Для тех, кто следит за внутренним киевским политическим котлом, отстранение Александра Попова от руководства КГГА было воспринято как гром среди ясного неба. Учитывая количество времени, денег и усилий, потраченных на раскрутку Александра Павловича (в контексте будущей мэрской кампании) это событие вызывает неоднозначную реакцию — его трудно трактовать с позиций современной политической рациональности.
Проблема даже не в том, что Партия регионов уже никак не успеет подыскать/создать нового кандидата для мэрской гонки, не в том, что Александра Попова формально сделали ответственным за разгон «евромайдана» 30 ноября, а в том, что теперь управление Киевом и обеспечение его жизнедеятельности — это вновь уравнение с множеством неизвестных.
Понять, что сейчас в действительности происходит с Киевом задача не из простых, однако именно это понимание даст видение того, что будет происходить в ближайшие полтора года по всей Украине в смысле кадровых изменений.
Изначально существовало довольно-таки обширное количество версий относительно нового руководителя КГГА, которые можно было свести всего к двум основным вариантам:
Как ни странно, но оба эти варианта не противоречили друг другу. Во-первых, основная задача власти сейчас заключается уже не в том, чтобы сотворить в Киеве политика местного масштаба, который сможет победить на выборах в 2015 году, а просто поставить во главе КГГА человека, который будет четким и мощным исполнителем.
Таким человеком, по мнению президента, является «свой парень» Владимир Макеенко — депутат Верховной Рады всех созывов, кроме второго, член президиума политсовета Партии регионов, и наконец, глава комитета ВР по вопросам регламента, депутатской этики и обеспечения деятельности Верховной Рады Украины.
Макеенко был назначен на должность председателя КГГА президентским указом от 25 января. Его назначение свидетельствует об одном: президента не устраивал не только Попов, как ответственный исполнитель указаний свыше, но и вся система управления Киевом, которая с точки зрения интересов властей страны оказалась неэффективной и недееспособной в нужный для Януковича момент.
Макеенко призван исправить эту ситуацию. Именно он, а не, к примеру, руководящий Киевом после Попова Анатолий Голубченко, к слову, возглавляющий киевскую ячейку Партии регионов. Перспективы самого Голубченко в плане сохранения должности выглядят пока неопределенно. Ясно одно: Макеенко, вероятно, будет выстраивать более жесткую вертикаль власти в городе, чем это было при Попове. Перед президентскими выборами 2015 года для Януковича крайне важно сохранить полный и безапелляционный контроль над Киевом, поэтому задача Макеенко будет заключаться в формировании новой более исполнительной и менее амбициозной команды власти в столице.
Несмотря на то, что новый председатель КГГА до последнего времени еще не сложил свои депутатские полномочия и официально не приступил к исполнениям своих обязанностей, он уже успел поделиться с общественностью своими ближайшими планами. Несмотря на то, что предложение возглавить Киев застало Макеенко, по его собственным словам, врасплох, он выразил готовность работать и, что главное, оперативно решать основные проблемы столицы.
В первую очередь новый руководитель города успокоил местных жителей заявлением о том, что тарифы на проезд в общественном транспорте Киева пока повышать никто не будет. По его словам, главной задачей сейчас является «решение многочисленных хозяйственных вопросов», в том числе и принятие столичного бюджета, который к слову вчера был успешно принят с доходами в 20,1 млрд грн и расходами в 19,8 млрд грн. Естественно, на плечи регионала президентской рукой возложена и задача решения вопроса с митингующими в центре столицы, которые попутно заняли и здание самой Киевгорадминистрации.
«Запомните, Макеенко не воюет, Макеенко договаривается» — такими претенциозными словами экс-депутат ответил на вопрос журналистов об освобождении КГГА. Более того, он намерен обсудить проблему блокирования админздания непосредственно с участниками и комендантами «майдана», для чего даже собрался прогуляться по забаррикадированной части города — неслыханная смелость для члена Партии регионов!
Вся электоральная игра в Киеве раньше строилась на противопоставлении Александра Попова, как ставленника Партии регионов, нечеткой фигуре кандидата от проекта «Объединенная оппозиция» (никто наверняка не знал, кого смогут утвердить в этом амплуа).
Картину биполярного противостояния дополнял довольно яркий фон, составленный из плеяды городских сумасшедших, откровенно технических кандидатов и весьма статусных бизнесменов, пытающихся всеми правдами и неправдами проработать образ «третьей силы», а на самом деле лишь отбивавших у оппозиции их кровные голоса.
С уходом Александра Павловича из киевских электоральных раскладов все изменилось. Во-первых, у власти больше нет своего мощного кандидата, сможет ли до выборов Макеенко «нарастить мускулы», да и будет ли вообще баллотироваться — вопрос сложный.
Вполне возможно, что Партия регионов будет искать «своего» кандидата в перечне политиков из оппозиционной орбиты, которые не побоятся участвовать в выборах и открыто идти против своих парламентских коллег.
Кстати, вполне возможен вариант, при котором сами оппозиционные партии не будут выдвигать единого кандидата и проведут мэрскую кампанию по правилам открытой политической конкуренции. После президентских выборов это вполне вероятный исход событий.
К примеру, ВО «Свобода» может выставить на мэрскую кампанию Андрея Ильенко, который неравнодушно относится к должности столичного градоначальника. Партия УДАР, скорее всего, проигнорирует столичные выборы по той причине, что кто-либо кроме Виталия Кличко от этой политической силы будет восприниматься в роли кандидата неадекватно.
ВО «Батькивщина» может выставить на выборы нескольких кандидатов, в том числе Николая Томенко, Петра Порошенко (хоть он и не входит в эту партию) или даже Александра Турчинова.
Партия регионов, в свою очередь, будет искать выходы на прагматичных оппозиционеров. Это значит, что она может дать свой ресурс Николаю Катеринчуку или тому же Петру Порошенко (при определенном стечении обстоятельств и свойственной нам всем короткой политической памяти), чтобы гарантировать победу в обмен на подконтрольность по отношению к президенту.
И в этой ожидаемой схватке трудно предвидеть победителя, равно как и выделить самую эффективную стратегию. Многое, конечно же, зависит от исхода президентских выборов, но формат и характер противостояния за кресло киевского городского головы очевиден: никто не будет гнушаться «работать локтями».
Киев — это сердце Украины. Анализируя место Киева на политической карте Украины, трудно поспорить с тем, что обладание Киевом в политическом и административном смысле открывает возможности для символического контроля всей страной.
И дело здесь даже не в административной власти, сосредоточенной в городе, и не в финансовых потоках, которые устремляются всей своей мощью в столицу, а во власти самой территории, в возможности влиять и изменять общегосударственный информационный дискурс.
Власть места иногда значит больше, чем легитимная власть государства, и это было доказано примером «евромайдана». Любая акция протеста на главной площади страны автоматически становится событием общегосударственной важности.
Интенсивность ретрансляции происходящих событий в столице настолько сильна и востребована для всей страны, что позволяет увольнять провинившихся чиновников (пусть даже и не тех, кто отдавал первоначальные преступные приказы, факт остается фактом).
Таким образом, учитывая распри между оппозиционными силами в 2012 году по поводу согласования кандидатов на округах, борьба за ничейный и аппетитный Киев может стать камнем преткновения в планах оппозиционной троицы сразу же после президентских выборов 2015 года.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.