Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Меркель и Бонапарт, или Когда закончится великая эпоха

18 декабря 2014, 10:20 0

Прошло девять лет с тех пор, как в немецком языке появилось новое слово – бундесканцлерин. В 2005 году впервые в истории страны пост канцлера заняла женщина - Ангела Меркель. С тех пор ее политические позиции только укреплялись. На недавнем партийном съезде христианских демократов в Кёльне Ангела Меркель в восьмой раз подряд переизбрана на пост председателя ХДС с завидным результатом – за нее отдали голоса 96,7% делегатов.

***

Политическое долголетие канцлера давно уже стало предметом рассмотрения журналистов, экспертов и политиков. В октябре газета Bild, повествуя о социально-экономической политике Ангелы Меркель, сравнила её с российской императрицей Екатериной Великой (урождённой Софией Августой Фредерикой Ангальт-Цербстской), чей портрет стоит на письменном столе в кабинете канцлера.

А вот накануне съезда христианских демократов на эту тему высказался министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле. Главный финансист Германии сравнил Ангелу Меркель с Наполеоном Бонапартом. Соратник канцлера по партии уверен, что глава немецкого правительства демонстрирует новое качество руководства, «которое не такое наступательное, как у Наполеона, а даже более успешное». «Ангела Меркель была той, кто увлёк за собой общество», – заявил Вольфганг Шойбле.

Сходство, действительно, существует. Как отмечает профессор Лондонской школы экономики Зёнке Найцель, «Наполеон написал историю, делал всё для укрепления своей власти, к Меркель это тоже в полной мере относится».

Однако, насколько успешно и справедливо сравнение Меркель с Наполеоном, сможет показать только время. Как известно, «планов громадье» Наполеона Бонапарта после Бородино, Березины и Ватерлоо «приказало долго жить». А каковы планы Меркель и, главное, степень вероятности воплощения их в жизнь?

Хотя доклад бундесканцлерин на съезде имел «парадно-пропагандистский» характер, тем не менее, некоторые наметки на будущее бундесканцлерин все же изложила.

Меркель заявила, что за девять лет у власти христианские демократы внесли существенный вклад в улучшение жизни в Германии. «Нам удалось многого достичь: более крепкий средний класс, безработица ниже отметки в три миллиона, рост фактической заработной платы, стабильные цены и более низкие пенсионные взносы», – отметила канцлер.

«Но мы не имеем права, — сказала Ангела Меркель, — завтра вспоминать только вчерашние успехи». Экономика Германии, по ее убеждению, стоит перед серьезным вызовом времени, сравнимым с технической революцией XIX века — переходом к полной компьютеризации всех отраслей от автомобилестроения до сельского хозяйства. Лидер ХДС выразила надежду, что будущее Германии и впредь будет определяться политической линией христианских демократов.

Хотя к реальным результатам в социально-экономической политике причастны и социал-демократы, второй раз за последние девять лет входящие в коалицию с ХДС/ХСС, Меркель считает, что «все это можно показать» как заслугу ее партии и ориентир на будущее.

Но, как комментирует последние события Spiegel, «никакого прорыва на кельнском съезде партии не получилось». Да, пожалуй, и не могло произойти. Вопреки показному оптимизму бундесканцлерин, специалисты в своих прогнозах о дальнейшей поступи Германии, по большей части, осторожничают.

Независимая комиссия экономических советников при правительстве и парламенте ФРГ (Экспертный совет по оценке макроэкономического развития) прогнозирует рост крупнейшей экономики еврозоны в 2015 году на уровне 1%. Оценка экономического роста в нынешнем году снижена до 1,2% с мартовских 1,9%.

По словам главы Совета Кристофа Шмидта, Германия вступила в 2014 год с сильной экономикой, но сейчас ей угрожает стагнация. Члены его комиссии указывают среди причин замедления «геополитические риски» – и прежде всего кризис на Украине (западные санкции против России), – а также слабый рост во всей еврозоне. Они также заявили, политика правительства в сфере занятости и соцобеспечения – в частности, планы ввести МРОТ (не меньше 8,50 евро-брутто в час) в будущем году – могут сказаться на доверии бизнеса и рынков.

С точки зрения экспертов, под вопросом остается и рост экономики еврозоны в целом, поскольку санкции наносят серьезный ущерб. Руководитель Немецкого института экономических исследований (DIf W) в Берлине Марсель Фрацшер видит «гигантские риски» для конъюнктуры, на которой продолжит сказываться мощнейший долговой кризис, охвативший в 2010 году сначала периферийные страны Евросоюза (Греция, Ирландия), а затем практически всю зону евро.

***

Наблюдатели обратили внимание на антироссийскую риторику Ангелы Меркель. Действительно, продолжательница дела Наполеона Бонапарта пообещала обратиться к дополнительным санкциям «в том случае, если это будет необходимо». По словам бундесканцлерин, основной целью сохранения давления на Россию является «обеспечение нерушимости территориальных границ Украины». В этой связи она обратилась к присутствовавшему на съезде киевскому мэру Виталию Кличко: «Господин Кличко, мы помогаем вам и поддерживаем вас, как только можем».

***

В Кельне вышли наружу серьезные разногласия внутри правящей коалиции. Накануне в федеральной земле Тюрингия впервые в истории Германии премьер-министром был выбран политик из партии Левых, продолжательницы СЕПГ и ПДС. Христианские демократы, стоявшие у руля Тюрингии с момента объединения Германии, «потеряли» эту землю с населением свыше двух миллионов человек, и правящую коалицию в Эрфурте сформировали немецкие Левые – при поддержке социал-демократов и партии Зеленых.

Меркель возмутилась тем фактом, что именно в год 25-летия падения Берлинской стены СДПГ согласилась на роль младшего партнера по коалиции партии Левых. «На какое унижение социал-демократы готовы еще пойти?», – обратилась она с вопросом к депутатам ХДС. По ее мнению, сотрудничество с партией Левых – это «объявление о несостоятельности» со стороны СДПГ участвовать в качестве народной партии в формировании будущего страны.

Канцлер подчеркнула, что цель ее партии – помешать созданию такой коалиции на федеральном уровне в 2017 году. «Только наша сила, только сильный Союз ХДС/ХСС сможет предотвратить коалицию социал-демократов и Зеленых с партией Левых. И мы будем над этим работать», – пообещала Меркель.

За этими выпадами против социал-демократов скрывается и то, о чем Меркель не хотела говорить открыто. Подоплека здесь следующая. Если ХДС/ХCC, по большей части связаны с финансово-спекулятивным капиталом, социал-демократы, сначала через профсоюзы, а затем и непосредственно, больше ориентированы на производительный капитал. А именно он в наибольшей степени страдает от политики санкций.

Поэтому СДПГ начинает санкциям противиться, что становится заметным по высказываниям главы германской дипломатии социал-демократа Франка-Вальтера Штайнмайера. Более того, на днях руководитель фракции Левых в бундестаге Грегор Гизи в интервью польскому еженедельнику Przegląd предсказал скорый развал «большой коалиции» именно из-за разного отношения к санкциям

«Война санкций только вредит нашим экономикам. Украина и дальше будет сближаться с ЕС, но не должна стать членом НАТО», - сказал парламентский лидер Левых. По этой причине в СДПГ вскоре «произойдет землетрясение и «большая коалиция» в нынешнем виде не доживет до конца срока», - заключил Грегор Гизи.

***

Известно, что в 2017 году Ангела Меркель намерена уйти из большой политики. Во-первых, не хочет, чтобы ее из политики «убрали» более молодые, как она сама поступила с «объединителем Германии» Гельмутом Колем. Во-вторых, здоровье начинает подводить (на съезде ей стало плохо). Однако, если предсказание обычно точного в своих прогнозах Грегора Гизи сбудется, планы Меркель, как и планы Бонапарта в свое время, могут серьезно расстроиться.

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях