Очередной законопроект об автогражданке №3670 был зарегистрирован в Верховной Раде 17 декабря. Это четвертый за год документ, предлагающий изменить правила игры в сегменте обязательного страхования гражданской ответственности водителей автотранспорта.
Базовый проект № 3551
Количество проектов закона об ОСАГО, к сожалению, не перетекает в качество и декабрьский документ практически полностью повторяет нормы предыдущего проекта закона № 3551 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств», зарегистрированного в ВР еще 27 ноября 2015 года. Его авторами являются народные депутаты, члены комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Верховной Рады Максим Поляков, Денис Дзензерский, Павел Ризаненко и Александр Жолобецкий.
Законопроект №3551 разрабатывался с участием страхового рынка и Моторного (транспортного) страхового бюро Украины. В документ вошли наработки страховщиков, а также дополнения и замечания чиновников, научных и общественных деятелей.
«Мы работали над изменениями в закон об ОСАГО еще в 2013 году, когда я был председателем Нацкомфинуслуг. Все ключевые наработки того периода вошли в законопроект №3551», - говорит Борис Визиров, экс-глава комиссии. Тогда регулятор, по его словам, провел немало заседаний и консультаций по данному вопросу. Была создана отдельная рабочая группа при Нацкомфинуслуг, которая подготовила изменения, предусматривающие запуск продаж электронного полиса автогражданки, прямое урегулирование в системе ОСАГО, а также ускоренные выплаты из фондов МТСБУ по обязательствам страховщиков-банкротов.
Минус восемь каждый день
«Я лично занимался лоббированием этого вопроса в правительстве и Верховной Раде. Могу сказать, что находил там поддержку и понимание важности поднятой темы. Так что необходимые изменения по ОСАГО могли быть приняты парламентом еще вначале 2014 года», - уверен Борис Визиров.
Но в прошлом году политикам так и не удалось воплотить в жизнь новые правила защиты потерпевших в ДТП. Хотя необходимость изменений ни у кого из экспертов не вызывает сомнений . По данным автоинспекции, на дорогах Украины только в первом полугодии 2015 года произошло почти 60 тысяч ДТП, в которых погибло около 1600 человек. Если пересчитать на дни, то получится, что ежедневно на дорогах страны погибает 8 человек.
При этом по действующему закону об ОСАГО выплаты за причинение вреда жизни и здоровью потерпевших в ДТП не превышают и 5% от общих возмещений. При том, что максимальная страховая сумма по этому виду всего 100 тысяч грн.
Законопроект №3551 предлагает повысить максимальные страховые выплаты в случае причинения вреда имуществу потерпевших в ДТП до 1 млн. евро, а при нанесении ущерба жизни и здоровью людей - до 5 млн. евро. «Проект предусматривает много новаций, соответствующих европейским практикам и директивам, в том числе и повышение в течение ближайших 8 лет лимитов выплат до уровня европейских», - говорит Максим Межебицкий, вице-президент СК «AXA Страхование».
На европейском уровне
Авторы проекта №3551 также предусмотрели внедрение в Украине электронного полиса и прямого урегулирования по ОСАГО (когда потерпевший в аварии обращается за выплатой к своему страховщику, который ему платит компенсацию, а потом взыскивает эту сумму со страховой компании виновника ДТП). «Когда клиенты покупают полис сегодня, то они не выбирают, как правило, у какой компании его покупать. И относятся к этому полису, как к бумажке, потому что в случае ДТП за выплатой обращаться в компанию будет не покупатель, а потерпевший. И, если компания не заплатит, то это будет проблемой потерпевшего, - объясняет Павел Нельга, председатель правления СК «Украинская страховая группа», - Но после введения прямого урегулирования клиент будет вдумчиво выбирать страховую компанию, понимая, что в случае аварии ему самому, а не потерпевшему, придется обращаться в ту компанию, где купил полис». Такой подход, считает Павел Нельга, очистит рынок от компаний-однодневок, торгующих пустыми бумажками.
Еще одна важная норма проекта закона №3551 - быстрые выплаты потерпевшим из фонда МТСБУ в случае, если страховая компания перестанет выполнять свои обязательства. Проект предусматривает, что за страховщиков-банкротов МТСБУ будет выплачивать сразу после исключения таких компаний из членов бюро и аннулирования лицензий. Это сократит период урегулирования страховых событий по фактическим банкротам с нескольких лет до нескольких недель.
Василий Дарков, глава правления общественной организации потребителей страховых услуг «Страховая защита», считает эту норму одной из ключевых, так как сегодня потерпевшие тратят много сил и времени на судебные тяжбы, вместо того, чтобы сразу получить деньги из фонда бюро.
Принять нельзя оставить
Но украинские страховщики и потребители уже не хотят работать в том правовом поле, которое есть. «Изменения на рынке автогражданки должны были вступить в силу еще два года назад. Они уже тогда были подготовлены и практически согласованы. Поэтому мне непонятно, почему эти изменения не приняты до сегодняшнего дня, хотя вскоре наступит 2016 год?», - говорит Борис Визиров.
Он надеется на принятие законопроекта №3551, но опасается, что дальнейшее «клонирование» этого документа в виде разного рода проектов может серьезно затормозить развитие рынка автогражданки. «Сейчас ситуация на рынке находится на критической отметке. Поэтому, принятие законопроекта, поддержанного рынком и общественностью, крайне важно. Закон должен быть принят и вступить в силу в ближайшее время, поскольку промедление – это минус к защите, как минимум, восьми потерпевших в ДТП. В таком вопросе пассивность парламентариев недопустима!», - уверен Борис Визиров.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.