинице, расположенной вне мегаполисов, гости по вечерам изнывают от скуки. Перенимая опыт турецких курортов, владельцы гостиниц могут заранее спланировать ежевечерние развлекательные мероприятия.

Кроме денежных потоков туризм обеспечивает создание значительного количества рабочих мест. А это прямой путь к нивелированию еще одного недостатка нашей страны, на который жалуются иностранцы: украинцы редко улыбаются. Конечно, поводов для улыбок у простых граждан Украины не так уж много, но, как говорят мудрецы, улыбка меняет мир — внутри и вокруг нас. Поэтому начинаем тренироваться прямо сейчас.

Комментарии

2
Vasily Klopkov 25.06.2013, 21:48

Где это — Украина? Это в жопе!

kachkovskyy.oleksandr 20.06.2013, 10:13

Ищу целеустремленных энергичных людей, тех кому нужны деньги. Мы развиваем проект в сфере топливного бизнеса, который позволяет владельцам любого автотранспорта, работающего на бензине, дизтопливе, газе - экономить на нём 10-30 %. Продукт американский, запатентованный, только входит на наш рынок и уникален. Результаты превосходят все ожидания. Ищу партнеров в разных регионах.
www.kan.prav.tv

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях