Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Пролог новой войны на Ближнем Востоке, или Кому достанется нефть

17 ноября 2014, 10:11 1

Старания премьер-министра Ирака Аль-Малики низвести на вторые роли суннитское меньшинство в стране в порядке «мести» за унижения шиитов во времена Саддама Хусейна привели, как и следовало ожидать, к печальным результатам. Радикалы-исламисты потеснили прежних умеренных лидеров суннитов и начали вооруженную борьбу против режима в Багдаде. Они провозгласили «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ), которое все чаще называют т.н. «Исламским государством» (ИГ) объявили о планах создания на территории Ирака и Сирии обширного халифата. Часть боевиков ИГ продолжают воевать в Сирии против правительства Башара Асада.

«Нефть слишком важна, чтобы оставлять ее арабам»

Осуществление планов исламистов привело бы к потере Соединенными Штатами (ExxonMobil Corporation) и Великобританией (BP и Royal Dutch Shell) позиций в нефтегазовом секторе Ирака и возможности доступа (после приближаемой американцами смены режима в Дамаске) к сирийским запасам углеводородов. Поэтому Вашингтон перешел к военным действиям против ИГ.
Борьба с ИГ преследует несколько целей. Во-первых, как говорил Генри Киссинджер, «нефть слишком важна, чтобы оставлять ее арабам». Во-вторых, переключая внимание международного сообщества на борьбу с ИГ, американцы подготавливают под шумок свержение президента Башара Асада в соседней Сирии. В-третьих, Россия лишается влияния в Сирии. В четвертых, ставится под вопрос доступ Китая к ближневосточной нефти.

Поначалу Вашингтон рассчитывал на создание, как говорил госсекретарь Джон Керри, «всемирной» коалиции против ИГ. Однако многие потенциальные участники намечаемой коалиции, помня, как в 2003 году США под фальшивым предлогом о якобы наличии у Саддама Хусейна оружия массового поражения вторглись в Ирак без санкции ООН, от сомнительной чести воевать за нефть для США уклонились.

Но кое-чего американцам удалось добиться. Монархии Персидского залива (Бахрейн, Катар, Саудовская Аравия и ОАЭ), переживающие за свою судьбу, согласились возместить расходы на ведение боевых действий, а Иордания предоставила свою инфраструктуру. Великобритания, Франция, Бельгия и Дания принимают участие в авиаударах по боевикам ИГ. По данным Госдепартамента, 54 страны и три международные организации - ЕС, НАТО и Лига арабских государств – тоже обещали внести в эту кампанию свой вклад.

Вооруженная борьба с ИГ набирает обороты, и рискует перерасти в полномасштабную войну. 12 октября Пентагон был вынужден бросить в бой ударные вертолеты Apache, чтобы отбить атаку боевиков ИГ на багдадский аэропорт. Председатель Объединенного комитета начальников ВС США генерал Мартин Демпси запаниковал: «Они (боевики ИГ) были в 20-25 километрах и разгромили иракский отряд, это был прямой путь к аэропорту. Мы не можем такого позволить, нам этот аэропорт нужен». Генерала понять можно: захват аэропорта означал бы начало битвы за Багдад, следовательно - за установление власти исламистов над всей страной и переход к строительству халифата.

«Уколы бомбардировками не работают»

Начиная с августа, США и их союзники нанесли по Ираку и Сирии около 400 авиаударов, в основном, по бронетехнике и транспортным средствам, а также по местам, где якобы укрываются террористы. О потерях ИГ официальных данных нет, однако эксперты предполагают, что они незначительные. Поэтому в Вашингтоне вызревают мысли о проведении наземной операции.

Во время недавних слушаний в комитете сената по делам вооруженных сил генерал Мартин Демпси публично подверг сомнению обещание президента не начинать наземную операцию. Он несколько раз повторил, что обстоятельства могут потребовать участия американских советников в боевых операциях в Ираке. В свою очередь, хорошо известный в Украине сенатор Джон Маккейн в интервью CNN заявил: «Уколы бомбардировками не работают». По его мнению, сложилась критическая ситуация. «Побеждают они, а не мы», - говорит почтенный сенатор.

Маккейн прав, поскольку, несмотря на бомбежки, боевики ИГ расширяют зоны своего контроля и в Ираке, и в Сирии. На территории Сирии они осадили населенный курдами город Кобани. Военные действия заставили вынудили почти 200 тысяч мирных граждан искать прибежища в соседней Турции. Тех, кто остался в городе, в случае захвата ждет неминуемая смерть. Боевики интересуются сурами Корана, но никак не содержанием документов ООН о правах человека.

А что же делают в этой ситуации Соединенные Штаты? Накануне военно-транспортная авиация США сбросила оружие, боеприпасы и медикаменты защитникам города. Однако вся партию вооружения захватили боевики.

Ситуацию усугубляет низкий уровень боеспособности иракской армии, в которой также наблюдается рознь между шиитами и суннитами. По оценке министерства обороны США, лишь 24 из 50 бригад правительственных войск остаются более-менее боеспособными, остальные бригады подлежат расформированию, переобучению и перевооружению.

В этих условиях в Вашингтоне рассматриваются варианты ввода американских войск в Ирак и, возможно, в Сирию. Однако начинать новую крупную войну, не завершив афганской эпопеи, лауреату Нобелевской премии мира Бараку Обаме не совсем «с руки». Надо бы, чтобы и вооруженные силы других стран приняли участие в наземной операции.

Попытки вовлечь Турцию в войну

Расчеты здесь строятся на вовлечении в войну, в первую очередь, соседней Турции, которая имеет самую мощную армию в регионе и является членом НАТО. Причем, Турция должна нанести удар по силам ИГ на территории Сирии. Таким образом, Анкара должна решить вооруженным путем сразу два вопроса, имеющих для США первостепенное значение. Во-первых, разгромить силы ИГ в Сирии. Во-вторых, «попутно», так сказать, устранить правительство Башара Асада.

В Анкаре все это хорошо понимают. Поэтому президент Реджеп Эрдоган с принятием «роковых» решений не торопится. Почему роковых? Ввод турецких войск на сирийскую территорию без международного мандата будет означать вооруженное вторжение, и Анкара в этом случае становится агрессором. Такая перспектива Эрдогана не устраивает. Кроме того, Анкара получила ясное предупреждение от Тегерана: «Если нога турецкого солдата ступит на сирийскую землю, Иран готов к ответным военным действиям».

Плюс ко всему, у Реджепе Эрдогана сейчас немало домашних забот. Вот уже в течение нескольких лет западные «друзья» Турции не прекращают попыток осуществить в стране «цветную революцию». Процесс, что называется, приобрел перманентный характер. В октябре во время уличных беспорядков в разных городах страны погибли 42 человека.
«В течение нескольких дней погибли 42 человека. Они были убиты в результате бесчеловечных нападений демонстрантов. Тысячи офисов были сожжены, разрушены, разграблены, двое полицейских погибли при исполнении своих обязанностей. Разве можно назвать этот вандализм и это насилие демократическими правами?» — заявил 21 октября Эрдоган, выступая на втором международном симпозиуме омбудсменов в Анкаре.

Турецкий президент в очередной раз обвинил западных политиков и журналистов в двойных стандартах, имея в виду их реакцию на протесты в Турции и на конфликт в секторе Газа. «К сожалению, некоторые политики и зарубежные СМИ жестко критикуют Турцию, говоря, что в стране нет свободы прессы. Но я никогда от них не слышал и не читал о 16 журналистах, которые были убиты во время атаки Израиля на сектор Газа», — сказал Эрдоган.

***

В конце января 2014 года глава Национальной разведки США Джеймс Клеппер на заседании комиссии сената по разведке заявил, что 80% сирийских мятежников – это «умеренные» противники правительства Башара Асада, которым США могут оказывать финансовую помощь (ранее сенат за нее тайно проголосовал). С тех пор не прошло и года, а «умеренные», получив доллары, превратились в «террористов» и за ними охотятся американские ВВС. В рядах ИГ находится и «умеренная» группировка «Джебхат ан-Нусра» - сирийский филиал «Аль-Каиды». Барак Обама недавно признал, что «за последние два года, воспользовавшись хаосом во время гражданской войны в Сирии, боевики («Аль-Каиды») смогли восстановить свои силы».
Остается спросить: зачем надо было устраивать хаос и гражданскую войну в Сирии, а теперь снова в Ираке, в ходе которых ряды террористов сплотились и разрослись? Ответ все тот же: «нефть слишком важна, чтобы оставлять ее арабам».

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях