В мае 1947 года была принята резолюция ООН о создании израильского и палестинского государств. Израиль появился в мае 1948 года. Затем в ходе нескольких арабо-израильских войн израильтяне захватили изрядную часть территории, выделенной под палестинское государство, которое до сих пор так и не создано. Как следствие, вот уже почти 70 лет, то затухая, то снова разгораясь, продолжается палестино-израильский конфликт.
Последнее обострение конфликта произошло после убийства в июне 2014 года на территории, предназначенной для палестинского государства трех израильских подростков. Вслед за этим был заживо сожжен палестинский юноша. Моисеев Закон «око за око, зуб – за зуб» в этих краях действует безупречно.
Хотя обе стороны осудили эти преступления, обстановка накалилась. Руководство Израиля заявило, что оно защитит своих граждан от террористов из Сектора Газа и приступило к проведению АТО под кодовым названием «Нерушимая скала». В ходе операции были нанесены артиллерийские и авиационные удары по тоннелям, нелегально построенным между территориями Газы и Израиля, а также по всей военной инфраструктуре ХАМАС (исламское радикальное движение), представители которого с 2006 года осуществляют властные полномочия в Газе.
Подразделения ХАМАС, в свою очередь, приступили к ракетному и минометному обстрелу территории Израиля. Если раньше обстрелу подвергались только приграничные населенные пункты Израиля, то на этот раз в зоне обстрела оказались Тель-Авив, Иерусалим и хорошо знакомый нашим гражданам Эйлатна Красном море.
Большая часть палестинских ракет были перехвачены израильской ПВО «Железный купол», однако некоторые достигли целей. Погибли трое израильских граждан, десятки получили ранения.
Израильтяне жесумели уничтожить часть военного руководства ХАМАС, склады и производство боеприпасов. Затем израильская армия приступила к наземной операции, чтобы окончательно уничтожить военно-производственную и транспортную инфраструктуру палестинцев, а также выполнить «зачистку» мест нахождения отрядов ХАМАС.
Несмотря на подавляющее военное превосходство в боевой технике и вооружениях, израильтяне все понесли чувствительные потери. За три недели боев 70 военнослужащих были убиты и более 200 ранены.
Палестинцы в секторе Газа потеряли 2000 убитыми. Большинство из них – мирные жители, в т.ч. более 400 детей. Потери палестинцев на Западном берегу реки Иордан, контролируемом движением ФАТХ, составили 46 человек убитыми и более сотни ранеными.
Но даже массированное применение авиации, ракет и бронетехники не позволило подавить все пусковые установки палестинцев. Зато население Сектора Газа остались без воды и электричества. Уничтожены также несколько больниц и, что особенно потрясло местное население, мечетей. Сложилась обстановка еще более тяжелая, чем в блокируемом силами украинских военных и постепенно разрушаемом Луганске. Сказалась более высокая выучка израильской армии, по сравнению с участниками АТО в Донбассе.
Многочисленные жертвы среди мирного населения, гибель детей и гуманитарная катастрофа в Газе привели к демонстрациям протеста против политики Израиля на оккупированных территориях. Причем, не только в арабских странах, но и в странах Евросоюза, где, особенно в ФРГ, Франции, Бельгии и Великобритании, активное участие в протестах приняла мусульманская диаспора.
Реакция арабского мира также не заставила себя долго ждать. В Катаре появился Комитет по восстановлению Сектора Газа, который доставляет гуманитарные грузы и распределяет денежную помощь среди палестинцев. Кроме того, отдельные арабские страны решили помочь палестинцам в «автономном режиме». Например, правительство Катара выделило по 1000 долларов компенсации за каждый разрушенный в Секторе Газа дом. В Катаре понимают, что этой суммы недостаточно для того, чтобы построить новый дом, но выражают надежду, что инициативу поддержат и другие арабские страны. Саудовская Аравия, со своей стороны, предоставила на восстановление Сектора Газа 580 млн. долларов. И т.д.
Словом, виден решительный контраст между отношением арабского мира к пострадавшим палестинцам и позицией Евросоюза, с которым Украину связывает Соглашение об ассоциации, в отношении оказания помощи пострадавшему в ходе проведения АТО населению Донбасса. Комитеты по восстановлению не создаются, гранды ЕС, вроде Германии или Франции, о предоставлении сотен миллионов евро также ничего не говорят. Гуманитарная помощь приходит, в основном, из России, однако отношение к ней украинского общества, в силу известных причин, - далеко не однозначное.
Любое военное столкновение рано или поздно завершается переговорами. Роль главного посредника в переговорах между израильтянами и палестинцами взял на себя Египет. И здесь вот что особенно интересно. В состав палестинской делегации на переговорах вошли представители ФАТХ, ХАМАС, а также всех палестинских организаций, входящих в коалиционное правительство Палестинской Национальной Автономии (ПНА).
Снова заметен контраст, в сравнении с тем, что происходит в Украине. Здесь переговоры о мире в Донбассе ведут все, кому не лень: Брюссель, Вашингтон, Берлин, Москва, Киев, но только не одна из сторон конфликта – инсургенты Донбасса. Официальные лица в Киеве утверждают, что вести переговоры с «террористами» они никогда не станут. Однако ХАМАС в Израиле, США и некоторых других странах классифицируется тоже в качестве террористической организации. Тем не менее, его представители регулярно занимают место за столом переговоров, когда речь идет о судьбах ПНА. Но у нас, похоже, не склонны присматриваться к опыту Израиля, особенно после того, как с середины августа стали появляться сообщения о готовности Тель-Авива признать новые крымские реальности.
Став посредником, Египет предложил план урегулирования конфликта, который предусматривает прекращение огня с обеих сторон, вывод израильских войск и поэтапную демилитаризацию Сектора Газа. В результате переговоров было достигнуто соглашение о продолжении диалога и перемирия, которое, несмотря на нарушения, пока продолжается.
Правда, израильские ястребы это перемирие подвергают постоянной критике. Например, газета «Гаарец» 27 августа писала: «Египетское предложение не включает в себя ни единого слова, ни единого намека на выполнении требований Израиля, касающихся обеспечения безопасности его граждан. В нем нет ни слова о демилитаризации Газы, о предотвращении новых поставок оружия в сектор, о проблеме туннелей».
Но ястребы – они везде одинаковы. Наши радикалы тоже воспринимают в штыки любой намек на возможность мирного урегулирования конфликта в Донбассе, требуя войны «до победного конца». А то, что в Донбассе гибнут мирные люди, происходит гуманитарная катастрофа, отсутствуют средства на последующее восстановление региона, их волнует меньше всего.
Урегулирование палестино-израильского конфликта связано с решением главной проблемы – создания национального палестинского государства. Это очень сложный вопрос, поскольку касается границ Израиля и палестинского государства, возвращения палестинских беженцев, статуса Иерусалима и многого другого. Однако при наличии политической воли с обеих сторон и должной позиции международного сообщества его решение возможно. Иначе вспышки конфликта будут повторяться, а вместе с ними обе стороны продолжат нести новые человеческие и материальные потери.
Что касается позиции Украины в палестино-израильском конфликте, еще 20 июля на сайте МИД появилось соответствующее заявление. В нем говорится: «В Украине обеспокоены эскалацией ситуации вокруг сектора Газа…, особенно многочисленными жертвами среди мирного населения. Призываем израильскую и палестинскую стороны к сдержанности и прекращению насилия. В этом контексте мы приветствуем согласие Израиля на египетские предложения по прекращению огня, которые могут стать важным шагом на пути достижения перемирия и деэскалации конфликта. В Украине убеждены, что вопросы мира на Ближнем Востоке можно решить только путем переговоров и развития взаимного доверия».
Было бы хорошо, чтобы официальный Киев оказался столь же последователен и в деле мирного разрешения конфликта на собственной территории – в Донбассе.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.