Чем может закончиться внешнее благополучие в стране, если оно было обманчивым, показали события в Турции в течение последней недели. Из-за в общем-то тривиального протеста против застройщиков, за сохранение деревьев в любимом парке Гези, по ту сторону Черного моря проходят очень горячие антиправительственные манифестации в большинстве городов страны. Это не оставило равнодушным многих в Украине, особенно тех, кто мечтает о внедрении «босфорского сценария» на берегах Днепра, сообщает информационно-аналитический портал Inpress.ua.
Беспорядки продолжаются до сих пор. На данный момент они охватили уже почти всю страну. Известно, как минимум, о двоих погибших. Одного из них сбило врезавшееся в толпу протестующих такси, а другой вечером 3 июня скончался от огнестрельных ранений, сообщают «Вести» с места событий и обращают внимание на «украинский след» на площади Таксим.
Есть среди демонстрантов даже наши земляки. Одесситка Оксана Е. работает в Турции уже третий год менеджером в магазине. «Я пришла сюда вместе с моим парнем — турком. Эрдоган хочет, чтобы все женщины носили хиджабы. Если мы поженимся, то и мне придется это носить. Я — против», — призналась украинка. А еще на Таксиме побывали представители украинской партии «Братство». «Присутствовал при стычках с полицией, видел драки. Все сфотографировал и снял видео — это важный опыт. Однако уже улетаю обратно», — скупо объяснил по телефону цель визита один из них, Дмитрий Линько.
В рядах демонстрантов — вся палитра турецкой оппозиции: от местных «зеленых» до представителей курдской Рабочей партии и профсоюзов. По словам турка Фарида, борьба с застройкой на Таксиме стала символом сопротивления премьер-министру Эрдогану.
«Парк лишь повод для того, чтобы сместить ставленника империалистов — Эрдогана. Экологов, которые возмутились планами правительства снести парк Гези и построить там торговый комплекс, поддержали все слои общества», — рассуждает он. Интересно, что добрая половина лозунгов Таксима посвящена идее социальной революции. Многие красуются в футболках с изображением Че Гевары, а стандартный текст на плакатах гласит «Долой капитализм, да здравствует социализм!».
Однако социализм большинство турков воспринимает как торжество идей Кемаля Ататюрка — основателя Турецкой республики. «Кемаль начал строить европейское государство для турков. Он хотел, чтобы всем в нем было хорошо. Кемаль запретил радикальных исламистов, но оставил религию как частное дело для каждого человека. А Эрдоган повернул Турцию вспять. Если он останется у власти, мы вернемся в средневековье и станем вторым Ираном», — считает товарищ Фарида по имени Али.
Манифестанты в Стамбуле сформулировали несколько требований к властям Турции, среди которых расширение демократических свобод, передает УНИАН. Среди требований протестующих — расширение демократических свобод, в том числе свободы слова и самовыражения, и освобождение всех участников событий на Таксим, арестованных в ходе прошедших акций протеста.
«Инициативная группа «Taksim platform», объединяющая представителей наиболее активной части демонстрантов в центре Стамбула, сформулировала несколько требований к правительству Эрдогана. Чтобы манифестанты смогли прекратить акции протеста, эти условия должны быть неукоснительно выполнены кабинетом министров», — сказал участник «Taksim platform» Ахмет Безоглу.
Основными требованиями, по его словам, являются сохранение парка Гези, полный запрет на использование полицией слезоточивого газа при схватках с демонстрантами, расширение демократических свобод, в том числе свободы слова и самовыражения. Кроме того, добавил Безоглу, демонстранты требуют «отстранения от должностей всех чиновников, ответственных за насилие против мирных манифестантов, и освобождения всех участников событий на Таксим, арестованных в ходе прошедших акций протеста».
Как сообщала «Свободная пресса», не стоит удивляться, что именно турецкие «середняки» оказались в авангарде нынешних волнений. Участники протестов — люди самые разные. На том же Таксиме в одном протестном строю оказались националисты и коммунисты, мусульмане и атеисты, турки и курды, алавиты и сунниты, маоисты и анархисты, студенты и предприниматели, представители богемы и депутаты от оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП), болельщики «Галатасарая», «Фенербахче» и «Бешикташа». То же «смешение» политико-идеологических и социально-классовых предпочтений (вне зависимости от национальности их носителей) мы видим в Анкаре, Измире, Анталье и многих других городах страны.
Уже только поэтому невозможно согласиться с премьер-министром Реджепом Эрдоганом, который назвал участников уличных протестов «маргиналами, экстремистами и хулиганами». Был у премьера и такой аргумент: народ дал ему право решать, проголосовав за его партию на выборах, поэтому ни мнения оппозиции, ни «нескольких мародеров» он спрашивать не собирается. А дальше Эрдоган и вовсе заявил, что в случае чего выведет на улицы миллионы своих сторонников, то есть фактически пригрозил стране гражданской войной.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.