Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Никакого лечения украинской экономики не происходит – Старинец

15 августа 2014, 09:30 2

Справка: Владислав Старинец – экономист. Родился в 1975 году. Окончил Винницкий национальный технический университет.

На сегодняшний день вся нагрузка у нас ложится на официальный белый сектор, который занимает порядка 60%

Вопрос: Владислав, почти полгода прошло после смены власти в Украине, что сейчас происходит с экономикой нашей страны?

Ответ: С моей точки зрения, экономика находится в крайне тяжелом состоянии, и те рецепты, которые к ней применяются, не совсем эффективны и пока что обыкновенный украинец, обыкновенный потребитель ощущает на себе все тяготы падения нашей экономики. Есть для этого объективные и субъективные причины.

Объективные причины – это то, что мировые цены не росли ни на металлы, ни на продукцию нашего экспорта: на пшеницу, на кукурузу. Только сейчас начинается плавный рост на пшеницу и кукурузу, по металлам по-прежнему ситуация печальная. Т.е. валюты развивающихся стран будут продолжать девальвировать. Это объективные факторы. Но есть еще наши внутренние субъективные факторы – напряженность на востоке страны, потом я остановлюсь более подробно.

Вопрос: А как в сложившейся ситуации действует правительство, насколько эффективен экономический блок Кабмина?

Ответ: Действия они предпринимают, поскольку дефицит бюджета у нас достаточно крупный. Но самое главное направление, где не совсем эффективно идет работа, это налогообложение крупного бизнеса. На сегодняшний момент у нас физлица фактически платят налогов больше, чем бизнес платит налога на прибыль. В этом вопросе есть вещи, которые лежат на поверхности. Например, необходимо попросить часть компаний перевести активы из оффшоров и зарегистрировать их в Украине. Второе – необходимо ввести налог на роскошь, на яхты, на автомобили, с объемом двигателей свыше 3-х литров и пр.

Получается, на сегодняшний день вся нагрузка у нас ложится на официальный белый сектор, который занимает порядка 60% нашей экономики. Т.е. это те же бюджетники, у которых зарплата 2,5-3 тысячи гривен, а крупный бизнес, он как пользовался легальными и полулегальными лазейками в нашем законодательстве, так и пользуется. И в этом направлении с моей точки зрения абсолютно не ведется никакая работа.

Вопрос: Яценюк на днях представил свою концепцию налоговой реформы – снижение количества проверок и прочее. Насколько реально в Украине реформировать налоговую систему?

Ответ: С моей точки зрения, один из самых знаковых моментов этих инициатив заключается в том, что теперь плательщиками НДС будут те, у кого годовой оборот превышает 100 тысяч гривен. Это будет опять же печальная ситуация для нашего малого бизнеса, для ритейла, потому что мы идем фактически по худшему европейскому варианту. Т.е., например, в Польше и Чехии, практически нет ритейла польского и чешского происхождения. Т.е. там, в основном, работают «Ашаны» «Метро» и прочие крупные торговые сети. И это произошло потому, что фактически малый и средний бизнес в ритейле похоронен. В данном случае мы сейчас идем в этом направлении, что естественно приведет опять же к увеличению безработицы.

Вопрос: Т.е. получается, обвиняли предыдущую власть в убийстве малого и среднего бизнеса, а сами…

Ответ: А как еще можно оценить то, что раньше с 300 тысяч нужно было быть плательщиком НДС, теперь со 100 тысяч гривен. Дело в том, что на сегодняшний день самые слабозащищенные слои населения, они чувствуют на себе ухудшение. Бюджетники, у которых зарплата 2,5 тысячи гривен, у них затраты сейчас увеличились минимум на 30%: тарифы, цены, инфляция и прочее. То же самое касается и малого бизнеса, самые слабые на сегодняшний момент затягивают пояса гораздо сильнее, чем крупный бизнес, который практически эти пояса не затягивает.

У нас сейчас идет, как ни цинично это звучит, расчет на авось

Вопрос: В этом контексте, как раз такой вопрос: курс гривны вроде как просел до 12, люди успокоились, подзатянулись, подорожала жизнь реально. Теперь курс опять растет. Вообще, что с курсом происходит и почему так?

Ответ: Скажем, в свое время НБУ не совсем корректно вел политику, скупая доллары по высокому курсу, но это в принципе не самое главное, потому что есть объективные факторы. Это опять же валюты развивающихся стран по отношению к доллару. Есть масса факторов, например, фактор неопределенности по газовому вопросу может в нашем платежном балансе дать колебание в несколько миллиардов в ту либо иную сторону. У нас сейчас идет, как ни цинично это звучит, расчет на авось.

Если будет аномально теплая зима, как в прошлом году, то мы возможно, скорее всего, проскочим. Если, не дай Бог, зима будет аномально холодная, то конечно, нас ждут огромные проблемы и с нашим платежным балансам и с девальвацией. Потому что и в Европе сразу пойдут цены на газ вверх и т.д. Т.е. у нас сейчас идет расчет на авось.

Вопрос: К какому курсу сейчас население должно готовиться, т.е. скупать доллары, или подождать, пока курс вернется к 12-ти хотя бы?

Ответ: Я не хочу быть плохим пророком, но исходя из того, что я вижу, объективные, субъективные мировые факторы, не вижу никаких предпосылок к ревальвации гривны. Все факторы указывают на то, что идет дальнейшая девальвация. Каким образом это будет сдерживаться, это могут быть и административные методы, такие как, ограничения по снятию депозитов и т.д. Но, объективно, к сожалению, все факторы говорят только о девальвации.

Т.е. мировая конъюнктива плохая, внутренняя конъюнктива плохая, Европа, к сожалению, кроме словесной поддержки, нам ничего не даст, потому что я считаю, что с точки зрения Европы, логично было бы списать хотя бы часть государственного долга, как это происходило с Польшей в 1992 году.

Однако никаких реальных шагов, кроме моральных или косвенных шагов, которые могут реально повлиять на нашу экономику прямым способом, не делается. Потому что санкции, которые вводят против России, от этого теряет российская экономика, но конкретно Украине от этого, как говорят, бутерброд от этого толще не становится.

Вопрос: Насколько МВФ реально нам помогает. Есть же два мнения: с одной стороны вроде бы МВФ нам помогает и дает правильные советы, с другой стороны есть тот же плачевный опыт Аргентины, если не ошибаюсь.

Вопрос: Здесь очень противоречивый опыт рекомендаций, потому что политика затягивания поясов, и, кстати, они это публично неоднократно признавали, приводит к снижению спроса, к снижению производства и к еще более худшим последствиям, которые были до того. В принципе похожую ситуацию мы видим сейчас на Украине. Т.е. нам дают ровно столько, чтобы просто в Украине не наступил дефолт. Ни больше и ни меньше. Никакого лечения экономики, к сожалению, при этом не происходит. Не в том месте ведется лечение с моей точки зрения.

Она должна заниматься крупными компаниями, корпорациями, оффшорами, введением максимального количества налогов на крупный бизнес, корпоративный налог, налог на пустую недвижимость, т.е. там, где реально ходят деньги теневой экономики. Они реально ходят в стране. В этом направлении практически никакая работа не ведется.

Европа нам не открывает дополнительных квот, никаких дополнительных объемов

Вопрос: Противостояние на Донбассе. Как бы Вы оценили экономический аспект и в чем плюс, будут освобождены территории, а что там с точки зрения экономики останется? Может у них все перестраивать придется, новые заводы строить?

Ответ: Ситуация действительно достаточно патовая, которая заключается в том, что в Украине без Донбасса будет дефолт, но и самому Донбассу без Украины будет достаточно экономически тяжело, потому что Российская Федерация тоже не имеет возможность иметь второй дотационный Крым. Естественно, те разрушения, которые сейчас происходят, нужно будет восстанавливать опять же из нашего скудного бюджета, в котором мы опять же не успеваем залатывать дыры.

Если мы рассматриваем вариант понижения температуры в помещениях на 2 градуса, то я не думаю, что будут на восстановление инфраструктуры Донбасса найдут крупные объемы средств. И поэтому, с моей точки зрения, нужно садиться за стол переговоров, я считаю, что лучше плохой мир…

Я не вижу никакой проблемы в том, чтобы дать им больше возможности, в том плане, чтобы они были более самоокупаемыми, т.е. русский язык и то, что они просят, я не вижу в этом никакой проблемы.

Вопрос: Вовремя не договорились, а теперь уже не могут остановиться. Донбасс очень завязан экономически, да и не только Донбасс, на Россию, еще со времен Советского Союза. Теперь, я так понимаю, тут Украина и санкции хочет против России вводить, учитывая то, что мы можем ратифицировать Соглашение об ассоциации с ЕС. По всей видимости, будут закрываться рынки, может быть не все, но большая часть российских рынков может закрыться на нашу продукцию. Что в этом плане делать? Производителей что ждет? Будет ли еще одним ударом?

Ответ: С моей точки зрения, ситуация у них будет действительно печальная, потому что они в самом деле сориентированы на российские рынки. К сожалению, Европа нам не открывает дополнительных квот, никаких дополнительных объемов, и я скажу, что в Европе это одна из основных тем дебатов между производителями. У них идут жесточайшие дебаты за каждую тысячу тонн продукции.

Это фактически является одной из самых главных тем обсуждения в Европе, я потому и говорю, что Европа абсолютно не настроена давать Украине никаких дополнительных квот ни по металлургии, ни по машиностроению, ни по химической промышленности, ни по оборонной, естественно, промышленности. Поэтому ситуация на Донбассе при таком развитии событий, достаточно печальной и сложной, потому что не будет сбыта продукции тем более при такой цене газа, которую мы сейчас будем получать.

В идеале в экономике нужно расширять рынки сбыта и нужно привлекать инвестиции. Но куда привлекать инвестиции, если нет рынков сбыта? Европа не дает нам новых рынков, с Россией тоже существует проблема, поэтому ситуация достаточно патовая, сложная. Нужно садиться за стол переговоров и в самом деле отстаивать национальные интересы страны.

Т.е. требовать от Европейского Союза списания государственного долга, требовать безвозвратной помощи, как это было с Польшей, с Венгрией, мы ведь не глупее их, с Российской Федерацией искать какие-то точки соприкосновения, с Донбассом обсуждать те вопросы не отделения, конечно, а, по крайней мере, экономической самостоятельности, русский язык. Т.е. вести диалог по всем направлениям. Тогда есть шанс.

Как говорят, дал Бог шанс – купи лотерейный билет. Что-то нужно делать, но мне кажется, что это не совсем на сегодняшний день ведется эффективно, качественно работа по вот этим конкретно трем направлениям.

Вопрос: Ваш прогноз по ВВП.

Ответ: Я не люблю быть плохим пророком. Даже если сами понаблюдаете, прогноз падения все время увеличивается – 3-4%, сейчас 6,5%. К сожалению, я думаю, что реально это будет порядка 10% падения ВВП. Единственное, что могут быть опять же манипуляции со статистикой. Но пока что, к сожалению, я не вижу никаких радостных предпосылок даже теоретически.

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях