Украинские заправки отошли от скупого формата «стелла-касса-колонка» и превратились в многофункциональные комплексы с кафе, ресторанами, отелями и торговой зоной. Владельцы сетей не жалеют денег на создание современных АЗК: доходы от сопутствующих товаров и услуг помогают компенсировать низкую рентабельность торговли бензином, информирует ЛІГАБізнесІнформ.
По разным оценкам, сегодня продажа нетопливных товаров занимает в структуре прибыли украинских заправок от 6% до 20%. Доход от продажи таких товаров может стать серьезным подспорьем для владельцев заправок, отмечают в консалтинговой группе А-95. А иногда они могут даже выйти на первый план - в периоды, когда маржа на топливе уменьшается из-за действий правительства, возрастающей конкуренции.
На зрелых рынках значительный доход в сетях АЗС уже приходится не на продажу топлива, говорят эксперты Nielsen Ukraine, которые провели исследование продаж в канале Petrol Stations. Но если в европейских странах ситуация на рынке потребительских товаров относительно стабильна, в том числе в плане продаж на заправках, то Украина - контрастна в этом отношении: здесь возможен как значительный рост продаж, так и уход в минус.
Большинство сопутствующих товаров, которые продаются в магазинах при АЗК (food & drug), относятся к категории FMCG (товары повседневного спроса). «Сегодня Украина в отношении FMCG переживает некоторый этап становления, когда современная торговля занимает очень небольшую долю - всего лишь 35% от розничного оборота. И основной оборот категории FMCG все же приходится на традиционные форматы торговли», - констатирует менеджер по работе с клиентами сегмента «Розничные сети» Nielsen Ukraine Юлия Ермакова.
По подсчетам издания Oilnews, продажи нетопливных товаров и услуг, в частности, в сети «Параллель», составляют от 75 до 60 коп. на литре топлива (что при средней цене за литр А-95 в размере 11 грн составляет 0,68%), в сети Shell - 70-75 коп./л, ОККО (концерн «Галнафтогаз») - 60-70 коп./л, WOG - 45-50 коп./л, а также КЛО - 40-45 коп./л. Наиболее низкие ценовые параметры оказались у «Лукойла»: всего 15-20 коп. на литре бензина.
Объем рынка FMCG в канале Petrol Stations в 2012 г. эксперты Nielsen оценили в 856 млн грн, исходя из 150 категорий товаров, которые учитывались в исследовании. Но этот показатель может быть даже выше, поскольку в исследовании принимали участие не все украинские сети АЗС. «На сегодня это пока что 2% от продаж канала гипер/супермаркеты. То есть канал сравнительно небольшой, но имеет достаточно широкие перспективы для роста. Мы это видим», - утверждает Ермакова.
К примеру, объемы продаж потребительских товаров в аптеках заметно ниже. Если в гипермаркетах продажи FMCG за 2012 г. составили 22,45 млрд грн, то в магазинах при АЗС - 0,85 млрд грн, а в аптеках - 0,37 млрд грн.
При этом концентрация продаж категории FMCG на автозаправочных комплексах гораздо выше, чем в других торговых сетях. Пять ключевых категорий, которые продаются на автозаправочных станциях - пиво, минеральная вода, сладкая вода, водка и шоколад, составляют 60% от продаж всех FMCG-категорий в канале, отмечает специалист.
Концентрация продаж непродовольственных товаров здесь еще выше и составляет 90% от всех товаров этой категории. Для сравнения, в категории гипер/супермаркеты концентрация продаж продуктовых товаров составляет 29%, а непродовольственных - 42%. «Остальные товары являются поддерживающими для того, чтобы представить для потребителя некий интерес в ассортименте. Но основные продажи делают вот эти категории», - подчеркивает специалист Nielsen Ukraine.
В перспективе этот канал может заинтересовать крупный ритейл: размещение точек продаж на заправочных комплексах позволит сетям привлечь новых клиентов, а заправкам - еще больше снизить топливную маржу. Примеры такого сотрудничества есть в Австрии - с 2007 г. супермаркеты Billa поставляют продукты питания на АЗС сети ConocoPhillips, сегодня точки Billa размещены более чем на 100 заправках компании.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.