Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

События в Украине связаны с политическим конфликтом Запада и России на постсоветском пространстве

28 января 2014, 10:45 2

Дестабилизация в Украине будет иметь жуткие последствия для Европы

Вопрос: Как Вы считаете, как на данный момент в ЕС сейчас оценивают то, что сейчас происходит в Украине?

Ответ: Сугубо негативно, потому что в Европейский Союз постоянно поступает информация, всюду стоят камеры на Майдане, на Грушевского, в регионах Украины тоже понятно, что там происходит. В Европе с ужасом смотрят на события, думаю, что недостаточно ситуацию понимают, с каким-то страхом, ведь дестабилизация или гражданская война в Украине, конечно, будет иметь жуткие последствия для всей Восточной Европы.

Вопрос: Сегодня была информация, что еврокомиссар Фюле собирается опять прибыть в Киев. Как Вы считаете, могут ли вообще представители ЕС сейчас реально помочь Украине?

Ответ: Я думаю, что в ситуации, когда власть и оппозиция не могут или не хотят договориться, видимо, посредники со стороны Европейского Союза и России, конечно, должны вступить в действие. Потому что это в интересах Украины сейчас, чтобы ситуация успокоилась хотя бы на год до президентских выборов, не было бы гражданской войны, пока еще трудно сказать, но скоро наступит момент, когда, думаю, будет в интересах Украины чтобы какой-то круглый стол бы с внешними посредниками состоялся.

Вопрос: Насколько в повестке дня отношений Украины и ЕС вообще остается ассоциация, о которой сейчас забыли, естественно?

Ответ: С кем я тут не говорю из европейских политиков, все говорят, что Европейский Союз готов на ассоциацию и готов ее подписать без дальнейших переговоров. Немедленно, как только Янукович приедет в Брюссель или в Афины, и в Киеве, если он скажет, что захочет подписать ассоциацию, то Европейский Союз эту ассоциацию, которая должна была быть подписана в Вильнюсе, немедленно готов подписать. Уже никаких условий, что нужно выпускать Тимошенко, никто не будет ставить. Тимошенко забыли. И сейчас главное для Запада, думаю, - это то, чтобы Украина не вошла в Россию. Из-за санкций, которыми угрожает Януковичу, именно это может произойти. Если Януковича прижать к стене, он уходит в Россию. И это тоже европейцы понимают. Сейчас вопрос, который решается в Украине, на самом деле имеет большое значение совсем в другой плоскости. Это и политическое противостояние Россия-Европа или Россия-Запад, по-прежнему имеет место.

Вопрос: Как Вы считаете, будет ли какое-то сокращение торговых отношений Украины с ЕС или их переформатирование в каком-то другом формате вообще?

Ответ: Все будет зависеть от того, куда будет Украина ориентироваться. Если Украина будет ориентироваться на Таможенный Союз, думаю, что торговый баланс будет укрепляться с Россией и Казахстаном, если Украина подпишет ассоциацию, то западные товары хлынут в Украину и, конечно же, будут достаточно большие инвестиции, сделанные в Украине.

Вопрос: Говоря о России, как Москва будет дальше реагировать на происходящее? Недавно было сообщение, что они намерены потребовать долг за газ в размере почти 3 млрд долларов. Это запугивание или реальность?

Ответ: Мне кажется, что долги в любом случае нужно возвращать. Вопрос долга за российский газ, он всегда стоит в украинско-российских отношениях. Я так понимаю, что в газовой сфере достигнуты для Украины большие поблажки, цена на газ снижена на 1/3, поэтому возможность Украине расплатиться с российским газом все-таки есть и я понимаю, что это самая, скажем, важная часть отношений между Украиной и Россией. Если Украина будет идти в сторону Европейского Союза, Россия будет предлагать сбывать продукцию украинских фирм на российский рынок и идти в Таможенный союз.

Я думаю, что тут, на Западе, всем тоже становится понятно, что Россия не на шутку хочет оттянуть Украину в ТС. Без Украины Российский Союз не состоится. Россия, Казахстан и Беларусь Российский Союз не смогут выстроить. Нужна Украина, как мощный фактор для этого союза. А есть такая идея у Путина, и может быть у Назарбаева, создать такой восточноевропейский союз под названием Российский Союз. Дальше будут сделаны все усилия политические, экономические для того, чтобы Украину пригласить туда или затащить. Я думаю, что еще очень много интересного впереди.

Вопрос: Недавно появилось сообщение о том, что во время Саммита ЕС и России будет обсуждаться вопрос Украины. Как Вы считаете, о чем могут договориться на этом Саммите представители России и Евросоюза?

Ответ: 28 января состоится Саммит и действительно, главная повестка дня – это Украина. Я думаю, что разговор будет предельно жестким, потому что я уже вначале сказал, что уже не для кого не секрет, что то, что происходит в Украине, это тоже отголосок, так нельзя говорить, но напрямую события в Украине связаны с политическим конфликтом Запада и Россией на постсоветском пространстве.

Я надеюсь на то, что все-таки преобладают зрелые и умеренные силы на Западе, которые сейчас начинают понимать, трезво оценивают ситуацию, что нельзя было Украину ставить перед выбором «или вы с нами, или с Россией». Третьего пути нет. Это было колоссальной стратегической ошибкой Европейского Союза, кстати, и стратегической ошибкой России тоже, которая сама хочет с Европой что-то подписать, и Путин сейчас договаривается с Европейским Союзом, я так понимаю, о новом партнерском договоре между ЕС и Россией. Неужели они не договорятся об Украине, чтобы она была и с Востоком, и Западом?

Вопрос: Недавно бывшего главу Совета национальной безопасности Андрея Клюева назначили главой Администрации президента. Как бы Вы могли это прокомментировать?

Ответ: Правильное назначение, надо было тяжеловеса туда ставить! Потому что Клюев – второй человек в государстве был вместе с Азаровым, он пользуется громадным авторитетом в Партии регионов и он фактически является человеком, который во многом определяет вместе с президентом внешнюю политику Украины. Он был главным мотором договора по ассоциации с Европейским Союзом, так что это тоже знак, что евроинтеграция для Украины не закрывается, а с Клюевым можно будет на эту тему говорить. Во всяком случае, Клюев для Запада, из всей команды Януковича, сегодня является самым приемлемым, может даже самым известным политиком, с которым сейчас какие-то переговоры будут вестись. С тактической точки зрения – это правильное назначение.

В Германии понимают, что санкции к Украине вызовут обратный эффект

Вопрос: Вчера фрау Меркель заявила, что пока санкции применять к Украине все-таки рано, хотя выразила свое возмущение, конечно, происходящим. Как Вы считаете, о чем свидетельствует то, что она сказала относительно санкций?

Ответ: Вы знаете, на Западе показывают: стоят камеры за спиной демонстрантов и показывают всегда жесткую позицию "Беркута", и виновными в этих беспорядках, конечно, в первую очередь, кажется полиция и правоохранительные силы, потому что они показывают, с какой жестокостью избивают демонстрантов. Но есть другие камеры, в том числе которые показывает российское телевидение и часть украинских каналов, которые стоят за спиной "Беркута" и за спиной украинской милиции, показывают жестокость демонстрантов. Вот эти вот съемки на Западе не показывают. Поэтому, естественно, западные элита и политики возмущены, как будто это делает Янукович и, конечно, делают ему предупреждение, чтобы ни в коем случае он не проливал кровь.

Такие заявления и критика звучит в адрес каждого политика, у которого такие проблемы в стране. Чтобы он ни в коем случае не применял грубую силу. Так же звонили Эрдогану, и тоже предупреждали его, чтобы в Турции во время демонстраций не применяли столько силы, сколько это было видно. Я понимаю немецкую позицию так, что Германия на примере Белоруссии хорошо понимает, что санкции приведут только к обратному эффекту. Янукович, если его прижмут к стенке, закроют его счета за границей и не будут пускать его, его семью или его окружение в Европу, то он обернется и будет ездить на Восток.

В тот же Китай, в ту же Индию, в ту же Центральную Азию, достаточно стран, которые никогда не примут санкции против устроенных санкциях под Януковича. Поэтому госпожа Меркель это прекрасно понимает и поэтому выступает сегодня против санкций в отличие от ее коллеги Обамы и Америки, которая угрожает санкциями, но Америка в этом плане становится, мне кажется, определенно на сторону оппозиции. Германия не собирается становиться, однозначно, на сторону оппозиции, хотя какие-то политические силы здесь поддерживает Кличко, но официальная немецкая политика всегда будет искать компромисс и будет стараться сделать все, чтобы общаться с обеими сторонами.

Вопрос: Ближе к германской теме, мы в курсе, прошли прошлой осенью выборы в Бундестаг и сейчас коалиции ХСС и социал-демократов в Бундестаге. Насколько прочной она является и как эти партии находят общий язык в социально-экономических вопросах?

Ответ: По-моему там все у них в порядке. У них большинство - в парламенте, больше чем 60%, оппозиции у нас в парламенте фактически нет. Только посткоммунисты, зеленые, такой слабой оппозиции в парламенте уже давно не было в Германии, по-моему, никогда. Самые  главные две партии управляют парадом, политикой, о спорных вопросах все договариваются. Сейчас было расширенное заседание правительства в замке под Миттенбергом, которое фактически еще продолжается, и вчера, и сегодня и оба коалиционера показывают полное единодушие.

И важные реформы в области социальных дел сейчас начинаются при поддержке обеих партий. В политике тоже, мне кажется, есть консенсус, но то, что касается украинской политики, я думаю, что Германия не может своим путем идти, есть какие-то собственные инициативы, без учета мнения других стран, которые интересуются решением этого конфликта. В первую очередь, это Польша.

Вопрос: А как изменилась после выборов внешне политика Германии, внешне и внутренне? Насколько она изменилась?

Ответ: Выборы были 22 сентября, а новое правительство расселось в свое кресло в середине декабря, потом были длинные рождественские каникулы и фактически правительство работает две недели. За две недели работы пока только можно сказать, что все вежливо улыбаются, и все стараются договориться, но конкретных результатов в этой политике пока не видно.

Влияние левых и правых популистов в ЕС растет

Вопрос: Насчет еще одних выборов, которые пройдут в европарламент в мае, что они сулят для ЕС, как Вы считаете? Будет ли там радикальный перевес какого-то одного крыла, например, националистов, левых или либералов, как Вы думаете?

Ответ: Трудно предсказать, т. к. впервые этот парламент избирается жителями 28 стран. Такого еще не было. Это представляет жгучий интерес для европейского сообщества. Будет формироваться общественное мнение, и мы поймем, кто и как относиться к этой Европе. Европа в этом отношении может одержать колоссальную победу и также колоссальное поражение. Это мы все увидим в конце мая. Естественно, в некоторых странах финансовый кризис еще не прошел, и особенно в таких странах наблюдается до последнего большой авторитет и влияние популистских сил правого и левого тока.

Есть опасение, что представители этих стран, правые или ультралевые, могут попасть тоже в Европарламент. По разным расчетам, от 15 до 20 процентов мест в европейском парламенте могут занять таки радикальные партии, которые будут выступать очень скептически в отношении всего Европейского Союза. Но эти 20 процентов не настолько критично, поэтому сам курс Европейского Союза на дальнейшую консолидацию, на создание крупного поста президента Евросоюза, на создание новой конституции, после того, как Лиссабонский договор уже устарел. Этот путь будет продолжаться.

Вопрос: Предвыборная компания продолжается и будет до конца февраля, я читал, она базируется на вопросах экономики, рабочих мест, качества жизни вообще и роли ЕС в мире. Какие самые основные мэсседжи этой компании?

Ответ: Благосостояние, социальная защита и европейские либеральные ценности, которые должны преобладать в Европе и выход из кризиса – это главные идеи, главные идеи, главные моменты, которые будут длиться до мая до самых выборов.

Вопрос: В июле собираются выбирать президента Еврокомиссии после выборов в мае. Сейчас уже определился самый сильный кандидат или пока с этим какая-то неопределенность?

Ответ: Точно уходит Баррозу. Должен избраться новый премьер-министр Европы, должен будет избраться новый президент Европы, и пока они избираются парламентами, но не населением Европы, это не придает этим постам нужной весомости, поэтому тут много вопросов. Действительно, Германия будет стараться выдвинуть своего кандидата на этот пост, и этим кандидатом является господин Шульц из социал-демократической партии, нынешний президент Европейского парламента.

Вопрос: Как Вы считаете, что изменится в политике ЕС в отношении к Украине после выборов?

Ответ: Я думаю, что все будет зависеть от того, как сейчас Украина будет выходить из своего собственного кризиса. С моей точки зрения, если вопрос об ассоциации может быть сейчас заморожен со стороны Европейского Союза, Янукович не станет новым президентом, и тогда Европейский Союз будет делать все, чтобы подписать договор с новым президентом, который будет выбран в Украине после марта 2015 года. На Западе многие наблюдатели считают, что у Януковича нет шансов выиграть в следующем году, что к власти придет или Кличко, или кто-то из других оппозиционеров, и они будут стараться договориться об ассоциации. Но это свидетельствует о достаточном непонимании ситуации в Украине, у Януковича достаточно большая поддержка все-таки среди восточной части населения, я не соглашаюсь внутренне с комментариями здесь, анализами западных коллег, которые считают, что все уже ясно и Януковичу в марте следующего года придется уходить…

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях