Несмотря на то, что с момента развала Советского Союза прошло более двадцати лет в Украине и сейчас можно встретить людей, которые с «теплыми чувствами» вспоминают те времена. В подтверждение своей позиции они приводят доводы, что советское государство намного лучше заботилось о своих гражданах, обеспечивало их социальными гарантиями (бесплатное жилье, медицина, образование) и гарантированным рабочим местом по окончании образования.
Напротив, в современной Украине появилось множество острых социальных проблем, решение которых займет у государства не один десяток лет (глубокое несоответствие между потребительскими расходами и доходами граждан, низкая пенсия, некачественное медицинское обслуживание, кризис образования, безработица и т.д.). Попробуем разобраться в сути данной проблемы.
Желая завоевать поддержку широких слоев населения Российской империи, пришедшие к власти, большевики издают в 1917 году Декрет о земле, который предусматривал конфискацию земель помещиков и ее переход в пользу государства с последующей безвозмездной передачей её крестьянам. Также ими был принят Декрет о восьмичасовом рабочем дне. В 1919 году был принят Декрет о ликвидации безграмотности в РСФСР, предусматривающий общеобязательное обучение всего населения от 8 до 50 лет чтению и письму на родном языке.
Позднее, в Конституции СССР 1936 года были закреплены права граждан на труд с получением гарантированной оплаты и материальное обеспечение в старости. Конституция СССР 1977 года еще более расширила социальные права населения. Так, ст. 39 Конституции устанавливала что «Социалистический строй обеспечивает расширение прав и свобод, непрерывное улучшение условий жизни граждан по мере выполнения программ социально-экономического и культурного развития». Кроме этого в Конституции СССР 1977 года было закреплено:
1) право на бесплатную медицинскую помощь;
2) право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца;
3) право на жилище и право на бесплатное образование.
Несмотря на то, что многие права граждан были «лишь на бумаге», а в реальной жизни нередко нарушались государством, сам факт их фиксации в правовом акте повлек далеко идущие последствия. Сначала поколение шестидесятников, а затем различные диссидентские и правозащитные группы (например: Хельсинская группа) направляли усилия на устранение несоответствия между декларируемыми государством правами граждан и реально реализуемыми, что в конечном итоге привело к началу «горбачевской перестройки» и дальнейшему краху советской системы.
Основной идеей своей политики коммунистической партии Советского Союза была концепция о построении государства (общества), при котором будет ликвидировано социальное неравенство и всякая форма эксплуатации трудящихся масс. При этом предполагалось, что такая форма государства прийдет на смену капиталистической формы государственного устройства.
«Капиталисты», по мнению коммунистов, не будут заинтересованы в установлении такого строя, и поэтому всегда будут устраивать различные препятствия на пути достижения справедливого общества. Таким образом, изначально устанавливалась поляризация мира на коммунистическую и капиталистическую части и постоянное противоборство (противостояние) между ними.
Советский Союз, закрепляя социальные гарантии в законодательстве и реализуя их на практике, хотел показать своим гражданам и всему миру, что ему удалось простроить государственное устройство, при котором человек труда может полностью обеспечить себя, а также свою семью, всем необходимым и реализоваться как личность независимо от своего социального статуса и происхождения. Как результат предполагалось повысить статус СССР в глазах остального мира и сделать более привлекательной идею построения коммунистического строя в других странах.
Таким образом, повышение социального статуса граждан в Советском Союзе играло идеологическую и пропагандистскую функцию, которая позволяла обосновывать легитимность своей власти и заинтересовывать общество в оптимальности дальнейшего существования под руководством коммунистической партии.
Основным механизмом, позволившим СССР реализовать на практике задуманное было повышение уровня исполнения законов в стране. Партия большевиков пришла к власти путем устранения своих политических конкурентов (социал-демократов, эсеров, либералов, анархистов). Позднее была установлена однопартийная система и закреплена руководящая роль коммунистической партии в государстве. Было создано строго централизованное государство, регламентировавшее и осуществляющее контроль за всеми сферами жизни населения Советского Союза.
Ставля своей целью сформировать среди населения единое виденье будущего страны, советская система жестко преследовала инакомыслящих, применяя на практике принцип коллективной уголовной ответственности (высылка в лагеря членов семьи обвиняемого). При этом для начала уголовного преследования достаточно было доноса «заинтересованного лица» в определенные компетентные органы. Нередко от такого преследования не спасали даже высокие властные должности.
В таких условиях люди, постоянно испытывали страх оказаться среди миллионов репрессированных, а поэтому предпочитали «не высовываться» и не нарушать закон. Спустя несколько десятилетий такой практики, после повального беззакония в период Гражданской войны, советскому режиму удалось существенно повысить уровень законности в стране.
Безусловно, в советский период не удалось полностью искоренить преступность (в частности мошенничество, коррупцию, воровство в народном хозяйстве и т.д.), в одних случаях, всегда находились люди, которые использовали лазейки в существующей системе и свое место в партийной номенклатуре для своих личных корыстных целей. В других случаях, сама система порождала определенные виды преступлений (ложный донос, участие местных партийных активистов в тройках и вынесение расстрельных приговоров, «черный рынок», спекуляции).
Несмотря на это, основная масса населения старалась добросовестно соблюдать закон и выполнять свои обязанности. При таком уровне правосознания закрепление в законодательном акте определенных социальных норм означало, что они обязательно будут выполнены нижестоящими инстанциями.
Помимо этого в СССР существовали значительные недостатки, которые были закономерным результатом централизованного управления страной и планово-административной экономики.
Среди основных недостатков можно назвать:
- дефицит товаров народного потребления;
- карточная система покупки товаров;
- огромные живые очереди у магазинов;
- торговля «из под прилавка»;
- блат (получение желаемого редкого товара при содействии влиятельных знакомых);
- воровство на производстве;
- «черный рынок»;
- приписки перевыполнения планов пятилеток;
- принудительный сбор овощей городским населением на овощебазах.
Несмотря на это, сравнивая достижения Советского Союза и нынешней Украины, значительное число людей в нашей стране отмечает ухудшение общего уровня жизни населения и считает прошлый период более совершенным в плане социального обеспечения своих граждан.
Период начала 90-х годов ХХ века характеризовался глубоким экономическим кризисом, ввергнувшим страну в эпоху «дикого капитализма» когда все решал не закон, а сила и наличие связей в властных структурах. Переход от планово-административной экономики к рыночным отношениям происходил болезненно для страны. Многие государственные предприятия оказались не конкурентоспособными и вынуждены были закрываться.
С распадом СССР разорвались все связи между предприятиями, находившимся в разных союзных республиках, и поэтому экономику Украины приходилось выстраивать практически с нуля. Вследствие гиперинфляции обесценились вклады населения в Сбербанке СССР, которые люди годами отлаживали с надеждой встретить «достойную старость». Как результат этих процессов многие люди лишились средств к существованию и «сводили концы с концами».
С распадом Советского Союза к власти в Украине пришла плеяда политиков, которые пересмотрели принципы государственного регулирования. На противовес тотальному контролю над всеми сферами жизни страны, в новый период государство обозначило переход к рыночным отношениям, когда суживалась сфера вмешательства государства в частный сектор, а участники хозяйственной деятельности получали больше самостоятельности.
Негативным последствием такого положения вещей стало то, что государство предоставило развитие многих сфер общественных отношений (медицина, образование, пенсионное обеспечение, занятость, безработица, социальное обеспечение) самим себе. Страна продолжала жить по инерции советского времени.
Несмотря на то, что экономика независимой Украины начала функционировать по иным принципам, чем в советское время, а политики с трибун Парламента приверженность курсу построения демократического строя, многие сферы общественных отношений продолжали регулироваться старыми методами на основании нормативно-правовых документов, принятых еще в период СССР.
Реформы происходили в стране медленно и прерывчато. Это же касается и сферы социального обеспечения граждан. Опасаясь вызвать волну негодования масс и желая повысить свой рейтинг перед выборами народные депутаты часто принимали законы, которые на бумаге обеспечивали широкие льготы и выплаты для различных слоев населения (инвалиды, ветераны, чернобольцы, малообеспеченные, безработные и т.д.). В реальности же, когда дело доходило до финансирования этих статей расходов из Государственного бюджета страны, оказывалось, что не всегда находилась нужная сума на подобные потребности.
Кроме того, быстро отвыкнув от постоянного контроля из «Центра», киевские политики быстро привыкли быть высшей инстанцией в стране и все более широко пользовались своим статусом, закрепляя в законодательстве все возможные вариации льгот и преференций для себя и других институций власти. Естественно, что в приоритете расходов на потребности большинства населения и обеспечения жизнедеятельности органов власти для них на первом месте всегда стояли последние. Как результат, за годы независимости Украины мы можем часто наблюдать ситуацию «раздутости» Государственного бюджета и его дефицитности.
Так, за годы независимости первый бездефицитный бюджет Украины был принят только в 2000 году.
Украинское общество с советских времен привыкло всецело полагаться на поддержку государства, оправдывая тем самым свое нежелание самостоятельно искать пути улучшения своей жизни. Желая, не смотря ни на что, получать гарантированную социальную защиту люди наделяют властью политиков, которые не способны предложить обществу реальную концепцию развития страны, а только из года в год занимаются социальной демагогией. Как результат, страна «стоит на месте» и, как результат, не может в полной мере обеспечивать достойный уровень жизни граждан.
В данной ситуации, обществу необходимо наконец научиться ответственно относиться к выбору органов власти (Парламент, президент, органы местного самоуправления), анализируя того или иного кандидата не только с точки полезности для себя, но и его реальной способности реформировать государственное устройство Украины в целом.
Пришло время наконец осознать, - никто наши проблемы за нас не решит, а поэтому нужно быть постоянно готовым брать на себя ответственность за свое будущее. Государство работает слаженно лишь тогда, когда его граждане достаточно организованы для осуществления постоянного контроля за действиями власти и тем самым обеспечивают неукоснительное исполнение последней закрепленных в правовых нормах социальных стандартов.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.