Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Украинская политика: о смешном серьезно

13 июля 2013, 09:30 0

Бытует мнение, что смех продлевает жизнь. А на сколько продлевает жизнь смех над теми, кто ее «покращує»?

Юмор — это способность

видеть три стороны одной медали

(Нед Рорем)

А главное — сколько «лишнего веса» он добавляет кошелькам авторов остросоциальных шуток?

В эпоху масс-медиа юмор давно перестал быть невинной забавой; форма заработка, политическая технология, форма политической коммуникации — что угодно, только не просто шутовство. В общем, политический юмор — это вам не хихоньки-хахоньки!..

Смех смехом, но ...

Если копнуть глубоко, окажется, что социальный и политический юмор был чуть ли не всегда и везде. Если не копать — его развитие напрямую связано с расширением охвата СМИ в ХХ веке. Юмор как элемент пропаганды, как политическая технология успешно использовался властью и оппозицией, в демократических и авторитарных режимах.

В зависимости от формы подачи и «уровня напряжения» юмор воплощается в иронию, сатиру или сарказм; в зависимости от «площадки» — предстает то в форме газетных карикатур начала и середины ХХ века, то в виде «троллинговых перформансов», «интернет-холиваров» или телевизионных шоу.

В любом случае юмор практически всегда основан на обличении несоответствия сущего и должного и непременно содержит в себе элемент манипуляции. Как она будет реализована — в качестве топорной пропаганды или искусного имиджмейкинга — это уже частности.

Разумеется, проницательный читатель Inpress.ua уже догадался, что далее речь пойдет о потенциале юмора как политической технологии в современной Украине. Юмор уже повсеместно используется для работы с имиджем политических лидеров (зачастую и в форме «черного PR»), а с учетом роста интернет-сектора можно смело прогнозировать и развитие юмористических технологий.

Из всего многообразия жанров политического юмора остановимся на трех блоках, наиболее рейтинговых и, вероятно, эффективных. При всем уважении к выступлениям политических сатириков (чего стоит один Задорнов в контексте квазипатриотического зомбирования россиян) или феномену политических анекдотов (в современной истории Украины их апогеем стал Майдан), ограничимся «троллингом» в реальном пространстве, «войнами демотиваторов» в интернете (эдакие карикатуры XXI века) и телевизионными проектами.

Тролль + кроль = морковь?

Всезнающий оракул наших дней — поисковая система Google — в ответ на запрос «троллинг» отсылает к хрестоматийному определению: мол, модель коммуникации с нарушением этических норм, нагнетание конфликта, издевательская и оскорбительная форма...

В широком смысле политические лидеры типа Жириновского или Ляшко — и есть самые настоящие «тролли». Чего только стоят регулярные пятничные выходки главного отечественного радиКала, ставшего де-факто соведущим Шустер-LIVE. Среди задач, стоящих перед проектом, — максимально очернить «жертву», одновременно отбирая голоса ее оппонентов — такое вот радикальное убийство двух зайцев (или все-таки кроликов?) сразу.

«Кроличья тема» в троллинговых войнах 2013 года едва ли не самая актуальная. Подкупающая своим нигилизмом группа «Lumpeny», во главе с Владимиром Петровым и Алексеем Дурневым, продемонстрировала, как при минимальных издержках заказчика можно добиваться максимального результата. «Морковку для Яценюка» посмотрели сотни тысяч пользователей интернета, а провластные каналы обсмаковали ее «от» и «до».

Шутка ли — стремительный рост поддержки Виталия Кличко и падение рейтинга Арсения Яценюка по времени практически совпали с «люмпен-кампанией» против последнего. Разумеется, «после — не значит вследствие», но атака на «самого умного» с позиций его слабости и «недомускулинности» любым политтехнологом может быть интерпретирована как тщательно спланированная акция.

Троллинг как инструмент, разумеется, использует и оппозиция со своими сателлитами: например, прикормленные «общественные» организации с завидным постоянством пытаются скрасить малочисленность своих акций креативными перформансами. Что у них из этого выходит — вопрос открытый...

Картина маслом

Теперь стоит вспомнить о блоке, в котором украинская оппозиция полностью доминирует. Речь идет о «войне демотиваторов» (мэмов, карикатур и прочих форм столь же креативной, сколь и заказной живописи). Провести какой-либо точный количественный анализ имеющегося на рынке продукта не представляется возможным, но преимущество в этом секторе оппонентов действующей украинской власти вполне очевидно.

Основная концентрация вбрасываемого продукта приходится на социальные сети (в частности, Facebook), которые уже давно и достаточно эффективно прорабатываются оппозицией. Главными хитами последней кампании стали «бабка, переписавшая хату на кота» и вариации на тему обладательницы «мрії». Сейчас же проект Анатолия Шария «Дурдом» даже в межвыборный период стабильно набирает порядка 10 000 хостов в день, а группа «Церковь свидетелей покращення» в Facebook недавно перевалила за 20 000 подписчиков.

А что же политтехнологи, играющие на стороне власти? А, собственно, ничего. Нападки на Яценюка или Тягнибока зачастую сложно назвать юмором — топорный формат контрпропаганды или слишком уж примитивные (в большинстве случаев «туалетные») шутки, которые собирают не более пары сотен просмотров и из штабов в народ так и не уходят. Даже в 2010 году ситуация была лучше: больно уж вызывающая реклама «Арсеній: врятувати країну» будто бы сама просила ее спародировать. А вот теперь наступил кризис жанра, и даже кота — счастливого «обладателя» хаты креативщикам от власти переплюнуть так и не удалось.

Кому в телевизоре жить хорошо

На закуску специально оставил самое главное — телевизионные проекты. Уже восемь лет нишу политического юмора на телевидении практически единолично занимают криворожские креативщики из «95 квартала», чутко оберегаемые от конкуренции... К примеру, проект Гарика Бирчи (он же гроза столичных «телочек» — Виталька) «Недоторкані», уровень пародий в котором порой был на голову выше «квартальных», на экраны так и не попал.

После покрытой пеленой слухов и домыслов миграции Зеленского и его компании с «Интера» на «1+1», «квартальщики» запустили новый проект «Сказочная Русь». Если бы ставили вопрос о политическом юморе в Украине исключительно с позиций рейтинга, все вышеизложенное следовало бы удалить и сосредоточиться только на Руси. У проекта воистину феноменальные показатели: по аудитории 18-54 (вся Украина) передача взяла рейтинг 10,66, доля — 29,25%.

Примечательно, что уже самостоятельный проект (раньше политическая анимация была вшита в шоу «Вечерний Киев») выходит по пятницам в 20:15, настраивая телезрителей на соответствующий лад восприятия вечерних политических шоу (того Шустера, которому на Руси отведена одна из главных ролей).

Эксплуатируя язык и стилистику бессмертной «Сказки про Федота...» Леонида Филатова, «Квартал» остается верным себе, практически не меняя акцентов — нейтрально-ироничное отношение к власти и жесткий стеб над лидерами оппозиции. Больше всего достается Арсению Яценюку и Олегу Ляшко (одна из самых слабых пародий в проекте; возможно поэтому персонажа убрали после первого сезона). Лидеру «Батьківщини» даже пришлось выступить с гневной тирадой в СМИ, а его новые (американские) политтехнологи порекомендовали Яценюку перестать бриться, дабы мужественность его волосяного покрова пресекла все «кроличьи инсинуации».

Любопытно, что в сериал помимо политиков введены телеведущие, журналисты и прочие публичные люди (преимущественно имеющие отношение к «1+1»). Досталось от сценаристов и журналисту Мустафе Найему, введение в проект которого де-факто ставит представителей СМИ и политиков на одну ступень, укрепляя стереотип о продажности особо «честных» журналистов. Не лишен самоиронии и владелец «1+1» Игорь Коломойский, изображенный (наряду с Ринатом Ахметовым и Дмитрием Фирташем) в качестве одной из голов «Змея Олигархыча».

Олегу Тягнибоку («Рыцарь Тягнибык», эдакий отечественный Дон Кихот) и Виталию Кличко («Бугай Виталий») пока достается меньше, чем коллегам по оппозиционному цеху, однако ближе к 2015 году акценты могут быть расставлены иначе. Важную роль в проектах «Квартала», как всегда, играет Юлия Тимошенко, пребывание которой в кадре позволяет зрителю ненадолго забыть о реальном положении дел и несколько снимает антагонизм «Янукович — Тимошенко».

Что касается изображения власти, то громоотводом для добродушного царя Виктора II служит похотливая Баба Наташа и канцлер Азиров (именно нелишенный фонетического комизма язык Азарова составляет львиную долю шуток в каждой серии).

Так или иначе проект при немалой себестоимости уже бьет рекорды по просмотрам, а возможности его капитализации накануне президентских выборов впечатляют. «Сказочная Русь» как способ политической коммуникации позволяет «донорам» проекта показать все то, что они думают о политиках, но стеснялись (боялись?) сказать.

А напоследок я скажу...

Юмор как политическая технология в современной Украине будет только развиваться и набирать обороты. В первую очередь, потому, что традиционные формы агитации себя исчерпали, а из различных манипулятивных практик именно юмор способен давать максимальный результат.

Эффект же от использования подобных технологий трудно просчитать, но он есть — Арсений Петрович Яценюк не даст соврать. Суть политического юмора заключается в том, чтобы совершить подмену реальностей и образов, навязывая прильнувшим к экранам набор выгодных для заказчика стереотипов.

Так что наткнувшись на что-то подобное в следующий раз, помните: в каждой шутке (особенно политической) всего лишь  доля шутки...

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях