Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Бодрый рейс ЕвроТитаника

22 мая 2013, 11:06 0

Президента Франции Франсуа Олланда окрестили «капитаном «Титаника». Но, похоже, не только Франция, но весь Европейский Союз напоминает нынче «Титаник». Корабль Союза еще на плаву, но в недра его сквозь многочисленные пробоины хлынули воды тотального кризиса, охватившего все стороны жизни сообщества. Найдется ли капитан, способный его спасти, либо же корабль исчезнет в мировой пучине, - этот вопрос остается пока без ответа.

Позитивных сигналов нет

На днях статистическое ведомство ЕС (Евростат) сообщило, что в первом квартале 2013 года ВВП стран Еврозоны сократился на 0,2% по сравнению с предыдущим кварталом, что составляет один процент в годовом исчислении. Конечно, никто из серьезных аналитиков на рост экономики не рассчитывал, но все же большинство ожидало, что сокращение будет меньшим – в пределах 0,1%.

Как пишет немецкая газета «Die Zeit», практически ни в одном государстве, входящем в Евросоюз, не было замечено позитивных сигналов: в Австрии продолжилась стагнация, по сравнению с концом 2012 года ВВП Голландии сократился на 0,1%, Португалии - на 0,3%, Испании - на 0,5%, Греции - на 5,3%». Но больше всего опасений вызывает ситуация в Италии, где сейчас отмечается самая широкомасштабная рецессия с начала 1970-х годов. Третья по счету экономика Европы показала 0,5% снижения, причем непрерывное падение отмечается уже на протяжении семи кварталов, сообщает издание.

Надо сказать, что экспертов, а вместе с ними и политиков, пугает не сокращение само по себе, а то, что оно в Еврозоне продолжается уже шестой квартал подряд. Подобного не наблюдалось даже в тяжелейшие первые два года кризиса. Иначе говоря, спустя почти пять лет со времени начала кризиса приходится говорить не о его преодолении, а, наоборот, об углублении.

Подтверждая эту точку зрения, знаток европейской экономики и финансов, бывший руководитель ЕЦБ Жан – Клод Трише считает, что «ситуация становится все тяжелее». По его мнению, экономический рост возможен только в том случае, когда появятся «и доверие потребителей, и доверие инвесторов, и (что на самом деле лежит в основе всего) доверие вкладчиков».

А кто утоп…

Но ни первого, ни второго, ни третьего пока не предвидится. Перенимая «опыт» американской ФРС, ЕЦБ в начале мая снизил учетную ставку до 0,5%, однако «дешевые» деньги инвесторы предпочитают вкладывать в ценные бумаги, в основном, предприятий ФРГ, чья экономика пока находится в плюсе. Юг Европы эти деньги обходят, что называется «десятой дорогой», лишая Португалию, Испанию, Италию даже минимальных шансов.

Как замечает «The Wall Street Journal», именно в этом и состоит стратегия канцлера ФРГ Ангелы Меркель. Глава Еврокомиссии Баррозу предостерегает, что меры жесткой экономии нужно смягчить, так как они не пользуются необходимой «политической и социальной поддержкой» в пострадавших странах. В ответ Минфин Германии возражает: если не сократить бюджетный дефицит, доверие инвесторов к Еврозоне так и не восстановится. «Она (Ангела Меркель. – Авт.) старается возложить бремя спасения евро на страны, которые испытывают трудности, - принять меры по сокращению бюджетного дефицита этих стран, а также затрат на рабочую силу и социальное обеспечение», - заключает «The Wall Street Journal». Иначе говоря, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Ну, а кто утоп, так…

Локомотивов не видно

Впрочем, рассчитывать на германский «плюс» не приходится и по другой причине. Слишком он мал – 0,1%. Это в то время, когда аналитики надеялись на 0,3%. К тому же, надо учитывать, что минимальный рост (а, если говорить по совести, 0,1% - это вполне в пределах статистической погрешности) происходит после того, как в четвертом квартале 2012 года ВВП Германии сократился на 0,7%. То есть германская экономика находится ниже уровня прошлого года. Следовательно, даже с большой натяжкой ФРГ уже нельзя отвести роль экономического локомотива Евросоюза.

Далека от этой роли и вторая экономика Еврозоны Франция, ВВП которой за последние два квартала потерял 0,4%, что позволяет говорить о вступлении страны в рецессию. Национальный институт статистики и исследований (INSEE) сообщает, что потребительские расходы в январе-марте 2013 года уменьшились на 0,1%, объем инвестиций уменьшился на 0,9%, экспорт сократился в первом квартале на 0,5%, а импорт вырос на 0,1%. Совокупный объем производства товаров и услуг сократился за отчетный период на 0,1%.

При уровне безработицы в 10,2% - это для Франсуа Олланда, которого уже окрестили «капитаном на «Титанике», более чем плохие новости. Недаром Николя Саркози недавно заявил, что не исключает возвращения в большую политику. Шансы у него неплохие, если учесть, что 91% французов считает экономическое положение в стране «плохим» и, понятно, связывает это с деятельностью социалистического правительства.

Говорить же о том, что роль локомотива ЕС могла бы примерить на себя Великобритания, стоящая вне Еврозоны, вообще смешно. Палата общин британского парламента 15 мая не поддержала резолюцию, выражающую беспокойство по поводу того, что референдум о будущем Британии в Евросоюзе не запланирован на 2013 год. Однако вопрос не снят с повестки дня британской политики, поскольку накануне Консервативная партия представила законопроект о референдуме на предмет выхода страны из Евросоюза. Он, по замыслу политиков, состоится до конца 2017 года. Правда, при условии, что консерваторы выиграют выборы в 2015 году. Ожидается, что первые дебаты по этому законопроекту пройдут после 5 июля.

Ранее лидер консерваторов и премьер Великобритании Дэвид Кэмерон заявлял, что намерен начать обсуждение условий членства Великобритании в ЕС, после чего вынести согласованный документ на всеобщий референдум. Бывший глава казначейства (Минфина) страны лорд Лоусон заявлял, что Британия должна выйти из состава ЕС, так как это членство наносит ущерб экономике. Пока же Лондон устранился от участия в оказании помощи аутсайдерам.

Экономический тупик экономии

На фоне происходящих в ЕС процессов упадка, которые никак не вяжутся с недавним заявлением президента Европейского совета Германа Ван Ромпея, что «наиболее острая фаза финансового кризиса в Европейском Союзе миновала», эксперты дружно говорят о том, что принятая в ЕС стратегия бюджетной экономии привела к экономическому тупику. Государства сокращают социальные расходы и увольняют госслужащих. Частный капитал, «оптимизируя» производство в рамках одобренного парламентами курса на «гибкий рынок труда», увольняет рабочих, усиливая эксплуатацию оставшихся. В результате безработица в странах еврозоны достигла 12,2% (по ЕС в целом – 11%) , внутренний спрос падает, и, как следствие, производство останавливается.

Надо признать, что правящим кругам европейских стран отказаться от неолиберального курса бюджетной экономии непросто. Ведь совокупный долг стран – членов ЕС превысил 90% их ВВП, а у Италии, например, - даже 136%. Вероятно, эта тема станет главной на предстоящем 22 мая саммите Евросоюза, хотя пока больше говорится о борьбе с уклонением от уплаты налогов и с ростом цен на энергоресурсы в Европе. Следует только заметить, что борьба с неплательщиками налогов задевает не только оных непосредственно. Здесь приходится говорить и об отмене банковской тайны, и не только в странах ЕС, что само по себе тоже весьма проблематично.

В последнее время немало надежд связывается с тем, что впервые за последние четыре года центробанки Европы, США и Японии одновременно реализуют стимулирующие программы (чем и объясняется недавнее снижение ЕЦБ учетной ставки).

Однако если подобные стимулирующие меры не будут поддержаны реальными инвестициями в производство и другими аналогичными шагами – их может оказаться недостаточным, по крайней мере, для преодоления кризиса в еврозоне. В этом плане наибольшую опасность представляет сохранение негативных тенденций в Италии и Испании. Ряд ведущих европейских экспертов во главе с авторитетным германским экономистом Вольфгангом Мюнхау полагают, что правительства обеих стран будут вынуждены попросить у стабилизационных механизмов ЕС порядка триллиона евро, которых там может попросту не оказаться. Тогда кажущееся спокойствие финансовых рынков может оказаться обманчивым, отмечает заведующая Центром экономической интеграции Института Европы РАН Наталья Кондратьева.

По мнению авторитетного ученого, «Основная проблема Европейского союза состоит в том, что уже десять лет наблюдается кризис конкурентоспособности, падение роли ЕС на мировых рынках. Это повторение старых мер, которые и до кризиса не действовали. Проблемы, которые существуют в Евросоюзе, носят хронический характер. А те меры, которые предпринимаются Брюсселем, конечно, успокаивают рынки на день-два, но не более того. Кризис в ЕС как был на верхнем пике, так там и остается. Такого кризиса в Евросоюзе еще не было».

А вот денег для Италии с Испанией действительно может банально не хватить. На сегодня страны – должники получили от временного стабилизационного фонда EFSF и пришедшего ему на смену ESM 205 млрд. евро, причем за четверть этой баснословной суммы отвечает Германия. Вся программа помощи оценивается в 500 млрд. евро. Если возникнет вопрос о дополнительном триллионе евро, немцы могут и возмутиться.

«Альтернатива для Германии»

Да они уже и возмущаются. Так, 13 апреля сего года лагерь противников Ангелы Меркель пополнился новой партией «Альтернатива для Германии». «Альтернативщики» в своем программном документе утверждают, что создание единой валюты было роковой ошибкой, грозящей всеобщему благополучию. При этом старые партии, отказываясь признать эту ошибку, изживают себя. Цель «Альтернативы» - добиться выхода ФРГ из еврозоны.

Основателями партии стали профессор Гамбургского университета экономист Бернд Люке, бывший обозреватель газеты «Frankfurter Allgemeine» Конрад Адам и бывший госсекретарь земли Гессен, издатель Александр Гауланд. Сможет ли «Альтернатива» принять участие в сентябрьских выборах в бундестаг зависит лишь от того, успеют ли ее члены подать все документы в срок.

По мнению, Конрада Адама, когда речь заходит о спасении евро, единственное, о чем спорят заседающие в бундестаге партии, - сколько денег должно быть потрачено на эти цели. «Они рассматривают курс евро как «святыню», а тех, кто имеет другой мнение, обвиняют в популизме», - возмущается он. Именно такое несправедливое, по словам Адама, положение дел и подвигло его вместе с единомышленниками, среди которых журналисты, ученые и бизнес-эксперты, основать новую политическую силу.

«Альтернатива для Германии» призывает страны либо выбирать между национальными валютами, либо создавать меньшие валютные союзы, например северный и южный евро. И то, и другое ведет, безусловно, к дезинтеграции союза.

Просчетами Ангелы Меркель и правящей коалиции могут воспользоваться и социал – демократы с «зелеными». Хотя их совместный рейтинг не превышает сегодня 40%, однако до сентября еще есть время. Кроме того, не следует забывать, что в последние полтора года СДПГ и «зеленые» обошли ХДС/ХСС почти на всех земельных выборах. Поэтому, чем ближе к сентябрю, тем более осторожной будет Меркель в том, что касается пакетов помощи аутсайдерам ЕС.

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях