Сегодня, 8 августа, исполняется пять лет с начала вооруженного конфликта в Южной Осетии. Причинами начала войны со стороны Грузии стали массовая выдача российских паспортов населению Южной Осетии, а также крайне милитаристская политика президента Михаила Саакашвили. Россия же вмешалась в конфликт из-за череды геополитических поражений Кремля. Об этом пишет обозреватель Inpress.ua Игорь Лесев в своей статье «В августе восьмого», сообщает информационно-аналитический портал Inpress.ua.
Сегодня исполняется пять лет с дня начала вооруженного конфликта в Южной Осетии, известного также как «Пятидневная война». После обстрела грузинских сел в ночь на 8 августа 2008 года, Грузия начала артиллерийский обстрел южноосетинской столицы Цхинвали. В этот же день президент России Дмитрий Медведев объявил о начале операции по принуждению к миру в зоне конфликта и ввел в регион российские вооруженные силы.
«Даже на фоне более кровопролитных двух чеченских войн или практически межгосударственного армяно-азербайджанского конфликта в регионе Кавказа, события 8 августа 2008 года стоят особняком. Грузино-осетинская (как трактуют ее в России) или российско-грузинская война (как называют ее в остальном мире) показала, что ялтинская система международных отношений практически изжила себя. После распада Советского Союза мир не стал „одновекторным“ или „многовекторным“ — он стал миром двойных стандартов», пишет Игорь Лесев в своей статье «В августе восьмого».
По мнению обозревателя, война между Грузией, Абхазией и Южной Осетией назревала давно — с самого дня провозглашения ими своей независимости. Независимость Абхазии грузины воспринимают очень болезненно и считают ее исконно грузинской территорией, «жемчужиной, изумрудом всех грузинских земель, с которых их выселили».
«Независимость Южной Осетии в Тбилиси вообще никогда не воспринимали серьезно, и реакция на такое „недогосударственное недоразумение“ сводилась к пунктам: а) вы живете на нашей земле; б) у вас уже есть своя республика за Рокским ущельем — переезжайте на север и боритесь за свою независимость там», — говорится в статье.
Кроме того, продолжает автор, Южная Осетия, население которой едва превышает 70 тыс. чел. (соизмеримо со средним сельскохозяйственным районом Украины), раздражала Грузию больше своим географическим месторасположением. «Самопровозглашенная республика вклинивается в Грузию своеобразной подковой, нависая над всеми транспортными коммуникациями, связывающими Тбилиси с черноморскими регионами страны», — утверждается в статье.
Далее Игорь Лесев допускает, что у Грузии к лету 2008 года было две главные причины начать боевые действия в регионах Абхазии и Южной Осетии.
«Первая причина, как бы это странно ни звучало, юридического характера. С 2002 года Россия начала проводить массовую паспортизацию населения закавказских республик. И к началу августовской войны в Южной Осетии проживало уже 93% „россиян“. Создалась парадоксальная ситуация. Люди получали пенсии, пользовались социальными льготами, выезжали за рубеж как „граждане России“, при этом проживали на юридической территории Грузии. По сути, Москва провела паспортную экспансию целого региона.
Вторая причина, почему Грузия начала войну, относится больше к истеричной манере управления государством местного президента. За пять лет своего правления Михаил Саакашвили увеличил военный бюджет Грузии с мизерных 30 миллионов до 1 миллиарда долларов. В качестве примера интересно привести Украину, у которой военный бюджет в 2008 году составлял... 1,5 млрд долл. В 2008 году 25% доходной части бюджета Грузии уходили на военные нужды. В процентном соотношении это были самые большие расходы в мире (больше даже, чем у КНДР)», — утверждается в публикации.
Кроме того, продолжает обозреватель, Грузия получала от Запада совершенно бесплатно огромное количество военной техники. Что-то списывали американцы, а что-то перепадало за участие грузинского воинского контингента (солидные 2000 чел.) в иракской войне.
«Таким образом, у Саакашвили за какие-то пять лет под рукой оказалась внешне вполне боеспособная армия, которую хотелось посмотреть «в деле». Да и уверенность у президента Грузии, что Вашингтон его поддержит не только морально, была приблизительно такой же, как уверенность Сталина в том, что «Гитлер не нападет», — допускает Игорь Лесев.
Причинами втягивания в региональный конфликт России, по мнению автора, стала череда геополитических поражений Кремля.
«К августу 2008 года Россия попала в полосу серьезных геополитических поражений. По «ее вотчине» — СНГ — покатилась волна «оранжевых революций». Тон в 2003 году задала сама Грузия с «революцией тюльпанов» (когда, собственно, к власти и пришел Саакашвили). Затем был самый болезненный удар с Украиной. Потом «зараза» перекинулась на Киргизию...
Наконец, в феврале 2008 года подавляющее большинство стран Запада признало независимость Косово. Соответствующей резолюции ООН, где Россия является постоянным членом Совбеза, получено не было. И это стало еще одним болезненным ударом для Кремля. В Вашингтоне и Брюсселе показали, что могут продавливать нужные им решения без мнения Москвы. А ООН окончательно превратилось в такой себе архаичный пережиток времен «холодной войны», — утверждается в публикации.
В то же самое время, продолжает Игорь Лесев, и во внутриполитической жизни России происходил непонятный для элит бардак. «Пришел новый президент — Медведев. Но только сейчас стало понятно, что это был полупрезидент. А тогда, к августу 2008-го, уровень полномочий Медведева не знали не только на Западе и в Грузии, но и в самой России. О чем ярко свидетельствовали „двойные портреты“, массово распространенные во всех официальных учреждениях РФ», — утверждает обозреватель, имея в виду полную подконтрольность Дмитрия Медведева тогдашнему премьер-министру Владимиру Путину.
«Все эти факторы косвенно способствовали развязыванию августовской войны. У Грузии — армия нового образца и полная поддержка Запада, а у России — непонятно что на внешней и внутренней арене», — подчеркивает обозреватель.
Справка
Вооруженный конфликт в Южной Осетии («Пятидневная война») — вооруженный конфликт между Грузией с одной стороны и Россией, сепаратистскими формированиями Южной Осетии и Абхазии — с другой.
В военных действиях против Грузии, кроме регулярных вооруженных сил Южной Осетии и России, принимали участие ополченцы из России и Абхазии. Стороны обвиняли одна другую в провокациях военных действий.
Согласно официальной версии России, причиной войны стало нападение грузинских войск на жителей Южной Осетии. Грузия настаивает, что проводила военную операцию в Цхинвальском регионе в ответ на провокации южноосетинских вооруженных формирований.
В ночь на 8 августа, после обстрелов грузинских сил, правительство Грузии заявило о намерении «восстановить конституционный порядок» на территории непризнанной республики. Грузинская армия начала обстрел Цхинвали из реактивных систем залпового огня «Град» и перешла в наступление, заняв большую часть Цхинвали.
В этот же день президент России объявил о начале операции по принуждению к миру в зоне конфликта. В регион были введены значительные российские силы, в том числе и танковые бригады. Военные действия вышли далеко за границы Южной Осетии и велись на территории Грузии и Абхазии, где соединения абхазских войск и российских «добровольцев» атаковали позиции грузинских войск и захватили Кодорское ущелье.
Боевые действия продолжались до 12 августа. С 14 по 16 августа президентами Абхазии, Южной Осетии, Грузии и России был подписан план мирного урегулирования конфликта.
26 августа 2008 года Россия официально признала Южную Осетию и Абхазию в качестве независимых государств.
2 сентября Грузия разорвала дипломатические отношения с Россией.
Большинство стран Европы и мира не признали независимость Абхазии и Южной Осетии и настаивают на необходимости сохранения территориальной целостности Грузии.
Кроме России независимость Абхазии и Южной Осетии признали Никарагуа, Венесуэла, Республика Науру. Абхазию признала Вануату.
Подробнее читайте в полной версии статьи Игоря Лесева «В августе восьмого».
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.