Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

В энергетике появятся новые собственники

Автор:
Олег Кильницкий
19 февраля 2013, 18:22 0

Основной интригой в завершении приватизационного процесса в энергетической отрасли в 2013 г. остается вопрос «кто и что купит?». Вполне вероятно, что к традиционной четверке бизнес-групп, участвовавших в приватизации в 2011-12 гг. (ДТЭК, VS Energy International («словаки-лужниковцы»), «Энергетический стандарт» Константина Григоришина и братья Суркисы) добавится пятая сила. Ее имя станет известно позже.

Как известно, Кабмин принял распоряжение о возможности приватизации шести энергопоставляющих компаний, контрольные пакеты акций которых все еще сохраняются в государственной собственности. Речь идет о «Запорожье-», «Харьков-», «Николаев-», «Тернополь-», «Хмельницк-» и «Черкассыоблэнерго». При этом часть государственных акций этих компаний сохранились на балансе НАК «Энергетическая компания Украины», а часть были переданы ранее ФГИУ для подготовки к приватизации.

О своих претензиях на «Николаев-» и «Хмельницкобэнерго» уже заявили «словаки-лужниковцы». Возможно, все-таки отдадут дань уважения Григорию Суркису за его решающий вклад в проведение Евро-2012 в Украине и позволят братьям Суркисам приватизировать хотя бы «Тернопольоблэнерго», контроль над которым Григорий и Игорь уже давно удерживают. Почему-то не заявлено к приватизации «Волыньоблэнерго», которое, впрочем, вряд ли представляет из себя большой стратегический интерес - генерация на территории Волынской области отсутствует, а крупнейшим предприятием является «Ривнеазот». Непонятно, будут ли продавать 25-процентный пакет «Черкассыоблэнерго», который принадлежит почти государственному «УкрЭСКО» вдобавок к 25-процентному пакету НАК «ЭКУ»?

Безусловно, наибольший и повышенный интерес для потенциальных покупателей представляют «Запорожье-» и «Харьковоблэнерго». Вокруг этих двух предприятий и развернутся основные закулисные игры в больших кабинетах.
Интересной в аргументации Кабмина выглядит сама цель приватизации, которая, якобы, призвана «обеспечить привлечение в энергетическую отрасль средств частных инвесторов, что позволит осуществить реконструкцию и обновление оборудования предприятий».

В связи с вышеизложенным, интересно было бы спросить у премьера Николая Азарова: «А сколько средств частных инвесторов уже привлечено в отрасль по результатам продажи в 2012 г. предыдущих облэнерго?». Впрочем, неудобно ставить в неловкое положение самого премьер-министра. Общеизвестно: тариф на передачу и поставку электроэнергии для облэнерго как естественных монополистов устанавливает административно НКРЭ по формуле «затраты плюс». То есть, облэнерго в конкурентном рынке не работают, а значит, никакой частный инвестор не станет вкладывать прямые инвестиции в развитие энергопоставляющего предприятия в надежде вернуть впоследствии вложенный капитал в виде прибыли и расширения объемов продаж. Вернее, он их вложит, но только в том случае, если государство гарантирует последующий возврат инвестиций из административно устанавливаемого тарифа, который наполняется из карманов потребителей. В свое время АЭС-Киевоблэнерго подобную операцию провести попыталось. Американцы вознамерились привлечь на мировом финансовом рынке что-то порядка $200 млн на развитие сетей, однако натолкнулись в ответ на большую фигу со стороны НКРЭ. Регуляторы заезжим иностранным менеджерам доходчиво объяснили, что в Украине повышать тарифы на электроэнергию без указания «свыше» под обеспечение каких-то инвестиций не принято. Хотите – привлекайте себе в убыток.

Видимо, в Кабмине особенностей работы облэнерго не знают, иначе не стали бы писать ахинею о привлечении «средств частных инвесторов».

Впрочем, возникают сомнения, а знают ли вообще в Кабмине и ФГИУ, в чем состоит принципиальное отличие объектов электроэнергетики от предприятий любых других отраслей экономики – металлургии, химии, титановой индустрии etc.? Ведь электроэнергетика потому и называется стратегической отраслью, что от успеха работы энергокомпаний зависит во многом будущее всех без исключения ее потребителей. Более того: по мере формирования в энергетике так называемых вертикально-интегрированных холдингов, ставку на которые в лице ДТЭК сделало правительство Азарова, степень зависимости потребителей от энергетиков только усиливается и усугубляется.

Председатель Фонда госимущества Александр Рябченко распродает государственные энергокомпании, как плохой хозяин по весне залежалую картошку из погреба. Задешево и не торгуясь. Кто пришел, тот и купил. Покупатели приходят из «местных» - за пределы села картошку везти не обязательно. К удовольствию для господина Рябченко, залежалого товара в погребе уже осталось немного.

Быть может, перед окончательным раундом распродажи «прошлогодней картошки» имело бы смысл на минутку остановиться и подумать, проанализировать: а каковы результаты приватизации энергокомпаний в 2011-12 гг.? Получила ли Украина в результате приватизации генерирующих и энергопоставляющих компаний конкуренцию, частные инвестиции, профильных европейских инвесторов? Возможно, перед тем как продолжать спускать с молотка оставшиеся энергообъекты, не помешало бы принять закон о независимом статусе НКРЭ, утвердить Энергетическую стратегию страны, определить будущую конфигурацию конкурентного (вернее, уже так называемого конкурентного) энергорынка? Или роуд-шоу энергокомпаний провести? Тем более что и времени и сил для этого понадобится не так уж и много.

Интересно, знает ли господин Рябченко о том, что с помощью его рук в Украине на энергорынке был создан фактический угольно-энергетический монополист ДТЭК, деятельность которого не совсем укладывается в модель конкурентного энергорынка, к которому страна двигалась, начиная из середины 90-ых?

В связи с этим вспоминаются неоднократные «доприватизационные» высказывания экспертов: «Без полноценного конкурентного рынка топлива (читай: угля) невозможно создать полноценный рынок электроэнергии!». В результате создали большой кусок приватизированной планово-распределительной экономики, который, похоже, имеет неплохие перспективы стать головной болью на долгие годы для всей страны.

Осталось только вернуться к вертикально-интегрированным монополиям на региональном уровне, что тоже является вполне реальной перспективой завершения энергоприватизации «по-азаровски» или «по-рябченковски» со всеми вытекающими последствиями для национальной экономики.

Безусловно, ФГИУ утвердит планы-графики продажи шести облэнерго, определит стартовые цены пакетов, а аналитики из аудиторских компаний расскажут и докажут общественности, что эти цены справедливы и вполне согласуются с уровнем капитализации энергокомпаний. Не будем утомлять читателя излишними цифрами – информацию о пакетах и уровнях капитализации энергопредприятий можно увидеть на сайте НАК «ЭКУ». Все равно речь идет о копейках в масштабах экономики страны. О чем говорить, если в апреле прошлого года ФГИУ продал контрольный пакет «Днепрооблэнерго», протяженность электросетей которого превышает длину экватора в 1,5 раза, по цене одного бизнес-центра?

Ну а что касается интересов самих потребителей электроэнергии, то никто о них не позаботится, кроме самих потребителей. И по мере роста цены киловатт-часа придется научиться защищать себя от энергомонополистов.

 

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях