Законопроект №4057 о внесудебной конфискации в случае принятия Верховной радой в его нынешнем виде противоречит многим требованиям Европейской конвенции по правам человека и протоколов к ней. Об этом говорится в комментарии Генерального директората по правам человека и верховенства права Совета Европы, информирует Европейская правда.
В документе отмечается, что содержание положений проекта закона проблематично во многих аспектах.
Во-первых, нечетко установлены применимые стандарты и правила доказывания.
Во-вторых, эта нечеткость и ограничения во времени, в течение которого должно быть принято решение по ходатайству об обращении в доход государства, беспрекословно усложнит процесс защиты от обвинения в неправомерном приобретении и приведет к несправедливому производству, противоречащему требованиям статьи 6(1) Европейской конвенции.
«Конфискация также противоречит статье 7 Европейской конвенции, если вследствие нее лицо будет иметь большие негативные последствия, чем должно было бы на время совершения преступления. Иными словами, такое наказание можно применять только за правонарушения, совершенные после принятия закона, которым предусмотрено это наказание», - отмечается в комментарии.
В-третьих, нет релевантного положения о представительстве подозреваемого в производстве по обращению в доход государства, учитывая обстоятельства, при которых происходит производство по обращению в доход государства, то есть в котором подозреваемый не будет участвовать.
«Такие меры не должны основываться только на подозрениях и должны подлежать эффективным гарантиям судебного разбирательства, которые отвечают требованиям, изложенным выше, в частности, возможности опровержения каких-либо презумпций, таких как та, что имущество происходит от незаконной деятельности или планируется для использования в такой деятельности», - отмечают в Совете Европы.
В-четвертых, не хватает определенности в аспекте изложения текста проекта закона и некоторых использованных терминов, кроме того, некоторые его положения противоречат друг другу и содержат ненадлежащие указания по ведению производства.
«Хотя достижение цели возвращения имущества, приобретенного через уголовные правонарушения, и доходов от такого имущества не противоречит стандартам, наработанным в решениях Европейского суда, принятие проекта закона в его нынешнем виде противоречит многим требованиям Европейской конвенции и протоколов к ней», - отметили в Совете Европы.
Напомним, ранее представительство ЕС раскритиковало проект, заявив, что Украина делает шаги к внедрению «жесткого законодательства... без защиты права на честный суд и право собственности».
Представительство ЕС напомнило, что в последние месяцы Рада утвердила законодательство о спецконфискации европейского образца, выполнив тем самым «безвизовые требования» ЕС. Дипломаты считают, что подход, предложенный в проекте 4057, ухудшает законодательство в данной сфере.
Впоследствии один из авторов проекта Сергей Пашинский («Народный фронт») сделал неправдивое заявление об отсутствии критики ЕС в адрес проекта. В ответ дипмиссия обнародовала свой комментарий на официальные Facebook-странице и подчеркнула, что эта критика «является позицией Евросоюза».
Напомним, что ранее законопроект №4057 о внесудебной конфискации, принятый парламентом в первом чтении, раскритиковали депутаты межфракционного объединения «Еврооптимисты». Они, в частности, считают, что проект противоречит Конституции, международным актам и посягает на право собственности граждан.
В случае смены власти в стране имущество нынешних руководителей государства может быть конфисковано. При этом будут применены нормы закона о внесудебной конфискации имущества, который в первом чтении уже приняла Верховная Рада, считают юристы.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.