Сегодня в информационном агентстве «УНИАН» состоялась пресс-конференция и презентация документальной книги «Кресовая книга праведников 1939-1945. Об украинцах, спасавших поляков, подвергнутых истреблению со стороны ОУН и УПА» («Кресова книга справедливих 1939–1945. Про українців, які рятували поляків від винищення з боку ОУН і УПА») под редакцией Р. Недзелька. В пресс-конференции приняли участие: народный депутат Украины, председатель Межфракционного депутатского объединения Верховной Рады Украины «Международный антифашистский фронт» Вадим Колесниченко, депутат Краковского городского совета (Польша) Мирослав Гилярски, профессор и свидетель «Волынской резни» Яцек Вильчур, сообщает портал Международного антифашистского фронта.
«Ради будущего наших народов, несмотря на сложную совместную историю, необходимо рассматривать продуктивные пути украино-польского и всеукраинского примирения. Особенно это касается трагических событий ХХ столетия и „Волынской резни“ в частности. Безусловно, нельзя забывать ни героев, ни палачей, ни жертв, но, прежде всего, необходимо искать то, что объединяет нас на общечеловеческих принципах гуманизма и толерантности», — заявил Вадим Колесниченко.
«В связи с этим очень правильным и перспективным подходом является взаимное признание Украиной и Польшей украинских и польских праведников мира — мирных граждан, спасавших людей иной национальности во время этнических чисток „Волынской резни“ 1943-1945 гг. Часть имен этих людей установлены в документальной книге „Кресовая книга праведников 1939–1945. Об украинцах, спасавших поляков, подвергнутых истреблению со стороны ОУН и УПА“ (Варшава, 2007), переизданной на днях на русском и украинском языках тиражом 2 тыс. экз. Международным антифашистским фронтом в Украине.
В документальной книге Института национальной памяти Польши (государственной организации Польши) с максимальным использованием документальных и архивных материалов, свидетельств очевидцев рассказывается об украинцах — праведниках мира, спасавших поляков от геноцида со стороны ОУН-УПА во время „Волынской резни“ — массового уничтожения польского населения Западной Украины в 1943–1945 гг., совершенного сторонниками Организации украинских националистов (б) и ее вооруженной составляющей — Украинской повстанческой армией. Польскими учеными за более чем десять лет исследований установлены имена 896 украинцев — праведников мира, защищавших поляков от геноцида со стороны ОУН-УПА, 384 из которых были за это убиты.
Также идентифицированы десятки поляков, прятавших украинцев от акций возмездия польских военизированных формирований», — рассказал Вадим Колесниченко.
Как прокомментировал председатель Межфракционного депутатского объединения «Международный антифашистский фронт» Вадим Колесниченко, «в этом году исполняется 70 лет со времени трагических событий, вошедших в историю под названием «Волынская резня». Хотелось бы напомнить, что Волынская резня — это этнические чистки с элементами геноцида (с 1948 года признается в ООН международным преступлением), массовое уничтожение этнического польского и украинского гражданского населения (преимущественно женщин, детей и стариков) на территории Западной Украины в 1943-1945 гг. сторонниками ОУН(б) и ее вооруженной составляющей — УПА. Своего пика события достигли летом 1943 года, когда 11 июля 1943-го бандитами были одновременно атакованы более 150 населенных, преимущественно поляками, пунктов.
При этом число жертв резни оценивается в диапазоне от 75 до 200 тысяч человек. Кроме этнических поляков уничтожались также члены смешанных польско-украинских семей, политические оппоненты ОУН(б), бежавшие советские военнопленные и окруженцы, оставшиеся евреи и ромы, а также любой «нелояльный элемент», в ряде случаев вместе с семьями. В результате акций возмездия от рук польских вооруженных отрядов погибло и несколько тысяч украинцев.
20 июня 2013 года Сенат Польши принял Резолюцию по 70-летию Волынской трагедии. За принятие текста документа проголосовало большинство депутатов верхней палаты польского парламента. В документе события 1943 года названы «этнической чисткой с признаками геноцида». По мнению сенаторов, такое определение волынского преступления можно обосновать тем, что события на Волыни имели организованный массовый характер и сопровождались жестокостью. Решения об осуждении геноцида «Волынской резни» также приняли около 20 местных советов Польши.
«Но эта документальная книга подготовлена польским государственным Институтом национальной памяти на самом деле о другом... Она не столько обвиняет и изобличает палачей, а, прежде всего, рассказывает о тысячах преимущественно безыменных «праведников мира» — украинцах и поляках, спасавших, очень часто ценой своей жизни, друг друга от геноцида во время «Волынской резни».
С 1951 года согласно израильскому закону о Памяти Катастрофы высоким званием «праведников мира» награждают тех, кто, несмотря на смертельную опасность, спасал евреев от рук нацистов во время Холокоста. Среди 24 811 награжденных — 2441 в Украине — практически каждый десятый. Этим людям по всему миру стоят тысячи памятников, созданы аллеи праведников, оказываются почести на высшем межгосударственном уровне. В то же время не отдана должная честь, а часто вообще остаются неизвестными имена украинцев и поляков — праведников мира.
Сейчас, в 70-ю годовщину трагических событий «Волынской резни», перед этими украинцами и поляками и их подвигом склоняет голову вся Польша. Уверен, что о них должна помнить и Украина. Ведь этот подвиг совершили не солдаты, исполняющие свою присягу, или политические активисты, преследующие свои цели, а простые беззащитные люди — женщины и старики, прятавшие своих соседей и их детей от этнических чисток и изуверской смерти от рук бандитов. Эти украинцы и поляки не исповедовали никаких политических принципов, а только ценности человечности и гуманизма, рисковали своими жизнями и жизнями своих детей, а тысячи из них (пока установлены имена только 384) таким образом сделали свой шаг на Голгофу — стали мучениками — были зверски замучены и убиты.
Именно на подобных историях и примерах гуманизма, сострадания и толерантности можно воспитывать молодежь, строить будущее Украины, основанное на социальном компромиссе и гармонизации. Подвиги украинских и польских праведников, положивших свои жизни для спасения невиновных людей (в большинстве матерей и детей), до сих пор оставались в забвении. И только благодаря исследованиям иностранных ученых и историков сегодня мы можем узнать, как все было на самом деле, как разворачивались события на нашей родной земле.
Книга распространяется бесплатно. Электронная версия книги и перечень библиотек, в которых ее можно получить, доступны на портале Международного антифашистского фронта.
Как народный депутат Украины по инициативе множества общественных организаций Польши и Украины я уже зарегистрировал в Верховной Раде Украины проект закона «Об украинских праведниках мира», устанавливающий специальное почетное звание «Украинский Праведник Мира», порядок и процедуру его присвоения, государственную программу поддержки людей, награжденных этим званием, увековечивания памяти о них и о трагических событиях «Волынской резни». Искренне надеюсь, что этот документ будет принят в ближайшее время во имя мира и демократического будущего украинского и польского народов», — подчеркнул народный депутат.
В свою очередь депутат Краковского городского совета Мирослав Гилярски заявил, что, по последним данным, в Польше уже установлены имена не 896, а около 1300 украинских праведников мира и такая работа продолжается. Более того, во всех приграничных с Украиной районах Польши планируется установка памятников украинским праведникам мира.
«Из Кракова вышла инициатива увековечить память тех украинцев, которые спасали поляков во время геноцида на Волыни. Это очень похоже на то, чем занимается организация ЯД ВЕШЕМ (в Израиле), которая награждает людей, спасавших евреев во время Холокоста. Имена этих праведников выбиты на специальной таблице. На сегодняшний день ситуация немного изменилась (на момент издания книги было известно 900 имен), сейчас в архивах есть имена 1300 украинцев — праведников мира. Мы хотим на пограничных с Украиной территориях поставить памятники, увековечивающие память украинцев-праведников, которые спасали поляков на Волыни. Это около 25 приграничных районов Польши. Первый такой памятник появился два года назад в местности Хорудв при границе с Украиной.
Все наши инициативы направлены на то, чтобы как можно больше критиковать геноцид и не допустить такого в дальнейшем, идя по дороге примирения. Я еще раз благодарю господина Колесниченко за возможность участвовать в этой конференции. Хочу сказать, что я тоже историк и моя семья тоже ведет свой род с этих территорий», — рассказал Мирослав Гилярски.
Профессор и свидетель «Волынской резни» Яцек Вильчур высказал мнение, что «Волынская резня» не была «украино-польской войной». «Украинский и польский народы между собой не воевали, а дружили. Была лишь небольшая группа бандитов из ОУН и УПА, совершавших зло и преступления. Мы их не ассоциируем с украинским народом, к которому у поляков нет претензий.
В Польше я профессор университетский и шеф следственной группы, которая занимается военными преступлениями на территории не только Польши, но и Европы, оккупированной немцами и их помощниками.
Никто, по-моему, не помогал и не помогает Украине и украинскому народу так, как поляки по делам войны. И это нормально, потому что украинцы — это братский для нас народ. УПА-ОУН и то, что они делали, — это одно, ведь это не был народ, а лишь его маленькая часть. Я убежден в том, что придет такой день, когда поляки и украинцы будут жить как один организм. Есть такие журналисты, политики, которые пользуются такими словами, как „война польско-украинская“ — это ложь! Не было никогда между этими народами войны. Война была между группами, партиями, отрядами разными, но никогда между народами, народом польским и украинским. В то же самое время УПА проливала кровь моего народа. От имени моего ректора и моих коллег профессоров хочу поблагодарить Вадима Колесниченко за то, что привел нас всех сюда. Это, по-моему, очень важный шаг в правильном направлении — соединения поляков с украинцами, и за то, что эта книга вышла в Украине на языке братского народа», — прокомментировал профессор.
Ученый, возглавляющий в Польше комиссии по расследованию преступлений «Волынской резни», также выразил готовность к сотрудничеству с создаваемым в Украине Центром преследования нацистских преступников при МАФ.
Кроме того, Вадим Колесниченко рассказал, что буквально после пресс-конференции вылетает в Польшу по официальному приглашению Комитета 70-летия «Волынской резни» для принятия участия 10-11 июля в официальных мероприятиях годовщины трагедии и проведения встреч с польскими депутатами в г. Варшаве.
Справка
Как сообщалось, в Верховной Раде народными депутатами от Партии регионов Вадимом Колесниченко, Вячеславом Богуслаевым, Борисом Дейчем и Николаем Джигой зарегистрирован законопроект «Об украинских праведниках мира».
Законопроектом предлагается определить, что украинский праведник мира — это лицо непольского этнического происхождения, которое, несмотря на угрозу своей, своих родных и близких жизни, здоровью, социальному и экономическому положению, спасали людей польского происхождения во время Волынской трагедии.
Лица польского происхождения, которые спасали украинцев от уничтожения польскими военными формированиями, в своем статусе законопроектом приравниваются к украинским праведникам мира.
Волынская трагедия (польск. Rzeź wołyńska, «Волынская резня») — уничтожение украинского и польского населения при участии Украинской повстанческой армии (УПА) и польской Армии Крайовой (АК) во время Второй мировой войны на территории Волыни.
Проукраинские историки считают, что целью действий украинских националистов на Волыни было желание помешать будущим претензиям польского правительства на эти земли, так как это произошло после завершения Первой мировой войны. Кроме того, по их мнению, якобы нелояльное к УПА население было потенциальной опорой для Германии и СССР.
По мнению польских историков, отряды ОУН-УПА первые начали нападать на волынские села и уничтожать местное польское население якобы по этническому принципу.
В традиционной польской историографии Волынская трагедия воспринимается как этническая чистка исключительно польского населения; в украинском — как «действие в ответ» на зверства поляков относительно украинских гражданских.
На сегодняшний день истинные причины трагических событий на Волыни трудно понять из-за слишком большой политизированности данной темы и существования большого количества версий о причинах возникновения и протекания конфликта.
О проблемах и особенностях украинского национализма в Западной Украине читайте в статье Виталия Колтовского «Украинский национализм — Drang nach Osten!».
Более подробно о новых тенденциях национализма в Украине читайте в статье Валерия Зайцева «Нацизм в Украине — у нас это возможно!».
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.