Протестные акции 18 мая станут последним значимым событием в политической жизни страны перед летним отдыхом представителей власти и оппозиции. При этом каждая из сторон ставит перед собой рабочие установки. Для оппозиции важно сохранить лицо и хоть как-то ободряюще для своих сторонников закрыть весенний политический сезон. Власти же важно показать (в том числе визуально), что арифметическое большинство народа все же на ее стороне, и общую ситуацию в стране она контролирует.
Уже сейчас однозначно можно признать, что с пафосом анонсированная оппозицией акция «Вставай, Украина!» оказалась не совсем тем, что было обещано. Региональных майданов, которыми пугали власть оппозиционные лидеры, не случилось. Украина знает и помнит, что такое десятки и даже сотни тысяч людей на площадях и улицах, а потому споры оппозиции со сводками милиции, о том, что у них «украли» 5–10 тысяч протестующих, выглядят несерьезно. А потому по результатам региональных акций оппозиции напрашиваются два вопроса:
1) быть может, людям не так плохо живется, как вещает об этом оппозиция?
или:
2) быть может, руководящий состав ЭТОЙ оппозиции не в состоянии вывести людей на улицы?
Учитывая это, задача у Яценюка, Кличко и Тягнибока приблизительно такая же, как у студентов, которые весь семестр ничего не делали, а на экзамене рассчитывают получить пятерку.
Экзаменационная задача №1 — вывести на Европейскую площадь МНОГО людей. 10 и даже 20 тысяч — это будет крайне несолидно, особенно если учитывать, что дело происходит в традиционно оппозиционном Киеве. При этом представители от оппозиции, как, например, Аваков или Москаль, в социальных сетях и с парламентских трибун уже репетируют оправдательные месседжи на случай провала явки протестующих. Главных доводов два: власть в день протеста не будет пускать автобусы с протестующими из регионов Украины; коварная власть специально сделала 18 мая рабочим днем.
Это при том, что по изначальной задумке самого формата акции «Вставай, Украина!» главными действующими лицами 18 мая должны быть именно киевляне, и недоехавшие активисты из провинции тут ни при чем. А что качается «рабочего дня», то в 2004 году это как-то не мешало сотням тысяч киевлян систематически сменять друг друга на Майдане. Власть может завести в Киев тысячи своих сторонников, но не в состоянии запретить физически прийти киевлянам на акцию оппозиции.
Экзаменационная задача №2 — собрать людей, по крайней мере, больше, чем их свезет из юго-восточных регионов страны власть. Очевидно уже сейчас, что «митинг регионалов» оппозиция будет освещать как проплаченный. И в случае если регионалов соберется больше, то тот же Яценюк будет говорить, что «они просто перекупили за деньги людей». Но здесь тоже следует обратиться к недавней истории. В 2004-м власть РЕАЛЬНО останавливала на подступах к Киеву весь транспорт из западных и центральных регионов страны, и наоборот, свозила целые эшелоны «протестующих» с Донбасса. Но перебить массовостью оппозиционеров власть не смогла даже в первом приближении.Поэтому если сегодня в Киеве оппозиция собирает людей меньше, чем ПР со всеми своими автобусами/поездами, то это уже очень большие организационные проблемы оппозиции.
Экзаменационная задача №3 — донести что-то новое пришедшим людям. И это самая сложная задача. До сих пор ни политикам, ни экспертам, ни, что самое главное, рядовому избирателю не понятна базовая задача акции «Вставай, Украина!». Что скажут с трибуны Яценюк, Кличко и Тягнибок кроме того, что они «едины», что «надо менять бандитскую власть» и что «идем в Европу», вряд ли знают и сами оппозиционные лидеры. У оппозиции совершенно нет четкого алгоритма действий, и все «угрозы к власти» у них сводятся тезисом «вот придет 2015 год, и мы уж тогда-то вам покажем». Но 2015 год придет ровно в 2015 году, а какие цели преследовала в 2013-м акция «Вставай, Украина!», до сих пор остается большой загадкой абсолютно для всех.
С 2010 года, когда Виктор Янукович стал президентом, оппозиционеры так и не сумели провести ни одной по-настоящему массовой акции в столице. Полностью провалились и «налоговый», и «пенсионный», и «языковый» майданы. Однако это точно не повод для успокоения, да и политические настроения киевлян достаточно переменчивы. Они могут на президентских выборах голосовать за Тимошенко, а на мэрских — за Черновецкого, против которого та же Тимошенко открыто контрагитировала.
Получится или не получится регионалам перебить массовостью оппозицию, решат именно киевляне. Исход этого соревнования неясен, особенно учитывая, что ежедневное раскрытие в СМИ Яценюком и Ко самых невероятных конспирологических теорий, почему в Киеве «вдруг» может оказаться мало протестующих, звучит как подготовка к оправданию провала. К тому же один информационный тренд Партия регионов уже перебила у оппозиционеров, назвав свой митинг «В Европу без фашизма»: она навесила на оппозиционеров ярлык и значительно подточила тему евроинтеграции.
Интересно, что мнения независимых экспертов о дне «Х» —18 мая — во многом сходятся. Вопросов было два: «Что Вы ожидаете от акций 18 мая» и «Возможны ли какие-то провокации?»
Кость Бондаренко, руководитель Института украинской политики
«Честно говоря, от акций 18 мая я ничего не ожидаю. В этих акциях нет искренности ни с одной, ни с другой стороны. Это смотр мобилизационных сил перед 2015 годом. Единственное, 18 мая окончательно произойдет слияние «Фронта змин» и «Батькивщины», а остальные оппозиционеры будут на этой акции статистами. Власть же просто проверит свои ресурсы. А вообще, и власть, и оппозиция просто всем людям испортили День Европы. Касательно же провокаций, то не думаю, что будет что-то существенное. Любой, кто их совершит, способен потерять политический рейтинг и даже свое политическое будущее».
Виталий Бала, глава Агентства моделирования ситуаций
«Ничего существенного 18 мая не произойдет. Власть будет, конечно, срывать митинг оппозиции, но делаться это будет в допустимых рамках. Главный вопрос — кто больше соберет народу. Если у Партии регионов сторонников будет визуально не то чтобы больше, но приблизительно столько же, они станут моральными победителями всей этой истории с акцией «Вставай, Украина!». А вот провокаций серьезных, уверен, не будет. Есть отдельные политические игроки, которые в них заинтересованы, но все очень боятся, чтобы ситуация не вышла из-под контроля. Поэтому ничего серьезного 18 мая произойти не должно».
Дмитрий Выдрин, политолог, философ
«Все акции 18 мая будут пустыми по своему содержательному наполнению. Когда люди идут к народу с какими-то идеями, философией, дорожной картой, тогда от подобных акций что-то надо ожидать. Но все знают, кто идет в первых колоннах. Массовка проплачена с двух сторон, кругом знакомые лица, не обремененные хоть какими-то идеями. Это все имитация движения в разгар весеннего политического сезона. Я всех этих людей знаю лично, там одна пустота. Власть же и без того плохих актеров от оппозиции будет пытаться захлопать своими привезенными демонстрантами. Что касается провокаций, то уверен, что их не будет. Украинская политика не любит резких движений, она крайне конформистская. А любые провокации несут за собой непредсказуемость и неуправляемость. Такое не нужно сейчас никому».
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.