Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

"Мировой беспорядок" по-американски, или При чем тут Украина

7 июля 2014, 08:48 3

В течение последнего месяца важнейшим событием на Ближнем Востоке стало победоносное наступление боевиков Исламского государства Ирака и Леванта (ИГИЛ), провозгласивших халифат на занятых ими территориях Ирака и Сирии.

Халиф и его халифат

Когда американские солдаты отпускали Абубакра аль—Багдади на свободу в 2009 г. после четырехлетнего заключения, он сказал им: «Увидимся в Нью-Йорке». Багдади – это и есть халиф. Вернее, лидер террористической исламистской группировки ИГИЛ, созданной в 2004 году по указанию Усамы бен Ладена и вначале называвшейся «Аль—Каида в Ираке».

Теперь группировка, бесчинствовавшая долгое время в Сирии, вторглась в Ирак, захватила Мосул, Киркук (центры добычи нефти, кстати), Тикрит и три самых крупные, заселенные суннитами провинции. На занятых территориях уже есть собственная налоговая служба, работают суды шариата, исламизируется образование. У халифата есть не только влиятельные частные спонсоры в Персидском заливе, но и собственные финансовые ресурсы, получаемые от продажи нефти.Очередная ближайшая цель – захват Багдада. В любом случае, ИГИЛ действует гораздо быстрее и целенаправленнее, чем, к примеру, инсургенты Юго-Востока Украины.

Первого июля аль-Багдади обратился с «Посланием для моджахедов и мусульманской уммы (общины) в месяц Рамадан». Халиф разделил мир на два лагеря: моджахедов и их противников, которые во всем мире «угнетают мусульман». «Лагерь мусульман и моджахедов, и лагерь евреев, крестоносцев — их союзников, а с ними и остальные народы и неверные, во главе с Америкой и Россией, мобилизуемые евреями», — сказал халиф.

С Нью-Йорком у исламистов вряд ли получится, но создание халифата на Ближнем Востоке - вполне решаемая задача, если, конечно, никто аль-Багдади сотоварищи не остановит. Цель суннитских исламистов состоит в том, чтобы установить свою власть в ключевых странах исламского мира. К ним относятся Саудовская Аравия, Пакистан, Ирак, Сирия, Палестина, Турция, Египет, Алжир. В этот список не входит шиитский Иран, но зато идеологи исламизма включают в состав халифата многие земли, когда-то завоеванные арабами, включая большую часть Испании, Боснию, страны Центральной Азии, и не только.

Кому выгодно?

На первый взгляд, вроде бы все понятно: коль речь дет о новой вспышке воинственного исламизма, следует говорить об очередном провале ближневосточной политики США. Однако некоторые обстоятельства не позволяют сделать столь безапелляционное утверждение.

Хотим мы того, или нет, однако следует признать, что восстание ИГИЛ во многом является следствием антисуннитской политики премьер-министра Ирака Нуриаль-Малики. В течение ряда лет сунниты выдавливались из госаппарата и силовых структур. Было, в частности, расформировано 100-тысячное суннитское ополчение «Сахва», боровшееся ранее с исламистами. Многие его бойцы, оставшись «не у дел», влились в ряды ИГИЛ. Словом, политика шиита аль-Малики стала зеркальным отражением политики покойного Саддама Хусейна. Тот всячески третировал шиитов, этот принялся за подавление суннитов.

Удивляет (и настораживает, одновременно) то, что Вашингтон не предпринял никаких попыток к тому, чтобы вовремя остановить своего зарвавшегося ставленника в Багдаде. Второе, что обращает на себя внимание в этой связи, утверждения некоторых специалистов по Ближнему Востоку, что за процессом размывания общеиракской идентичности и взаимного отторжения суннитов и шиитов могут находиться не только Хусейн и аль-Малики. 

К тому же, наблюдатели легко находят немало существенных различий между ИГИЛ и Аль-Каидой. Все согласны с тем, что ИГИЛ отличается большим фанатизмом, чем уже привычная Аль-Каида. Но, одновременно, заметно и то, что ИГИЛ, в отличие от своей предшественницы, обладает почти-что западным уровнем технологической культуры. Его активисты активно используют социальные сети и приспосабливают пропагандистскую продукцию к последним программным приложениям для смартфонов. Поразительно для исламистов, но организация обзавелась собственной сетью информационных агентств.

У многих вызывает также вопросы личностьсамого халифа Абу Бакра аль-Багдади. То, что он «сидел» у американцев, не удивляет. Способно удивить другое: его, оказывается, содержали в тюрьме в качестве гражданского интернированного лица, а не боевика. Между тем, к осени 2005 года, т.е. накануне поимки,аль-Багдади был известен, как один из наиболее видных главарей Ал-Каиды в Ираке. К тому же, потрясающая воображение карьера аль-Багдади в рядах ИГИЛ началась сразу после его освобождения. Словно других «достойных» исламистов не имелось.

Кроме того, в качестве своей «правой рукой» он избрал Тархана Батирашвили, или Абу Умара Аш-Шишани (с арабского — Умар Чеченский). Аш-Шишани — этнический чеченец, родившийся в Грузии в Панкисском ущелье, чеченская община которой была ядром сопротивления боевиков в период Первой чеченской войны. Батирашвили воевал в Нагорном Карабахе, а в 2000 - 2004 годах занимался террористической деятельностью на территории Ингушетии. Служил в грузинской армии, был арестован за незаконное хранение оружия. Выйдя из тюрьмы в 2010 году, уехал в Турцию, а затем в Сирию, где возглавил одну из террористических группировок.

Странно и то, что сейчас, когда войска аль-Маликипод ударами ИГИЛ откатываются к Багдаду, Вашингтон по существу ничего не предпринимает, чтобы спасти своего незадачливого союзника. Обама ограничился символическими мерами: отправил в Ирак 300 военных советников и 160 морских пехотинцев для охраны посольства США. Вопрос же о поставках истребителей F-16 и вертолетов «Апачи», о чем слезно просит аль-Малики, всячески затягивается.

В конце концов, «сушки» и вертолеты были предоставлены Россией и уже прибыли в Ирак. Москва, очевидно, озабочена проблемой Умара Чеченского, который после победы в Ираке хочет перенести войну на Северный Кавказ. Также похоже на то, что помощь аль-Малики оказана не без содействия Тегерана, который, в случае победы исламистов-суннитов потеряет сухопутный коридор, связывающий его с Сирией. Россия тоже крайне болезненно воспринимает все, что может помешать добиться Башару Асаду победы в ходе продолжающейся гражданской войны в Сирии.

В итоге, анализ последних событий в Ираке показывает, что в разжигании новой войны в этой стране заинтересованы… Соединенные Штаты. Но, почему?

Эпоха гегемонии США завершается. Вместе с этим суждено остаться в прошлом и самой концепции гегемонии, при которой одна или несколько великих держав определяют основные принципы мирового порядка. В грядущем мире будет много автономных центров силы. И это не только государства. Здесь также их союзы, ТНК, идеологические и морально-этические движения, глобальные преступные и террористические группировки и т.д. Вплоть до шумных, но бесполезных правозащитных организаций.

США останутся важной державой, но без былого превосходства. Обладая крупнейшим в мире долгом, Вашингтон вынужден ограничить свои внешнеполитические цели несколькими приоритетами.

Поэтому в последние годы в американской политике происходит основательный поворот в направлении создания т.н. «баланса сил». США признают упадок своего могущества, но намерены сохранить лидерство, используя более тонкие инструменты. Они воздерживаются от прямого участия в крупномасштабных конфликтах. Однако продолжат разжигать такие конфликты, поддерживая разные борющиеся стороны, сами оставаясь при этом в стороне. Делается этого для поддержания напряженности в ключевых регионах мира.

Формируемый таким путем мировой беспорядок с элементами хаоса помогает Вашингтону удержаться «на плаву» и создает кучу неприятностей государствам, расположенным рядом с эпицентрами конфликта.

Как в случае с Украиной

Как в случае с Украиной. Активная дипломатическая и финансовая поддержка сил «революции достоинства» привела не только к быстрому падению предыдущего режима, но и вызвала эйфорию у победителей. Следствием подобной «переоценки ценностей» победителями явилось ущемление гуманитарных прав населения Юго-Востока страны, что вызвало инсургентское движение непосредственно у российских границ.

Дальше происходит следующее. Украина в ходе войны разоряется и становится легкой добычей зарубежного финансово-спекулятивного капитала. Единство Украины рушится буквально на глазах. Любой исход нынешнего конфликта только усилит противостояние регионов, что повысит управляемость киевскими властями извне.

В свою очередь, Россия напрягается. Общественность требует от власти решительных действий по оказанию помощи, защиты и т.д. своих единоверцев и соплеменников на Юго-Востоке. А Москва ничего предпринять не может, ибо экономические и имиджевые потери на порядок превосходят сомнительные выгоды от обретения явно депрессивного региона. В результате авторитет московской власти неизбежно начнет падать. Произойдет активизация как «патриотов», так и либералов. Еще одним островком стабильности в Европе станет меньше.

***

Вот что такое «баланс сил» и «мировой беспорядок». И как, слабея, уметь при этом добиться большего. Причем без силы оружия.

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях