Накануне очередной сессии Синода Вселенского патриархата, 26 ноября на Фанар было передано письмо Президента Порошенко с просьбой дать Томос об автокефалии украинской церкви, не дожидаясь завершения Объединительного Собора. О том, что такая возможность рассматривалась, писала, например, «Украинская правда». Однако, как известно, Константинополь оказался не готов действовать по такой схеме.
Причиной для перехода Банковой к плану «Б» стало то, что процесс объединения украинских церквей затягивается. Те 25 иерархов РПЦвУ, которых хотели пригласить на Объединительный Собор, и без участия которых на Фанаре не смогут должным образом обосновать правильность решения о даровании автокефалии, не изъявляют желания участвовать в мероприятии. Диалог между УПЦ КП и УАПЦ также идет не так гладко, как хотелось бы.
Как отмечают эксперты по каноническому праву, например, из Александрийского Патриархата, в целом решение Константинополя даровать украинской церкви автокефалию не противоречит букве церковных законов. Споры идут о том, соответствуют ли они их духу. А значит, в православном мире в принципе могли бы согласиться с действиями Фанара. Так, по крайней мере, оценивали ситуацию до начала октября.
Явно неканоничным, по мнению экспертов, является лишь ущемление прав РПЦвУ. Такие действия Поместные церкви точно не поддержат – вплоть до разрыва евхаристического отношения.
В сложившейся обстановке, в том числе ввиду трудностей в объединении украинских православных иерархий в Единую церковь, Вселенский патриархат предпочел бы сохранить украинский экзархат, и таким образом – продолжить контролировать ситуацию.
С другой стороны Президента Порошенко, после всех сделанных им громких заявлений, может устроить только автокефалия. Однако, похоже, играть на церковном поле у сотрудников Администрации получается не очень успешно.
УПЦ КП и УАПЦ по-прежнему пытаются объединить в единую структуру, но при этом лишают их самостоятельности. Они будут жить по чужому уставу, основные моменты которого – те, который проистекают из текста Томоса и, следовательно, не подлежат изменению, – написаны греками. Патриарха Филарета отстранят от руководства церковью, с утешительным статусом «почетного».
По сути, Фанар получит контроль над всей многотысячной паствой УПЦ КП и УАПЦ (а значит, и процент от их пожертвований), а также над храмами, монастырями и другой церковной недвижимостью. И это помимо собственных ставропигий Константинопольского патриархата и финансов на их обслуживание и деятельность.
Затем греческий Предстоятель устранит из украинского экзархата всех иерархов, которые так или иначе дискредитированы в православном мире. И только после этого в руководство структуры будут допущены представители нашего духовенства, но опять же – исключительно угодные Фанару.
В православном сообществе все расценивают происходящее как победу Московского Патриархата: фактическое учреждение экзархата, пусть и без согласования с РПЦ – это все-таки не автокефалия. А главное – под боком у московских иерархов не будет давнего протагониста Кирилла (Гундяева) – патриарха Киевского Филарета. Другие же иерархи не обладают таким масштабом и будут сосредоточены на своих личных и узкокорпоративных интересах.
К сожалению, Ростислав Павленко, непосредственно участвовавший в переговорах с Фанаром от имени нашего народа, не смог «додавить» ситуацию и привезти нормальный Томос безо всяких дополнительных условий. После всех надежд на признанную всем православным миром духовную самостоятельность Украины, мы рискуем снова вернуться под московское иго. Впрочем, несмотря на все недоработки, теперь иерархи РПЦвУ, упорствующие в своем верноподданичестве Кремлю, также рискуют потерять паству.
Имеем то, что имеем, а какое развитие получит ситуация – зависит от нас.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.