В понедельник поздно вечером стало известно об итогах заседания Совета ЕС на уровне глав внешнеполитических ведомств.
Одной из тем этой встречи был план действий Евросоюза в ситуации, сложившейся в Украине после парламентских выборов.
Первой из стран - членов ЕС свою позицию обозначила Литва. "Украина должна демонстрировать европейские устремления, но и ЕС должен продемонстрировать волю для углубления отношений... Подписание соглашения об ассоциации - лучший стимул", - цитирует литовское представительство при Евросоюзе министра иностранных дел Аудронюса Ажубалиса.
Впрочем, на этом хорошие новости закончились. Главы МИДов так и не приняли какого-либо решения по украинскому вопросу, констатировав, что позиция стран - членов ЕС слишком различается, да и события в Украине не дают ясности о том, в каком направлении будет развиваться страна. Министры выразили обеспокоенность проблемами, связанными с минувшими выборами, и договорились еще раз внести в повестку дня украинскую тематику на встрече 10 декабря.
Безуспешная попытка принять решение по украинскому вопросу как нельзя лучше характеризует нынешние взаимоотношения Украины и ЕС – уже стало традицией спешно разрушать все договоренности, с трудом выстроенные после предыдущего пика кризиса. Именно это произошло в сфере непубличных взаимоотношений Киева и Брюсселя за минувшие недели.
То, что Европе не нравится, как развивается демократия в Украине, ни для кого не секрет. Возмущенные заявления ЕС в связи с выборочным правосудием в нашей стране звучат с такой частотой и регулярностью, что у непосвященного читателя может сложиться впечатление, что отношения между Киевом и Брюсселем складываются или плохо, или очень плохо.
На самом деле это не так: в октябре, перед выборами, "за кулисами" наметилось перемирие, пусть незаметное широкой публике, но вполне реальное. В те дни представители как европейской, так и украинской стороны заверяли, что намерены найти выход из сложившейся ситуации, несмотря на все накопившиеся проблемы.
Именно этим была обусловлена резкая смена позиции ЕС по поводу возможности проведения саммита, из-за которой попал впросак даже посол Евросоюза в Украине Ян Томбинский. Еще в конце сентября европейские чиновники заявляли, что обязательным условием для их встречи с президентом Украины является решение проблемы политически мотивированных уголовных дел (что фактически блокировало встречу на высшем уровне на неопределенный срок).
Но в октябре Брюссель в одностороннем порядке отказался от выдвинутых требований и объявил, что готов организовать переговоры президентов. А до этого – на совете глав МИДов 19 ноября – планировалось решить, насколько глубоким может быть компромисс на этих переговорах и при каких условиях можно будет ввести в действие соглашение об ассоциации (СА) с Украиной.
Но три недели, прошедшие со дня выборов в Верховную Раду, изменили слишком многое. В восприятии многих европейских политиков и дипломатов Украина переступила красную черту.
Следует отметить, что в Евросоюзе по-прежнему есть сторонники Киева. Позиция описана выше, да и Польша, похоже, при любых условиях продолжит лоббировать подписание СА. Варшава уже заявила, что договор непременно должен быть подписан в 2013 году, иначе Украина будет потеряна для ЕС, а это дорого обойдется Европе. "Нужно проявить терпение и понимание геополитического положения Украины", - пояснил на минувшей неделе польский премьер Дональд Туск.
Часть стран ЕС, между тем, оказалась более чем обозлена последними тенденциями в Украине. В их числе – Швеция. Глава шведского МИДа Карл Бильдт, формирующий политику Стокгольма в отношении Восточной Европы, имеет достаточно оснований для скепсиса и даже личной обиды на украинских лидеров.
В 2010-2011 годах Бильдт был одним из главных контактных лиц Киева в ЕС, он лично пытался "разрулить" кризис, связанный с "посадкой" Юлии Тимошенко, встречаясь для этого и с высшим руководством Украины, и с олигархами, которые могли бы повлиять на Виктора Януковича. А главное - Янукович в беседах тет-а-тет с Бильдтом неоднократно лично заверял того в готовности найти выход из ситуации. Однако все обещания украинского президента остались обещаниями.
Разочарование Бильдта привело к тому, что шведский МИД превратился из главного друга Украины среди правительств западноевропейских стран в одного из наиболее жестких противников официального Киева в дипломатической среде.
Каким может быть выход из клинча? Простейший вариант - пессимистический – сохранение "статус кво", при котором Европа отказывается подписать СА, однако не сжигает мосты. Теоретически такой период может продолжаться довольно долго, вплоть до перехода к "белорусскому сценарию". Известно, что Минск еще в 1995 году подписал с ЕС соглашение "О партнерстве и сотрудничестве", но оно так и не было ратифицировано. И хотя годы правления Александра Лукашенко, казалось бы, уничтожили всякую возможность для евроинтеграции, ЕС до сих пор не разрывает не вступивший в силу документ. Логика в этом проста: Брюссель оставляет открытой калитку, которая позволила бы Минску оперативно сделать шаг в сторону Запада в случае смены действующего режима.
Но, как известно, Украина – не Беларусь, а потому дословное повторение сценария нашего северного соседа не устраивает ни украинские, ни европейские элиты.
Второй вариант, введенный в обиход адвокатами Украины в ЕС, предполагает демократизацию нашей страны, при которой проблемы отпадут сами собой. В Европе остались политики, которые по-прежнему не исключают, что Киев сможет исправить свои главные ошибки. "Я надеюсь, что после выборов будет найдена возможность разрешить ситуацию с Тимошенко и Луценко правильным путем", - заявил депутат Европарламента Павел Залевский.
Впрочем, этот путь – оптимистический – еще менее реален. За последний год Киев послал Западу достаточно сигналов о том, что на решение "проблемы Тимошенко" в ближайшей перспективе надеяться не стоит.
Украинские же дипломаты надеются найти третий, компромиссный вариант, который устроит обе стороны. При этом Министерство иностранных дел поставило четкое условие: осенью 2013 года, в период председательства Литвы в ЕС, должен быть достигнут, по меньше мере, промежуточный результат в сфере евроинтеграции.
Наши источники отмечают, что параметры желаемого результата пока не установлены. Конечно, всем хотелось бы добиться подписания СА, но при сохранении нынешних проблем с демократией это практически невозможно. Решение по Украине принимается в ЕС консенсусом, а повод для его блокирования найдется у многих стран.
Дело в том, что в западноевропейских СМИ за минувший год сформировался устойчивый образ Украины как новой диктатуры, поэтому подписание договора с Виктором Януковичем рискует вызвать непонимание собственного электората. А превращения внешнего украинского вопроса во внутриполитический не хочет ни шведское, ни голландское, ни датское правительства.
Однако параллельно с публичным процессом, сдерживающим сближение Украины и ЕС, на Западе проходит непубличный. "Еще недавно ряды противников развития отношений с Украиной Януковича возглавляла Германия, но теперь позиция Берлина постепенно меняется. Меркель приходится прислушиваться к требованиям немецкого бизнеса, которому в период кризиса крайне нужны новые рынки и новые возможности", - заверяет один из наших собеседников в европейских структурах.
Под давлением западноевропейского бизнес-лобби, а также восточноевропейских политических элит в ЕС все активнее обговаривается возможность введения в силу норм соглашения об ассоциации без завершения процедуры вступления документа в силу и даже без его формального подписания.
Последняя идея является принципиально новой - до сих пор считалось, что до подписания текса СА президентами Украины и Еврокомиссии и его одобрения Европарламентом и Верховной Радой технически невозможно ввести в силу нормы, регулирующие торговые отношения и снижающие таможенные ставки. Теперь такая возможность вплотную изучается юристами.
"В принципе, европейское право не запрещает этого. При согласии совета ЕС (стран-членов) можно обойти даже Европарламент, введя в силу таможенные нормы договора решением Еврокомиссии. Украина при этом синхронно должна будет принять закон, меняющий таможенные правила, - рассказал один из участников переговоров по тексту СА. - Это не позволит запустить все механизмы соглашения, но в качестве временной меры имеет право на жизнь".
Синхронно с "временным запуском" норм ЗСТ предполагается утвердить перечень условий, при выполнении которых соглашение об ассоциации может быть официально подписано и полноценно введено в действие. Но учитывая, что в этом перечне наверняка окажется "устранение последствий выборочного правосудия", то есть решение проблемы Юлии Тимошенко и Юрия Луценко, "временные" схемы обустройства взаимоотношений партнеров вполне могут стать долгосрочными.
Обсуждение альтернативных путей выхода из кризиса во взаимоотношениях Киева и Брюсселя пока что носит теоретический характер. Прежде чем принимать решение, ЕС ждет послевыборной стабилизации в Украине. Но уже до нового года дискуссия возобновится с новой силой. Скорее всего, 10 декабря Совет ЕС на уровне глав МИДов вновь внесет в повестку дня украинский вопрос. И хотя итоговое решение пока не будет принято, дискуссия сможет показать, куда качнется маятник.
Впрочем, даже если хрупкий компромисс будет достигнут, он может быть разрушен стараниями как мощных внешних игроков, так и самой украинской властью, представители которой все чаще высказываются в пользу Таможенного союза с Россией.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.