Нельсон Мандела давно уже превратился в «человек-пароход». Такой себе символ борьбы с расовой дискриминацией. И хотя за последние 20 лет все, за что боролся Мандела, давно уже перевернулось с ног на голову (теперь уже белое меньшинство пытается выжить в самой криминогенной стране мира — ЮАР), сам символ этой борьбы успешно переживает разные эпохи.
Более того, сам мир уже четвертый год подряд 18 июля отмечает Международный день Нельсона Манделы. 95-летний глубокий старик превратился в бренд уровня Че Гевары или Джона Леннона. И эта символическая вывеска «Нельсон Мандела» будет продаваться еще не одно поколение.
Его прадед был вождем племени тембу. Один из сыновей вождя, носящий имя Мандела, стал дедушкой Нельсона. Собственно, от его имени и была образована фамилия.
На этом моменте стоит остановиться подробнее.
Неудивительно, что движение черного большинства возглавил не какой-нибудь «простолюдин», а племенной вождь. Демократия западного типа была незнакома африканским племенам вовсе не из-за колонизаторов. Она была им просто незнакома. И возглавить борьбу против белых мог только черный вождь, что в итоге и произошло.
Молодого Нельсона в 1940-м исключают из колледжа за участие в студенческой забастовке (что в определенной мере характеризует «зверский режим апартеида» — чернокожие ребята там таки имели возможность получать высшее образование).
После этого Мандела немного проработал в юридической конторе в Йоханнесбурге и в 1943 году начал изучать право в университете, правда, диплом юриста так и не получил. Вообще, назвать Манделу прилежным студентом и образцовым интеллектуалом точно нельзя. Буйным — да. Впрочем, и время было такое — военное.
В 1944 году Нельсон вступает в Молодежную лигу Африканского национального конгресса. В недрах британских и французских колоний в то время уже вызревали протесты против «белого засилья».
Парадоксально, но именно белые профессора рассказали молодым вождям африканских племен о том, что такое право нации на самоопределение, равенство людей вне зависимости от цвета кожи, свобода слова и пр. И когда в 1956-м Манделу обвинили в государственной измене, вектор в сторону «вечного революционера» был сделан уже окончательно. Мандела становится одним из лидеров Африканского национального конгресса. Накануне 1960 года — «Года Африки» — это было весьма кстати.
Впрочем, у профессора МГУ, востоковеда Дега Деопика и на «Год Африки», и в целом на политику деколонизации сложилось свое мнение. «По сути, никакой политики деколонизации никогда и не было. Просто на Западе в какой-то момент поняли, что могут грабить свои колонии без того, чтобы держать там армию и полицию», — рассказал Inpress.ua профессор Деопик. Союз представителей транснациональных корпораций и новых афро-азиатских элит продолжил успешно работать в большинстве бывших колоний. Заминка получилась только на юге Африки.
По сути, белое население юга Африки каких-то особо тесных связей с английской метрополией не имело. Процесс трансформации англичан и буров (голландских колонистов) в собственно среднее между «уже не европейцами» и «точно не африканцами» проходил так же медленно, как, например, в Канаде. Хозяйственные связи давно уже замкнулись на внутренней специфике региона.
В какой-то мере Южно-Африканский Союз можно было назвать демо-версией юга США, в которой победу одержал не Север, а рабовладельцы-конфедераты. И хотя юридического рабства в ХХ веке быть уже не могло, негры на юге Африки чувствовали себя именно неграми.
После событий в Шарпевиле (1960 год), когда в результате массовых беспорядков были убиты 67 африканцев, власти новосозданной Южно-Африканской Республики запретили АНК. Нельсон Мандела перешел на нелегальное положение.
В июне 1961 года, учитывая нежелание белого меньшинства идти навстречу пожеланиям черных, АНК принял резолюцию о переходе к вооруженным методам борьбы с расизмом (правда, расистами объявлялись все белые). А Мандела, сменив микрофон на АКМ, сформировал военную организацию под вычурным названием «Копья нации».
Стоит добавить, что эта организация вовсе не занималась «разъяснительной работой» среди белого населения. Негры под руководством Манделы убивали белых. По прошествии лет, когда тот же Мандела побывал и президентом ЮАР, и стал символом вооруженной борьбы чернокожего населения за свои права, победителей судить сложно. Но Нельсон никогда не был «теоретиком», вроде Маркса. Это, скорее, был африканский Шамиль, который в том числе и лично убивал людей.
В июне 1964 года Мандела был все-таки задержан органами безопасности ЮАР и приговорен к пожизненному заключению (опять же, не казнен). 18 лет он провел в тюрьме на острове Роббон, а в 1982 году был переведен в кейптаунскую тюрьму. Примерно в это же время, в 1980 году, в Южной Родезии рухнул режим белых поселенцев и страна, получив новое название Зимбабве, постепенно устремилась в пропасть нищеты и насилия.
Интересно об этом процессе написал историк-африканист Сергей Карамаев: «Практически везде события развивались по одной и той же схеме — независимость, гражданская война, воинствующий трайбализм, запредельная коррупция властных структур, расизм, голод, подавление свобод и т. д.
Бывшие процветавшие колониальные государства превращались в независимые руины. Так было в Нигерии, Уганде, Руанде, Чаде, Анголе, Мозамбике. Уже никто не скажет, сколько именно народностей и племен было истреблено исключительно по расовому признаку в Бурунди, Уганде или Нигерии. В Мозамбике экономика некогда великолепной страны превратилась в ничто. Анголу начала сотрясать непрерывная гражданская война».
Долгое время властям ЮАР удавалось жить как в осажденной крепости, поддерживая отношения с другими такими же странами-одиночками, наподобие Израиля или Тайваня. Но волна мультикультурализма докатилась и до ЮАР. Более того, на Южной Африке прочно висело клеймо «страшной родины апартеида».
То, что южноафриканским неграм жилось лучше, чем всем прочим «независимым» неграм континента, во внимание практически не принималось. Мировое сообщество требовало жертвы, или хотя бы красивого революционного жеста. В 1989 году президент ЮАР Фридерик Де Клерк начал переговоры с Манделой и его окружением о процессе передачи власти и сохранении части имущества белого меньшинства.
Одним из условий переговоров стало освобождение «символа черной нации» — Нельсона Манделы. Однако символ оказался не только духовным, и через три года после своего освобождения Нельсон был избран первым чернокожим президентом ЮАР. Черная справедливость восторжествовала.
Нельсон Мандела, памятуя о примере Южной Родезии/Зимбабве, из которой массово мигрировало все белое население, пошел на большой исторический компромисс между черным большинством и белым меньшинством страны.
Нельзя сказать, что ЮАР при нем превратилась в образцовую страну. Это, скорее, разновидность современного Детройта, где черные превратили некогда цветущую столицу мирового автопрома в город-призрак. Но главное, что удалось достичь Манделе — белое население не уехало из страны.
Проглотив все свои личные обиды, Мандела заложил основу этнического симбиоза двух рас, где паритетность основывается не на количественных показателях, а на индивидуально-творческих способностях. И сегодня белым на юге черной Африки жить, по крайней мере, не опаснее, чем в черных кварталах того же американского Бронкса. Проблемная, но все же мирная и конструктивная черно-белая Африка — это заслуга Нельсона Манделы.
Справка
Во времена апартеида Мандела провел 27 лет в тюрьмах. В 1980-е годы перенес туберкулез.
После освобождения Мандела простил бывших врагов и призвал южноафриканцев всех рас к примирению и совместной работе.
В 1993 году удостоен Нобелевской премии мира, а в 1994 году стал первым чернокожим президентом Южной Африки и руководил страной до 1999 года. В 1996 году под его руководством была разработана и принята новая конституция Южно-Африканской Республики, которая гарантировала всем южноафриканцам равные права независимо от расовой принадлежности, пола, религиозных убеждений или сексуальной ориентации.
Мандела завершил политическую карьеру в 2004 году и с тех пор редко появлялся на публике. Политик-ветеран поселился в своей родной деревушке Куну.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.