Пекин призывает Москву переориентироваться в своей политике и торговле с тем, чтобы решительно уменьшить зависимость от США и Европы.
С 1 августа действует новый пакет санкций против России, введенный Евросоюзом с подачи США и рассчитанный на год. Российским госбанкам ограничили финансирование в Европе, производителям из ЕС запретили поставлять оборудование для российских нефтяников, а также вступило в силу эмбарго на поставки оружия из ЕС в РФ. Есть и ряд других моментов. Самое опасное для Москвы – вытеснение страны с мирового финансово-кредитного рынка и запрет на импорт в Россию военных технологий и технологий двойного назначения.
Председатели Евросовета и Еврокомиссии Херманван Ромпей и Жозе Мануэл Баррозу объяснили действия ЕС поведением России – присоединением Крыма и дестабилизацией Украины. По их словам, «продолжается приток оружия и бойцов на Украину из Российской Федерации», а «незаконные действия вооруженных сепаратистов» поддерживаются российской пропагандой.
В той или иной степени в санкциях, помимо ЕС и США, принимает участие и ряд других стран, в частности, Канада, Япония, Австралия, Норвегия, Швейцария и т.д.
К санкциям присоединилась и Украина, несмотря на то, что падение промышленного производства в июле в годовом исчислении составило 12,1%, а экспорт продукции машиностроения в Россию составлял до сих пор почти 60%. И, понятно, что другого столь крупного потребителя Украине не найти.
Более того, стремясь нанести России максимальный экономический ущерб и вынудить к требуемым переменам во внешней политике, Вашингтон настойчиво ищет новых партнеров по санкциям, особенно среди тех стран, которые имеют существенные объемы торговли с Россией.
На днях координатор госдепартамента США посол Дэниел Фрид в интервью литовским СМИ, говоря о расширении круга участников санкций, заявил следующее: «Мы также говорим с Южной Кореей и Сингапуром, у нас были консультации с Китаем, и мы будем продолжать свои консультации». Впоследствии в госдепартаменте США подтвердили достоверность этого заявления.
Отметим, что Китай и Южная Корея ранее уже заявляли против односторонних санкций в отношении Москвы.Сеул, конечно, является близким союзником Вашингтона и рычагов влияния на него немало. Однако в запасе у России т.н. «евроазиатский железнодорожный проект», т.е. строительство железной дороги через обе Кореи. Этот проект очень выгоден Южной Кореи, поскольку, одновременно, открывает ей доступ к богатствам Сибири и предоставляет возможность транспортировки грузов в Европу по Транссибу.
Поэтому позиция Сеула в отношении санкций, скорее всего, окажется гибкой: будет вести себя очень гибко, то есть на словах выражать понимание американской позиции и даже обещать что-то предпринять, но на деле постарается избежать любых действий, которые могут сказаться на реальных отношениях с Москвой.
Что касается Сингапура то эта страна во внешней политике и во внешнеэкономической деятельности традиционно отличается самостоятельностью. Сингапур, вероятно, может обойтись демонстративными заявлениями о моральной поддержке, но в условиях замедления мировой экономики вряд ли пойдет на сокращение товарооборота. Да, и масштабы торговли – 2.5 млрд. долларов в 2013 году – явно не те, чтобы вызвать беспокойство Москвы.
Иное дело Китай, объем торговли с которым в прошлом году составил почти 89 млрд. долларов, в то время, как с Америкой только 28 млрд. долларов. А ближе к 2020 году предполагается довести товарооборот между двумя странами до 200 млрд. долларов.
В последнее время Москва и Пекин делают упор на развитие сотрудничества в нефтегазовой сфере. Так, в конце мая 2014 года российский «Газпром» и китайская национальная нефтегазовая корпорация CNPC подписали контракт на поставку в КНР 38 млрд. кубометров газа в год в течение 30 лет. Сумма контракта оценивается в 400 млрд. долларов. Торжественная церемония, посвященная началу строительства газотранспортной системы «Сила Сибири», состоится в Якутске уже 1 сентября этого года.
В 2013 году «Роснефть» обязалась поставлять в Поднебесную нефть по 15 млн. тонн в год в течение 25 лет. Сумма сделки — 270 млрд. долларов.Сейчас рассматривается вопрос, чтобы к 2018 году увеличить поставки до 50 млн. тонн. Еще 12 млн. тонн нефти Китай ежегодно получает из Казахстана. Если сложить все это вместе, получаются определенные гарантии на случай перекрытия американцами поставок ближневосточной нефти.
Теперь же, в условиях торговой блокады со стороны Запада, Китай приобретает для России решающее значение и в качестве поставщика технологий двойного назначения. Речь идет, главным образом, об электронике для военной техники. Чтобы создать подобное производство в России, понадобились бы многие годы и серьезные финансовые вложения.
В силу этих обстоятельств позиция Китая в отношении санкций критически важна. По сути, от действий Пекина сейчас зависит, устоит ли Россия перед лицом вновь монолитного Запада или, как во времена Бориса Ельцина, поднимет «лапки», согласившись и на вступление Украины и Грузии в НАТО и вообще на дальнейшее существование в качестве неофициального протектората США.
В принципе, США могут воздействовать на Китай. Ведь товарооборот Китая и США в 2013 году превысил 520 млрд. долларов. Эта цифра является беспрецедентной в истории. В условиях замедления экономики ЕС сокращение торговли с Америкой для Китая чревато серьезными социально-экономическими последствиями. Тогда как США могут обратиться к политике реиндустриализации, на чем давно уже настаивают влиятельные финансово-промышленные круги страны.
Однако Китай обладает достаточно серьезными аргументами, чтобы достойно воспрепятствовать любым подвижкам в торговой политике Соединенных Штатов.
Дело в том, что Китай является крупнейшим держателем казначейских облигаций США. Поднебесная на конец прошлого года довела свои вложения в облигации США до общего значения 1,317 трлн. долларов. Причина роста спроса со стороны КНР связана с рекордными валютными резервами – 3,82 трлн. долларов. Таким образом, почти треть своих резервов Пекин вложил в долговые бумаги США. Понятно, что потребуй Китай немедленной оплаты этих бумаг, США окажутся на грани финансовой катастрофы.
В этих условиях Пекин чувствует себя достаточно уверенно и к «пожеланиям» Вашингтона прислушиваться, похоже, не собирается. Недаром постпред РФ при ООН Виталий Чуркин недавно заявил, что Китай абсолютно точно не поддержит экономические санкции против России. По словам Чуркина Россия и Китай не готовы согласиться, что Запад должен «заказывать музыку» на международной арене.
Последнее указывает и на особый характер отношений между двумя странами. Еще не военно-политический союз, но и не рядовые отношения двух обычных партнеров. О чем идет речь, довольно определенно высказался в марте этого года председатель КНР Си Цзиньпин.
По его словам, «Китай и Россия по отношению друг к другу выступают в качестве самых главных и важных партнеров стратегического взаимодействия». А в дальнейшем, считает председатель Си, «Китаю и России необходимо уделять особое внимание вопросу усиления взаимной политической поддержки, оказания решительного содействия усилиям, направленным противоположной стороной для защиты государственного суверенитета, безопасности и обеспечения интересов развития».
Кстати, свой первый государственный визит председатель КНР Си Цзиньпин совершил именно в Москву - через неделю после его утверждения председателем КНР. Его предшественник Ху Цзиньтао также в свое время выбрал Россию в качестве первой страны для посещения. Одни эти факты уже говорят немало об уровне отношений между Пекином и Москвой.
Точка над «і» в вопросе отношения Китая к санкциям против России была поставлена 8 августа в редакционной статье «Жэминьжибао», органа правящей Компартии КНР. Признавая, что «санкции смогут оказать относительно серьезное влияние на российскую экономику», газета пишет: «… сегодня, в XXI-м веке, у людей есть выбор ориентироваться не только на Запад. Есть выбор ориентации на Восток, на Юг. Страна, несмотря ни на какое могущество, не может и не в силах перекрыть все пути связи с миром для других стран».
Иными словами, Пекин призывает Москву переориентироваться в своей политике и торговле с тем, чтобы решительно уменьшить зависимость от США и Европы. Понятно, что под «Востоком» подразумевается, прежде всего, Китай. Таким образом, речь идет не об участии Пекина в санкциях, а совершенно об ином: о начале нового этапа в отношениях между Россией и Китаем. Насколько он может упрочить связи между двумя странами, и на какой уровень их вывести – это, в первую очередь зависит от Москвы. Ведь российский орел – двуглавый…
И последний штрих. 22 августа МИД КНР ответило на просьбу агентства ИТАР-ТАСС прокомментировать высказывания координатора Государственного департамента по вопросам санкций Дэниела Фрида о расширении круга участников санкций против России за счет Китая. «Кризис в Украине требует политического решения. Если исходить из реальной ситуации, то санкциями обычно нельзя решить проблему, наоборот – они могут вызвать новые проблемы, которые не отвечают интересам всех сторон и изначальным намерениям разрешить кризис», - сказано в ответе МИД КНР.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.