Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Почему украинская оппозиция не способна ничего изменить

16 мая 2013, 15:22 3

Что такое настоящая оппозиция?

Даже в армии я умудрялся быть в оппозиции. После внезапной выдачи воинам срочной службы денежного содержания сразу за целый год отцы-командиры изобрели множество способов сравнительно честного отъема денег. Их идеи были полны благородства: приобретение нового телевизора в казарму, ремонт помещений, подарки вышестоящему начальству. А начальник клуба, старший прапорщик Побигай, даже открыл видеосалон с пирожными и лимонадом. Я же выступал за то, что зарплата должна тратиться солдатом по своему разумению. Например, на приличные гражданские шмотки. Идеологический конфликт привел к тому, что командование части (власть) приказало несогласным (оппозиции) сидеть спиной к новому телевизору во время просмотра вечерних новостей (других программ в армии все равно не показывают). Однако победа осталась за нами: оппозиционеры ушли на дембель в новых джинсах и желтых ботинках, а дивизию (вместе с отцами-командирами) кастрировали до унылой бригады.

Данный пример показывает, что оппозиция — это не абсурдные публичные заявления и не бессмысленные акции протеста, во время которых ни разу не захватили даже телеграф.

Это противопоставление идей, план будущего. И если по-хорошему, то любые рассуждения об украинских оппозиционерах (равно как и о действиях власти) тоже следует начинать с этого простого определения. Показывают ли нам предсказуемые откровения Ирины Фарион план будущего? Какие прорывные идеи развития страны содержатся в выступлениях Арсения Яценюка? Собственно говоря, оппозиция — это будущая власть. Хотя в нашем случае еще и бывшая. А власть должна иметь ряд признаков и функций. Одна из наиглавнейших — представлять интересы избирателей.

Логичный вопрос: каковы эти интересы и почему их не представляет власть текущая?

Чего хочет народ, оппозицией представляемый?

Простой мониторинг опросов GfK Ukraine, Research & Branding Group и других социологических контор начиная с 2006 года показывает, что список стабилен. Это инфляция и рост цен при нехватке денег; безработица, равнодушие власти к проблемам граждан и невозможность защитить свои права; коррупция и взяточничество; низкий уровень медобслуживания, экологические проблемы etc. По свежим данным R&B Group, 60% украинцев уверены, что за последние пять лет экологическая обстановка ухудшилась. Людей беспокоит их здоровье, ухудшение качества питьевой воды и продуктов питания, горы мусора вокруг них.

Простой пример: 35 млн граждан Украины пьют воду из Днепра. На нашей главной реке стоят крупные промышленные центры, действующая атомная электростанция, десятки тысяч предприятий сельскохозяйственного профиля, действуют крупные оросительные системы и каналы. Все они берут воду, а обратно возвращают промышленные и канализационные стоки. Один только пятимиллионный Киев с его подземными реками, собирающими всю уличную грязь и помои из ларьков, превращает реку ниже по течению в гигантскую сточную канаву.

Еще в 1994–1997 гг. исследования Украинского научного гигиенического центра Минздрава показали, что каждая четвертая-пятая проба воды из водоемов I и II категории не отвечает нормам по санитарно-химическим, каждая третья-четвертая — по микробиологическим показателям. Во всех украинских городах и 86% поселков городского типа есть водопровод. В 94% городов имеется центральная канализация. При этом уровень аварийности и первого, и второго тоже на уровне 80–90%.

Но ни власть, ни оппозиция не обращают на это никакого внимания. Во-первых, потому, что сами живут в комфортных условиях. А во-вторых, чем хуже будет вода в открытых источниках, тем больше можно будет продавать артезианской воды. Только бизнес, ничего личного.

Предрассудки вместо интересов

Работая с одним кандидатом в мажоритарном округе, мы получили четкую установку: ни слова о трубах. Но зато — «Мира вам, добра и благополучия». И если пройтись по всему списку интересов избирателей (включая, конечно же, языковую проблему), мы не найдем практически ни одного внятного концепта и плана будущего, подходящего большинству. Конечно, в этом виновата не только оппозиция (или власть), но и общество. Оно (точнее, мы) не осознает стратегических потребностей своей страны широко, на уровне социальных слоев или социальных групп, предпочитая довольствоваться предрассудками.

Соответственно, политическая элита, хорошо это понимая, тоже предпочитает системно работать именно с этим видом энергии. День Победы или языковой вопрос — яркие тому примеры. Есть ли в обществе понимание важности атомной энергетики и стратегической выгоды от кооперации в этой отрасли именно с Россией? Стоит только открыть рот по этому поводу, и немедленно возникает вал мнений, причем одна сторона демонстрирует радиофобию, а вторая — патологическое расстройство личности, при котором слово «Россия» является безусловным возбудителем.

Ведется ли на уровне большой политики серьезный разговор о модернизации промышленности? Нет, модернизация зависит только от желания или нежелания крупного бизнеса. Да и не является таковой по сути, поскольку не приводит к повышению уровня технологического передела. Наши метзаводы, большей частью построенные еще в 30-е годы прошлого века, продолжают выпускать слябы, но не гоночные автомобили, условно говоря.

И поделать с этим ничего нельзя, поскольку второй наиважнейшей функцией власти (как настоящей, так и будущей) является принуждение. Только настоящая, полномасштабная власть может заставить человека не бросать мусор на тротуар, платить налоги, создавать нормальные условия труда для своих работников и отвечать за преступления. Здоровое общество не может строиться на одних лишь увещеваниях, и советская власть на ранних этапах это очень хорошо понимала. Какие шансы у Яценюка заставить Игоря Коломойского вкладывать в энергоэффективность ферросплавных заводов? Знает ли Фарион способ принудить коммерческие банки к европейским кредитным ставкам? Или ее максимум — принудить их рекламировать все те же ипотечные кредиты под 26% годовых исключительно на украинском языке?

Без авторитетов

Самая большая проблема Украины в том, что она напрочь лишена лидеров мнений, по-настоящему авторитетных людей. Ни политики, ни военные с милицией, ни князья церкви, ни актеры не вызывают у нас никакого пиетета. Причина проста: слишком долго мы не видели от них настоящих человеческих поступков и реального самопожертвования. Мы погибаем от неуважения к себе. Кроме того, любому, кто претендует на какую-то роль в политической жизни государства, неизбежно приходится определяться в культурно-исторических вопросах. А далее следует маргинализация в глазах половины населения страны. Вы же помните, что на Кличко были большие виды, пока ему не пришлось ответить на вопрос об отношении к УПА и советским праздникам.

В армии мы четко знали: дембель неизбежен, а потом начнется совсем другая жизнь. Теперь я осознаю, что никакие перемены к лучшему невозможны без двух вещей: резкого ухудшения жизни большинства, провоцирующего массовый протест, и чьей-то готовности «пострадать за народ». Не просто выйти на факельное шествие или полезть в драку с политическими оппонентами, нет — положить свою жизнь и судьбу за восстановление социальной справедливости. Наказать беспредельщиков. Забрать у богатых и раздать бедным, заведомо зная о последствиях для себя и своей семьи. Выйти на трибуну парламента с реальным и нужным законом, крепко бьющим по чьей-то кормушке.

Это настоящий, не надуманный способ приблизить будущее. И не предложив за полгода ни одного нужного закона, оппозиция своими руками укрепляет ту самую власть, которую публично называет воплощением зла. А нам с вами остается только брюзжать в соцсетях о том, «когда же уже начнется», — ведь в тумбочке еще есть доллары, а потому захватывать телеграф нет никакого смысла.

Комментарии

3
михайло світлик 26.05.2013, 18:51

Стаття на замовлення?

id166840682 26.05.2013, 18:13

Все правильно, но все равно враг врагов народа - его (народа) друг. Поэтому: да здравствует оппозиция!

fhehhan 24.05.2013, 11:16

Наконец увидел трезвую и совершенно верную МЫСЛЬ. Теперь я уверен в переменах. Но все нынешние нужны для того. что бы родились новые со сверхспособностями. Одно удручает - нищие не властвуют, а весь наш мир прогнозируем, програмирем, управляем. Во все века народ был разменное монетой в руках власти или опозиции.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях