Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

«Минправды»: битва за души и сердца, или Кто подставляет Президента

10 декабря 2014, 09:00 0

«Пакетное голосование» за кадровый состав нового правительства создало уникальный прецедент назначения «министра без министерства». Кум президента Юрий Стець получил в ведение структуру, которая вообще никак не упоминается в украинском законодательстве.

Впрочем, такой процедурный казус едва ли помешает бывшему генеральному продюсеру «5 канала» реализовать задуманное. Постфактум в сети появился проект «Положения о министерстве информационной политики», а по обрывкам фраз главных лоббистов этой противоречивой инициативы (Юрий Стець, Арсен Аваков и Антон Геращенко) можно составить впечатление о том, чем будет заниматься украинское «министерство правды».    

Предки «большого брата»

«Министерство отвечает за все задачи духовного воздействия на нацию, за агитацию в пользу государства, культуры и экономики, за просвещение отечественной и зарубежной общественности о ней и за управление всеми учреждениями, служащими этим целям. Министерство не является административным учреждением. Это министерство для народа, и народ будет всегда иметь вход в него. В этом доме никогда не будет понятия бюрократии. Мы не управляем, мы работаем, причём мы работаем под постоянным контролем народа, и вся наша работа будет проводиться исключительно для народа в целом. Есть два вида осуществления революции. Можно поливать противника огнем из пулемётов до тех пор, пока он не признает превосходства, которым обладают пулемётчики. Но можно также переделать нацию за счёт революции духа и тем самым не уничтожить, а даже привлечь противника на свою сторону. Мы пошли по второму пути и продолжим его. Привлечь весь народ на сторону государства – вот наша самая главная задача в этом министерстве!». 

Это фрагмент из преамбулы к положению о другом министерстве – «имперском министерстве народного просвещения и пропаганды», созданного 30 июня 1933 года в Германии. Как оказалось, видение основных функций и задач подобного ведомства объединяет немецких национал-социалистов с украинскими «демократическими силами».

Появившийся в сети проект положения о министерстве информационной политики в качестве ключевых задач также предусматривает «формирование государственной политики по деятельности СМИ», «разработка государственных стандартов журналистики», «продвижение Украины в мире», «предотвращение внешнего влияния на информационное пространство Украины», «государственный контроль над СМИ вне зависимости от их формы собственности» и множество других вещей, по сравнению с которыми меркнут пресловутые «диктаторские законы 16 января».      

Национал-социалисты инициировали создание министерства после неудовлетворительного (по оценкам самого Гитлера) результата на парламентских выборах 1933 года. По иронии судьбы, НСДАП набрала в марте 1933 года 43,9% – ровно столько, сколько суммарно получили в октябре 2014-го «Народный Фронт» (22,1%) и «Блок Порошенко» (21,8%). 

Впрочем, такая «историческая нумерология», как и популярные параллели с оруэлловским «министерством правды», это своеобразная интеллектуальная пошлость. Гораздо тоньше – находить едва ли не дословное попадание в положение о министерстве в работах философов второй половины ХХ века (Мишеля Фуко или Джорджо Агамбена).

Однако от высокой философии вернемся к проекту власти привести всё информационное пространство Украины к стандартам «канала честных новостей». Кто такой Юрий Стець, какие аргументы изощряются найти сторонники минправды, и как это может сработать в современной Украине?    

Who is мистер Стець?

Задавать тон украинского дискурса о политике собирается выпускник Черновицкого училища искусств имени Сидора Воробкевича, руководитель фольклорного ансамбля по первой специальности (второй диплом о высшем образовании получал уже в Харькове в статусе нардепа), депутат 6 и 7 созывов (от «Нашей Украины» и «Батьквищины) Юрий Стець.   

В журналистике Стець с начала 90-х, а в 1997 году началось его восхождение по карьерной лестнице «5 канала». В 2007 году в большую политику Стець приходит в качестве члена наблюдательного совета телеканала. Любопытно, что руководить украинским «минправды» будет экс-секретарь парламентского комитета по вопросам свободы слова и информации. Так сказать, от свободы слова до госконтроля – один шаг… 

Тем не менее, украинские СМИ прогнозируемо сделали акцент на другом амплуа Стеця – едва ли вышел хотя бы один сюжет или материал по теме без упоминания о «кумовстве» новоиспеченного министра и президента Петра Порошенко. Зачем Петру Алексеевичу брать на себя такую ответственность за заведомо непопулярную инициативу? 

Вероятно, есть нечто, что по мнению президента, перевешивает весь негатив от легализации «темников». В первую очередь, речь идет о создании контрмеры против угрозы от телеканалов, принадлежащих Игорю Коломойскому (группа «1+1»), Виктору Пинчуку («ICTV», «СТБ», «Новый канал») и Дмитрию Фирташу («Интер»).

Очевидно, Порошенко боится повторить судьбу Виктора Януковича, падение режима которого во многом стало возможным благодаря единой тональности освещения событий на Майдане всеми ведущими телеканалами. Но насколько отдаляет (или всё-таки приближает?) президента от такой незавидной участи поддержка подобной инициативы?

Или кто-то сознательно пытается подставить Порошенко, раскалывая резонансными решениями его собственную фракцию и отвернув от президента львиную долю общественников, журналистов и активистов?  Кто даст гарантию, что через год депутатов, голосовавших за создание минправды, не будут клеймить так же, как поддержавших «диктаторские законы 16 января»? 

В кулуарах говорят, что само министерство стало тем «подарком» для Порошенко, после которого президент согласился оставить министров внутренних дел и юстиции в квоте Арсения Яценюка. Бойтесь данайцев, дары приносящих, господин Президент…

И сам обманываться рад…

Вероятно, взаимосвязь между существованием «минправды» и позициями Арсена Авакова чувствуют и в «Народном Фронте», ведь в качестве топ-спикеров, рассказывающих о плюсах такой инициативы, выступают как раз сам министр внутренних дел и близкий к нему нардеп Антон Геращенко

В своем блоге новоиспеченный депутат делится аргументами в духе «войны в 21 веке ведутся в интернете и на ТВ; надо защищаться от путинской пропаганды, обеспечивать правдивой информацией жителей Донбасса и Крыма, вести контрпропаганду на территории России». 

Чем качественно будут отличаться «воины света» информационных баталий от «воинов тьмы», которые «защищаются от украинской пропаганды, ведут контрпропаганду на территории Украины итп» – непонятно. Тем, что на их стороне истина? Как-то слишком наивно даже для украинцев…

Скорее всего, ставка здесь делается не на рациональное мышление сограждан, которых подталкивают к «светлому авторитаризму», противопоставляя его путинской угрозе, а на психологическую особенность абсолютного большинства людей.

Речь идет о подсознательном стремлении массы оставаться в зоне информационного комфорта: получать пусть и искаженную информацию, но совпадающую с «собственной позицией» обывателя. Именно на этой особенности и держится сила пропаганды, которую хотят слышать сами граждане. В ней они находят иллюзию гармонии между приходящей извне информацией и тем, что ошибочно трактуют как собственное мнение. 

Пакистан, Сингапур, Бангладеш, Индия, Зимбабве, Непал, Нигерия, Кения, Гана – именно к этому «клубу минправды» в одностороннем порядке предложили примкнуть украинцам. Страны, в которых существуют аналогичные «минстецю» ведомства… На них и держим свой «евроинтеграционный курс», по крайней мере, в отношении свободы слова.

Аналитики недоумевают, зачем было создавать такой негативный для президента инфоповод, когда функции министерства информационной политики можно было бы выполнять с набором уже существующих ведомств (Госкомтелерадио, СНБО). И ведь 14 ноября Арсений Яценюк публично предложил президенту назначить Юрия Стеця главой Госкомтелерадио – кто и зачем за следующие две недели придал этому кадровому решению лежащие на поверхности оруэлловско-геббельские очертания?    

В лучше случае, Президента Украины сильно подставили с этой авантюрой, что ложится в общую череду событий (например, «винницкий бунт» на вотчине Порошенко, приглашенные им «варяги» от МВФ в новом кабмине, выход депутатов Коломойского из фракции БПП). В худшем – президент подставился сам, посчитав что общество послушно съест «демократические законы 2 декабря».   

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях