Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

ДТЭК может потерять контроль над Советом Энергорынка

Автор:
Олег Кильницкий
8 февраля 2013, 15:19 0

15 февраля в Киеве состоится общегодовое собрание членов оптового рынка электроэнергии (ОРЭУ). В отличие от нескольких предыдущих лет, предстоящее заседание таит в себе интригу, которая заключается в следующем: сохранит энергохолдинг Рината Ахметова ДТЭК свое доминирующее положение в Совете Энергорынка или нет?

Собственно, именно перевыборы директоров Совета Энергорынка и станут наиболее ключевым вопросом повестки дня предстоящего собрания. Итоги голосования дадут четкое представление о раскладе сил на сегодняшнем рынке электроэнергии Украины между его основными бизнес-группами, а также ответят на вопрос: согласятся ли с монопольным положением ДТЭК в Совете остальные участники энергорынка. И если согласятся, то кто именно?

Не утомляя читателя юридическими деталями, вкратце напомним: Совет Энергорынка является представительским органом членов ОРЭУ и отвечает за функционирование оптового рынка электроэнергии. В состав Совета входят 10 голосующих директоров – 5 от производителей электричества в лице генерирующих компаний и еще 5 – от его поставщиков в лице облэнерго. Директора Совета ежегодно переизбираются на ежегодном собрании участников рынка.

Среди компетенций Совета Энергорынка - возможность влиять на алгоритм распределения средств в оптовом рынке между его участниками, а также вносить изменения в Правила рынка, что необходимо, к примеру, для того, чтобы снизить тарифы на электроэнергию для ферросплавных заводов, чего так настойчиво добивается не первый год Игорь Коломойский.

Как известно, тема установления так называемых «льготных» тарифов на кВт*ч для электрометаллургических комбинатов является одной из наиболее популярных в отечественной журналистике. Масс-медийная версия происходящего зачастую звучит так: «Коломойский хочет добиться от правительства льготных тарифов на электроэнергию для своих ферросплавных заводов, а Ахметов ему этого не дает». На самом деле, ни подтвердить, ни опровергнуть данное утверждение документально невозможно.

В тоже время известно, что для возможности установления «льготных» тарифов для ферросплавщиков необходимо внести изменения в Правила оптового рынка электроэнергии, над чем сейчас и работает рабочая группа при Совете Энергорынка. На сегодняшний день рабочей группой подготовлены изменения в Правила на 24 страницах. То есть, на самом деле задержки с выполнением соответствующего постановления Кабмина №912 от 1 октября 2012 г., которым Николай Азаров поручил решить вопрос снижения цены тока для электрометаллургических производств, могли быть вызваны трудностями процедурного характера.

Однако все эти нормативные тонкости, кроме самих энергетиков, больше никому не известны. Со стороны же реальность воспринимается гораздо более упрощенно: поскольку 5 из 10 директоров Совета Энергорынка – это представители компаний ДТЭК, значит, они могут быть вполне заинтересованы заблокировать решение правительства о снижение расценок на кВт*ч для ферросплавщиков. Со стороны ДТЭК, как частного энергохолдинга, подобные действия выглядели бы вполне логично: чтобы снизить тарифы на электроэнергию для предприятий Коломойского, их нужно повысить, соответствующим образом, для всех остальных небытовых потребителей страны, в том числе, и для предприятий СКМ господина Ахметова. С чего бы это вдруг один олигарх начал делать другому олигарху, в особых симпатиях к которому он не замечен, подобные подарки?

Другое дело, что сам ДТЭК при этом наращивает экспорт электроэнергии из Украины, предварительно покупая ее на внутреннем энергорынке по тому же самому «льготному» тарифу, которого хочет Коломойский… Впрочем, на теме экспорта электроэнергии «Свободная Пресса» остановится в своих последующих публикациях.

Пока же речь идет о Совете Энергорынка, состав которого может измениться 15 февраля. На самом деле, 5 из 10 директоров в Совете для ДТЭК– это непропорционально много. Как следует из статистики Центра обработки информации (ЦОИ) «Энергобизнес», доля поставок электричества энергопоставляющими компаниями ДТЭК среди всех украинских облэнерго составляет менее 50%. Это если считать только поставки тока облэнерго внутренним потребителям – без учета экспортеров и независимых поставщиков.

Возможно, ДТЭК данный тезис может оспорить. Однако пусть будет даже 50% или чуть более. В любом случае, генерирующие компании Рината Ахметова производят не более трети электричества в стране. Значит по количеству производимой и поставляемой электроэнергии на общую 50-процентную отметку ДТЭК пока, к счастью для Украины, не выходит, а, значит, 50-процентную квоту при распределении голосов на собрании членов ОРЭУ не набирает. Доминирующего положения в лице 5 директоров в действующем составе Совете Энергорынка ДТЭКу удалось добиться, в частности, за счет приватизации энергокомпаний в прошлом году.

Однако статистика говорит о том, что в зависимости от позиций участников ОРЭУ количество директоров от Ахметова в Совете Энергорынка может быть и меньшим – к примеру, 4 директора.

Если исходить из соображений формальной логики, ни одна из бизнес-групп на энергорынке не должна быть заинтересована в доминирующем положении ни одного из участников. То есть, все крупные структуры, такие как «Энергоатом», НАК «Энергетическая компания Украины» (НАК «ЭКУ»), VS Energy International («словаки-лужниковцы»), «Энергетический стандарт» Константина Григоришина, братья Суркисы, независимые производители и поставщики – все они должны объединиться, чтобы не отдать блокирующую голосующую кнопку Ахметову. Однако какой логикой и кто из них пользуется – покажет 15 февраля.

«На сегодня существует вероятность возникновения альянса между «Энергоатомом» и НАК «ЭКУ». Если такое объединение состоится, можно предположить, что на энергорынке появится реальная сила, способная противостоять ДТЭК», - сказал «Свободной Прессе» заслуживающий доверия эксперт энергорынка. В подтверждение озвученной версии может выступать факт того, что компания «Центрэнерго», которая входит в состав государственного энергохолдинга НАК «ЭКУ», в настоящее время принимает участие в разработке нового законопроекта о реформировании энергорынка в рабочей группе при Минэнергоуглепроме. Этот документ станет альтернативой законопроекту «Об основах функционирования оптового рынка электроэнергии» Игоря Глущенко, принятым Верховной Радой в первом чтении в ноябре прошлого года, который был максимально выгоден для ДТЭК и вызвал резкое неприятие со стороны «Энергоатома».

Если в энергорынке действительно сложится противостояние между альянсом «Энергоатом» - НАК «ЭКУ» с одной стороны и ДТЭК – с другой, остается вопрос, на чьей стороне окажутся «словаки-лужниковцы» (вторая по величине частная группа после ДТЭК), а также «григоришинцы»? И не существует ли между этими тремя группами более тесных связей, кроме совместных комбинаций в процессе приватизации энергокомпаний Украины? Возможно, ответы на эти вопросы удастся получить 15 февраля.

Справка:

Совет Оптового рынка электроэнергии (Совет Энергорынка) – это совокупность голосующих и неголосующих директоров, которые выполняют свои обязанности в соответствии с Договором между членами оптового рынка электроэнергии Украины (ОРЭУ). Этот Договор устанавливает условия и правила работы Системы оптового рынка, права, обязанности и ответственность членов ОРЭУ.

Фактически Совет Энергорынка выполняет функции представительского органа участников энергорынка и ежегодно переизбирается на Общегодовом собрании членов ОРЭУ. Решения в Совете принимают 10 голосующих директоров, как правило, по 5 представителей от энергогенерирующих и энергопоставляющих компаний.

Совет Энергорынка, в частности, может вносить изменения в Правила работы оптового рынка электроэнергии, а также инициировать перед НКРЭ внесение изменений в Алгоритм распределения средств между членами ОРЭУ в пользу тех или иных участников.

 

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях