В Украине шесть лет назад стартовала масштабная реформа газового рынка. Европейский принципы работы и конкуренция постепенно внедрялись во все сегменты газового сектора. Последними в свободное плавание с 20 мая 2021 года ушли производители тепла - действие механизма возложения специальных обязательств (ВСО) для них завершилось. С 2015 года газ для "тепловиков" по регулируемой цене продавала НАК "Нафтогаз Украины". Такие обязательства на компанию возлагало правительство в рамках закона о рынке газа. Это была подготовка к либерализации цен, на которую отводилось полтора года. Фактически же регуляторный режим действовал почти шесть лет. Механизм ВСО рассматривался как временная мера, поэтому рано или поздно он был бы отменен. Но у нас, как всегда, до последнего надеялись, что ручное регулирование будет продолжаться бесконечно. Правительство решило иначе.
Привлекательность специальных обязательств
В чем была привлекательность ВСО для теплокоммунэнерго? Это люфт времени для оплаты закупок газа. Например, для получения газа в августе, тепловики должны были обеспечить расчеты с НАК "Нафтогаз" на уровне 90% на 23 июля. То есть фактически давалось 23 дня на сбор средств с потребителей за июнь, если других долгов не было, и на оплату газа поставщику. Были еще и такие малозатратные варианты как заключение договора о реструктуризации долга перед Нафтогазом и подготовка графика его погашения, что тоже открывало возможность тепловикам для "авансового" получение газа. Были и случаи, когда предприятие, не имея никаких оснований отбирать газ, делало это незаконно. Ввиду возможных социальных волнений такие компании обычно не отключали от газоснабжения. А неоплаченный газ числился как небаланс Оператора газотранспортной системы. То есть, отрасль жила, как при "коммунизме" в отдельно взятом секторе - так сказать, по принципу от каждого по способностям, каждому по потребностям.
Как приручить цены
Но 20 мая т.г. ситуация изменилась. Вместо НАК "Нафтогаз" партнерами тепловиков стали компания "Нафтогаз Трейдинг" и газопоставляющая компания "Нафтогаз Украины". Соответственно изменились и правила расчетов, где газ в долг уже никто не дает.
Пионерами свободного рынка стали ТЭЦ Киева и Харькова, которые заключили с "Нафтогаз Трейдингом" годичный контракт. Параллельно родилась идея разработки трехлетнего договора: сначала для бытовых потребителей, а затем и для предприятий теплокоммунэнерго (ТКЭ). Он должен был обеспечить участникам рынка возможность долгосрочного планирования деятельности в условиях либерализованного рынка. С июня такой продукт начала предлагать "Нафтогаз Трейдинг", в том числе, и для объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД). При этом ТКЭ получили стабильную цену газа не на месяц, а на год, и гарантированный доступ к ресурсу на три года. По итогам июня "Нафтогаз Трейдинг" стала поставщиком для 141 производителя тепла в Украине.
С июня 2021 г. на 12 месяцев цена газа для тепловиков составляет 7,42 грн за один кубометр (с НДС, но без учета тарифа оператора газотранспортной системы). Это означает, что тарифы на тепло для населения не будут резко меняться из-за изменений стоимости топливной составляющей. Сейчас рыночная цена газа на международных рынках почти вдвое выше той, которая действует по долгосрочному контракту.
Ежемесячные расчеты даже в режиме ВСО обходились бы дороже. Например, в мае "Нафтогаз Украины" продавал газ по 9,4 грн за куб. м, то есть выше 7,42. В апреле - 7,8 грн, марте - 7,5 грн, январе - 8,8 грн. Поэтому ВСО не могло бы застраховать от подорожания топлива. Ценовая формула все равно имела привязку к европейским котировкам. Сейчас, когда ценники на мировых биржах бьют рекорды, расчетный месячный тариф по ВСО "Нафтогаза" был бы гораздо выше годового тарифа от "Нафтогаз Трейдинга". Например, на июль закупка по ВСО обошлась бы примерно в 13 грн.
Поэтому как раз долговременные договоры позволяют остановить рост расценок на тепло из-за изменения цены газа. Если же за год (или за три года) действия договора тарифы тепловиков и поднимутся, то совсем по другим причинам: ввиду повышения расходов на персонал, необходимости компенсации потерь в сетях или модернизации оборудования.
Годовые ценовые предложения с 1 июня 2022 года и с 1 июня 2023-го будут проиндексированы в зависимости от рыночных условий. Сейчас долгосрочная рыночная цена распространяется на объем природного газа, соответствующий историческим показателям потребления производителями тепла и электроэнергии. Дополнительный газ будет отпускаться по спотовым котировкам. Поэтому в данной ситуации у ТКЭ и ОСМД есть стимул повышать энергоэффективность. Важный нюанс: в трехлетнем контракте нет привязки к целевому использованию газа. Таковы условия свободного рынка.
Школа рыночной жизни
Несмотря на критику, отрасль постепенно учится жить в условиях рынка. Сейчас основная проблема для предприятий - поиск средств для текущих оплат. Новый контракт предусматривает, что до 22 числа месяца поставки газа необходимо оплатить от 30 до 70% текущих поставок. Окончательный расчет производится 22 числа после завершения отчетного месяца.
По данным "Нафтогаз Трейдинга", условия трехлетнего контракта на поставку газа для производителей тепла за первый месяц работы выполнили 98% теплокоммунэнерго и ОСМД. Долги имели только 3 объединения владельцев. Переговоры по их погашению уже завершены.
На сегодня по трехлетним контрактам работают уже почти 400 компаний. Процент текущей оплаты в июле по сравнению с июнем существенно вырос. Учитывая, что во времена ВСО в прошлый отопительный сезон газ у НАК "Нафтогаз" покупали 1075 предприятий, то получается, что 65% компаний или нашли другого поставщика, или решили подумать о газе ближе к отопительному сезону.
В такой ситуации местной власти придется немного напрячься. Показателен пример Херсонской области, которая еженедельно отслеживает ситуацию с заключением контрактов на закупку газа производителями тепла. Такой контроль позволит не допустить, чтобы с открытием нового отопительного 15 октября часть ТКЭ и ОСМД оказались без газа из-за неповоротливости менеджмента.
В целом первый расчетный месяц действия трехлетнего контракта показал, что идея его разработки была правильной. Производители тепла получили действенный инструмент для хеджирования рисков значительных колебаний цен. Но что будет осенью, когда объемы закупок газа существенно вырастут? Здесь, вероятно, помог бы механизм государственного льготного кредитования производителей тепла для закрытия кассовых разрывов. Это лучше, чем предложения вернуть все, как было, или вывести весь газ украинской добычи на биржу или на прямые договоры, где, с большой вероятностью, он растворится среди спекулянтов и "близких" компаний.
Виктор Черноморец
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.