Решение Большого жюри присяжных в Фергюсоне (штат Миссури) о невиновности белого полицейского в убийстве подростка-афроамериканца спровоцировало крупные беспорядки в США.
Сообщения из Фергюсона напоминают сводки о боевых действиях в Ираке или Сирии. Во вторник федеральное управление гражданской авиации ввело режим бесполетной зоны над городом. Решение стало одним из следствий массовых беспорядков, охвативших этот пригород Сент-Луиса, населенный преимущественно афроамериканцами.
Участники протестов бьют витрины, кидают камни, грабят и поджигают магазины. В полицейских летят булыжники и бутылки, полицейские машины сжигают. Появились банды мародеров. Все, как во время бунта афроамериканцев в 1992 году в Лос-Анжелесе, который, кстати, тоже начался из-за убийства белым полицейским темнокожего подростка.
Полиция в ответ использует слезоточивый газ и дымовые шашки. На улицах множество полицейских автомобилей и пожарных расчетов, постоянно дежурят патрули полиции и национальной гвардии. Аэропорт Сент-Луиса закрыт по решению городских властей. Губернатор Миссури Джей Никсон объявил о введении во всем штате режима чрезвычайной ситуации.
Поводом для начала «герильи» стал вынесенный накануне вердикт присяжных – жюри признало невиновным белого полицейского Даррена Уилсона, который 9 августа застрелил безоружного 18-летнего афроамериканца Майкла Брауна. Тогда, в августе, гибель молодого чернокожего стала поводом для массовых столкновений полиции и местных жителей, возмущенных убийством.
Беспорядки не ограничились Фергюсоном. Акцию жителей города поддержали и в столице страны – Вашингтоне. Здесь сотни людей выразили свой протест под оградой Белого дома. В Нью-Йорке манифестанты заблокировали мост Трайборо, Бруклинский и Манхэттенский мосты. В Сиэтле, участники акции в поддержку восставшего Фергюсона забросали полицейских петардами. Протесты охватили почти 90 городов в 34 штатах и перекинулись на Канаду.
Барак Обама призвал бунтовщиков протестовать мирно и призвал полицейских к сдержанности. «Мы являемся нацией, которая базируется на принципе правового государства», - заявил он в защиту решения присяжных. Президент также признал, что трагедия в Фергюсоне стала свидетельством сохранения межрасовой напряженности в американском обществе.
Власти к беспорядкам готовились, но не учли их масштабов и не думали, что мятежные настроения в считанные часы распространятся на всю страну. Накануне оглашения решения присяжных в Фергюсон были направлены не менее сотни оперативников ФБР. Дело в том, что тремя днями ранее ФБР арестовало двух человек, якобы планировавших утроить взрывы в городе.
Существует, правда, и более прозаичное объяснение особого внимания ФБР к Фергюсону – власти заранее знали о том, каким будет решение суда присяжных. Это уже о «независимом» американском правосудии, опыт которого перенимается на постсоветском пространстве.
Впрочем, предугадать оправдание белого полицейского было не так уж и сложно, если учесть, что в составе присяжных оказалось девять белых и трое афроамериканцев. Между тем в самом городе – совершенно иная картина: 70% населения составляют темнокожие.
Очевидно, содержание предстоящего вердикта суда было известно и афроамериканцам. За несколько часов до его оглашения у городского управления полиции собралась огромная толпа местных жителей. Демонстранты перекрыли несколько улиц, выкрикивали ругательства в адрес полицейских и требовали обвинительного приговора для Даррена Уилсона. Протестующие кричали: «Нет правосудия, нет мира!» Когда же решение суда состоялось, все немедленно и началось.
Версия следствия, к которой «прислушались» присяжные, сводится к следующему. Браун попал под подозрение офицера Уилсона за то, что вынес из магазина коробку сигар, не заплатив за них. Свидетели показали, что между Уилсоном и Брауном произошел спор, после чего Уилсон стал стрелять в Брауна и не прекращал, несмотря на то, что тот поднял руки. В полиции заявили, что Браун сам напал на Уилсона. На это тоже нашлись свидетели.
Решение суда в пользу белого полицейского озлобило чернокожих граждан. Однако и обратное решение вызвало бы проблемы, на сей раз с полицией. Ведь за первые пять месяцев 2014 года смертность среди полиции увеличилась на 40% и составила 63 человека. «В целом мы видим увеличение уровня насилия в обществе, и это насилие в обществе становится причиной насилия по отношению к полицейским», — заявил в этой связи вице-президент Международной ассоциации начальников полиции Ричард Бири.
Американским гражданам от меткой стрельбы полиции тоже достается. За последние 13 лет от рук полицейских погибли более 5000 граждан США. Чаще всего гибнут темнокожие, «латинос» и «чиканос» («латинос» - эмигранты из Латинской Америки, а «чиканос» - их дети и внуки, родившиеся уже в США). Согласно исследованиям американской антирасистской организации Malcolm X Grossroots Movement (MXGM), в США от действий правоохранительных органов каждые 28 часов погибает один темнокожий гражданин.
Основная причина подобного рода случаев коренится в том, что формальное равенство рас в Америке не предоставляет афроамериканцам равных возможностей с белыми на деле. Конечно, есть чернокожие бизнесмены и адвокаты, телеведущие и генералы, и даже глава государства. Но подавляющее большинство потомков африканских рабов так и не смогло «выбиться в люди», занимая низшие ступеньки в социальной иерархии. «Негритянские гетто» американских городов печально известны всему миру.
Социальное расслоение по расовому признаку остается одной из ключевых проблем для США. Безработица среди афроамериканского населения в два раза выше, чем среди белых. К июлю 2014 года безработными были 5,3% белых и 11,4% темнокожих. То же самое и с неполной занятостью. Если среди белых американцев на «полставки» работает 11,8 %, то среди афроамериканцев эта цифра превышает 20%.
Безработица во многом обусловлена низким образовательным уровнем афроамериканцев. Так, среднюю школу окончило 82% детей белых американцев и лишь 63% темнокожих детей. В результате афроамериканцы заняты низкоквалифицированным и неквалифицированным трудом, или же существуют на социальные пособия. Как следствие, белая семья в среднем в 22 (!) раза богаче темнокожей. Отсюда высокий уровень преступности среди афроамериканцев, а заключенных темнокожих в шесть (!) раз больше, чем белых.
Положение «латинос» и «чиканос» несколько лучше - иная социокультурная традиция. В отличие от афроамериканцев, они не стремятся к интеграции в общество белых, не считают нужным постигать местный вариант английского языка. Они заняты тихим «освоением» Юго-Запада США. Появились «свои» крупные предприниматели, мэры, шерифы и т.д. Испанский язык становится де факто основным. Даже Буш-младший его изучил в свое время, чтобы править испаноязычным Техасом.
Здесь в ходу идеология «Космической расы», которая возникнет на основе латиноамериканской, вобравшей в себе всё лучшее из остальных рас. Один из ее апологетов, профессор Калифорнийского университета Армандо Наварро, утверждает, что спустя 10-15 лет Калифорния, Аризона, Нью-Мексико, Невада, Техас и Юта станут наполовину латиноамериканскими: «Я называю это ремексиканизацией – формируется новое большинство. Всё изменится. Белый дом от нас на расстоянии вытянутой руки. Мы должны изменить его имя на Коричневый (Бронзовый) дом», - говорит профессор.
В 2014 году согласно данным Национального центра статистики в образовании белых учеников в американских школах впервые за всю историю США оказалось меньше, чем вместе взятых остальных школьников. А к 2043 году, согласно прогнозам Бюро переписи населения США, благодаря растущему уровню рождаемости среди небелых американцев и падающему среди белых, большая часть населения Соединенных Штатов впервые будет небелой. У детей это произошло уже сейчас.
Мультикультурность США, которой гордился Билл Клинтон, может привести в условиях количественного преобладания «цветных» граждан к ошеломляющим последствиям. Америка станет другой страной. Возможно, и в иных территориальных пределах. Ведь «чиканос» мечтают о создании государства Ацтлан на Юго-Западе нынешних США.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.