Сегодня исполняется два года со дня крупномасштабной аварии на старенькой японской атомной электростанции «Фукусима-1» первого поколения. Внимание читателя на словосочетании «первого поколения» мы акцентируем неспроста.
Ведь если бы на месте фукусимских оказались даже самые старые украинские атомные энергоблоки Ривненской АЭС №1 и №2, которые относят ко второму поколению, никаких аварий и разрушений на самой станции не было бы. Напомним: в настоящее время в мире сооружаются ядерные энергоблоки уже так называемого третьего поколения, которые отличаются усовершенствованными активными и пассивными системами безопасности, сводящими угрозу возникновения крупной аварии с выходом радиоактивных элементов в окружающую среду, практически к нулю.
Впрочем, японцев еще до фукусимской аварии ругали за информационную закрытость в ядерной сфере, а также чрезмерное увлечение коммерческой составляющей эксплуатации АЭС в ущерб их безопасности. Да и сами энергоблоки №1,2,3 АЭС «Фукусима-1», наиболее пострадавшие во время аварии, проектировались американской General Electric во времена достаточно эйфористичного отношения человека к «мирному атому», когда ядерно-энергетическое сообщество еще было не готово предусмотреть все риски от эксплуатации ядерных объектов.
В результате аварии вокруг «Фукусима-1» образовалась 30-километровая зона отчуждения, из которой было эвакуировано 80 тыс. человек. В связи с этими цифрами фукусимскую аварию по последствиям ошибочно сранивают с чернобыльской.
Однако подобное сравнение является некорректным. Ответ на вопрос: «Почему?», - прост. Потому что вследствие фукусимской аварии на площадке самой АЭС погибли всего три человека, двое из которых - в результате разрушения зданий в момент землетрясения и еще один - вследствие сердечного приступа из-за больших физических нагрузок при работе в защитном костюме. Для сравнения: в марте 2011 г. число погибших японцев от наводнений и землетрясений превысило 13,5 тыс. человек, число пропавших без вести - 14,5 тыс. человек.
В этой связи гораздо продуктивней для мирового сообщества было бы обратить внимание на проблему укрепления прибрежных океанических полос в местах массовых поселений человека, в особенности в сейсмически опасных зонах. Ведь не секрет, что даже значительная часть Нью-Йорка расположена на уровне ниже океана.
В тоже время именно атомная энергетика является наиболее безопасной по количеству человеческих жертв в сравнении не только со многими остальными отраслями мировой промышленности, но и с другими видами генерации электроэнергии, к примеру, угольной.
Быть может кому то покажется парадоксальным, однако авария на японской «Фукусима-1», по мнению атомщиков, подтвердила устойчивость и надежность «мирного атома» и поспособствовала активизация развития ядерной энергетики в долгосрочной перспективе.
После 11 марта 2011 года человечество взяло непродолжительную временную паузу на переоценку уровня ядерной безопасности. Проводятся соответствующие стресс-тесты на предмет угрозы возникновения аварий на действующих АЭС, возрастают требования к надежности работы станций в виде сооружения и установки дополнительных систем безопасности, создается новая международная система ядерной безопасности с усилением контролирующих функций МАГАТЭ.
На сегодняшний день можно констатировать: количество строящихся и планируемых к возведению ядерных энергоблоков является не меньшим, чем на момент возникновения фукусимской аварии. То есть, после полтора- двухлетней передышки, мир вновь вступил в фазу «ядерного ренессанса», а ближайшее десятилетие может оказаться наиболее динамичным по количеству ввода в эксплуатацию новых ядерных мощностей.
Правда, от строительства новых АЭС отказались Германия, Швейцария и Бельгия, однако справедливости ради нужно сказать, что старушка Западная Европа на мировом глобальном ядерно-энергетическом рынке уже давно погоды не делает.
Географические векторы развития мирного атома уже давно сдвинулись в направлении стран азиатско-тихооокеанского региона, Ближнего и Среднего Востока, Восточной Европы, в перспективе - Африканского континента. Традиционное лидерство в этой сфере после распада СССР и завершения «ядерной» зимы вернула себе Россия.
Согласно оценкам МАГАТЭ, к 2030 г. ожидается увеличение мировых атомных мощностей на 25% по минимальной оценке и на 50% - по максимальной. В настоящее время на планете в стадии строительства находятся 64 реактора при действующих 437, и еще планируются к сооружению более 160 энергоблоков. В ближайшие 10-15 лет клуб государств, располагающих АЭС, может пополниться еще десятком новых стран вдобавок к 30 существующим.
Будущему строительству АЭС поспособствуют планомерное исчерпание месторождений легкодоступных углеводородов на планете, а также нулевые выбросы атомными станциями в атмосферу загрязняющих веществ наравне с альтернативными возобновляемыми источниками электричества.
И хотя возобновляемые источники в постфукусимский период лидируют по темпам вложения инвестиций и запуска новых мощностей, одними ветряками и солнечными батареями человечеству не обойтись. Дело в том, что энергия солнца и ветра чрезмерно рассеяна и непостоянна, сами ветровые и солнечные станции требуют больших площадей и работают с КИУМ порядка 17-22%, а их подключение к энергосистеме требует значительных вливаний в расширения электропоставляющей инфраструктуры и трудностей с диспетчеризацией энергосистем. Остается также непонятным, кому, к примеру, в Крыму понадобится электроэнергия солнечных батарей в дневное время суток? Как не крути, а без замещения СЭЗов и ВЭСов маневренными традиционными источниками в зонах их расположения все-равно не обойтись. Да и себестоимость электроэнергии, производимой на атомных электростанциях, остается несоизмеримо ниже, чем на ВЭС и тем более СЭС. О чем говорить, если современные атомные энергоблоки-лидеры мощностью 1000 МВт, работая в базовом постоянном режиме, достигают КИУМ 100% и выше.
Видимо, не случайно Китай планирует увеличить общую мощность АЭС к 2030 г. до 200 ГВт с нынешних 12,5 ГВт, а к 2050 г. - к 400 ГВт при общей мощности китайской энергосистемы к тому периоду 2500 ГВт.
Для сравнения: общая установленная мощность объединенной энергосистемы Украины на сегодня составляет 53 ГВт. Кстати, Китай также является мировым лидером и по темпам сооружения ветряков, что говорит о том, что человечество в ближайшие 20-30 лет, вероятнее всего, будет диверсифицировать свои усилия в направлении развития разных видов генерирующих источников.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.