Онлайн-студия «Inpress-клуб» — проект информационно-аналитического портала Inpress.ua. В прямом эфире без купюр и монтажа читатели нашего портала могут стать наблюдателями и участниками интересных бесед, острых дискуссий, обстоятельных интервью.
Гостями «Inpress-клуба» становятся лидеры общественного мнения, популярные ньюсмейкеры, любимцы публики, признанные авторитеты, чье мнение интересно широкой аудитории.
Напомним, 2 декабря в онлайн-студии «Inpress-клуб» мы запустили новый спецпроект — онлайн-марафон, посвященный теме "евромайдана". А в пятницу, 20 декабря, в онлайн-студии «Inpress-клуб» состоялся онлайн-марафон, посвященный экономическим итогам 2013 года. В прямом интернет-эфире свое мнение о текущих событиях в Украине высказывали украинские и зарубежные политологи, политики, экономисты, общественные деятели и другие эксперты. Тема разговора — «Экономические итоги года».
Ведущий: Продолжаем наш марафон. Сейчас мы пытаемся дозвониться до Юрия Корольчука, члена наблюдательного совета Института энергетических исследований. Первый вопрос — ключевые события года в энергетическом секторе Украины.
Корольчук: Если выстраивать рейтинг, то наибольшее значение в 2013 году — это договоренности с Россией. Переговоры пока не завершены, они продолжаются, потому что снижение цены на газ, которое дал "Газпром", временное.
Ведущий: А что значит временное?
Корольчук: Насколько я знаю, существует договоренность, что второй этап переговоров, о чем говорил и президент Украины Янукович, и российский президент Путин, будет касаться управления ГТС. Поэтому сейчас Украина договорилась о цене в 268,5 долл., а дальше цена, возможно, и понизится. Это будет зависеть от результатов переговоров между Украиной и Россией относительно консорциума.
Ведущий: Юрий, я правильно Вас понял, что цена может быть и ниже, чем заложенная сейчас в 269 долларов?
Корольчук: Да, я вам скажу больше. 268,5 долл. - это адекватная скидка, причем за которую Украина ничего не платит. Если внимательно посмотреть на роль Украины в энергетической жизни России, то мы близки территориально, что облегчает и удешевляет транзит. Мы входим в тройку основных потребителей российского газа - 28 млрд в этом году. И почти 60% всего российского газа, который поставляется в Европу, идет через Украину. Поэтому такая цена абсолютно реальна, потому что есть европейские страны, которые находятся значительно дальше, у них больше нагрузка на цену на газ, и у них цена на газ приблизительно на 80-100 долл. больше, чем сегодня для Украины. Поэтому, с моей точки зрения Украина могла бы претендовать на дальнейшее снижение цены на газ в случае создания консорциума: часть ГТС бы принадлежала и России, и европейским партнерам, что очень важно...
Ведущий: Вы сейчас о консорциуме говорите?
Корольчук: Да, про консорциум. В таком случае мы бы могли говорить о цене в районе 200 долларов на определенный срок, например, на 3-5 лет. Тут важный момент. Сейчас цена в 268,5 долл. не должна успокаивать ни промышленность, ни руководителей заводов ни ЖКХ. Там должны продолжаться процессы сокращения потребления газа, переход на другие источники энергии, где это возможно. Если все это не будет сделано на протяжении последующих 3-5 лет при наличии финансирования, то я думаю, что мы можем банально эту скидку проесть, и через 3 года мы можем снова оказаться в такой ситуации, когда нам снова придется искать кредиты для того, чтобы покрывать дотации на дешевый газ, на дешевое тепло, на дешевую электроэнергию. Я думаю, что на уровне государства — президента, народных депутатов, то есть руководство Украины это четко понимает.
Очень интересный и важный момент — это то, что Украина наращивает цену на газ. По 2013 году можно сказать, что Украина впервые за последние 3-5 лет, возможно, с 2010 года, фактически за 4 года, у нас наблюдается увеличение добычи газа: в прошлом году мы добыли 20 миллиардов кубометров газа, в этом году будет 21. Это не большой прогресс, но все же прогресс. Это произошло за счет увеличения добычи газа на шельфе в первую очередь. У нас также пессимистичные ожидания по транзиту российского газа — он будет уменьшаться.
Ведущий: Вопрос в связи с договоренностями по газу с Россией. Понятно, что вопрос больше геополитический. Какова судьба «Южного потока» в связи с этими договоренностями — это раз. И второе: возможно ли ждать, что через Украину будет значительно увеличена подача российского газа?
Корольчук: Если вернуться к рейтинговому моменту, то объем транзита газа является ключевым. Если консорциум будет, то Россия будет заинтересована как финансовый партнер увеличивать объемы транзита газа через Украину. Учитывая, что в Европе сегодня наблюдается уменьшение потребления газа, потому что кризис продолжается, но Европа уже понемногу выбирается из этой рецессии и наращивает потребление газа, соответственно, Украина может рассчитывать на транзит с 70 млрд кубов до хотя бы 90-95. Что касается «Южного потока», то если Украина и «Газпром» договорятся о консорциуме, то фактически это означает крест на «Южном потоке».
Ведущий: Да, но туда уже вложены миллиарды долларов, уже фактически началось его строительство.
Корольчук: Они еще туда не так много и вложили. Это заслуга российской пропаганды — у них есть умение подавать информацию.
Ведущий: В Сербии начали строить, под Анапой начали строить, подписаны соглашения со всеми странами — Болгария, Венгрия, Австрия о прокладке трубопровода. Это гигантские деньги.
Корольчук: Действительно подписаны соглашения, они заявляют о начале работ. Насколько я знаю, ни в Болгарии, ни тем более в Венгрии не ведется никакой конкретной работы по прокладыванию трубопроводов. Тем более нет ключевого момента — не закуплены трубы для прокладки по Черному морю. Если бы этот вопрос уже был решен, я думаю, что он бы в первую очередь стоял на повестке дня, и мы бы уже знали поставщика. Такие трубы изготавливает Франция, Украина, Россия (трубопроводный комбинат). На территории России они действительно проводят работы по прокладыванию дополнительных ветвей трубопровода. Если визуально нашим зрителям показать — это с севера на юг, чтобы действительно обойти Украину и перекинуть потоки в сторону юга. Но нельзя сказать, что проводятся работы по продолжению «Южного потока» от Черного моря до острова Ямал. Про Уренгой я не слышал, они не ведут туда никаких труб и они оттуда не собираются ничего перекидывать. Я думаю, что это заслуга российской пропаганды.
То есть в результате, если «Газпром» получит контроль над украинской ГТС в частичном объеме — 50%, потом они их поделят с европейскими компаниями, которые будут инвестировать в ГТС. Только при таком условии они махнут рукой на «Южный поток» и, несмотря на то, сколько они потратили, будут работать с украинской ГТС и продумывать. Но я же говорю, что никаких работ они не проводят. По территории России, по документам "Газпрома", нет никаких цифр и документации о том, что они прокладывают магистральный трубопровод по проекту «Южный поток». Это пропаганда.
Ведущий: Все-таки «Северный поток» пропагандой и блефом не стал.
Корольчук: Нет, но только первая очередь «Северного потока» реализована, для второй очереди главная проблема заключается в том, что нет газа, который бы туда поступал. Почему нет? Потому что пока еще разрабатывается так называемое Южно-Русское месторождение, оно еще полностью не разработано, а денег у "Газпрома" не так много, чтобы его разрабатывать, это они и сами признают. А вот для второй очереди должно разрабатываться Штокмановское месторождение на шельфе. Оно пока заморожено. Официальная версия "Газпрома", что этот проект заморожен. Так что откуда брать газ для второй очереди «Северного потока» - вопрос. «Северный поток» изначально был ориентирован на Германию, частично Францию, Бельгию и Великобританию. Украина к этому ареалу Северной Европы не имеет отношения. ГТС Украины поставляет газ через Словакию, Чехию, Австрию, восток Европы далее — вот это наш ареал зарабатывания денег на транзите. Собственно, «Южный поток» ориентирован на европейский юг.
Ведущий: Еще такой вопрос. Забыта совсем тема сланцевого газа, его перспектива.
Корольчук: Вы меня опередили. В рейтинге это третья часть. Если вторая — это добыча газа, транзит нефти, то третья часть — это те проекты, которые были подписаны в 2013 году. Никогда такого не было чтобы сразу несколько глобальных энергетических гигантов практически одновременно начинали реализацию своих проектов в Украине. "Шелл", "Шеврон" и "Эксон Мобил" разрабатывают фактически 4 крупных проекта, однако не стоит питать иллюзий, что нам посыпется на голову из мешка золото.
Это интересный показатель, что вопреки различным политическим событиям, разные мнения о них, различному отношению к Украине, бизнес приходит сюда, он не боится и видит в Украине бизнес-партнера в энергетических проектах. Это, по моему мнению, очень хорошо. Другое дело, какой будет результат. Сланцевый газ — это не традиционный газ. Там 3 года минимум компании и «Шелл», и «Шеврон» будут заниматься разведкой, то есть мы 3 года не увидим там никакой добычи, мы будем видеть только бурение. То же касается и шельфового проекта — мы там увидим только подготовительные работы, и в лучшем случае, только к 2020 году там возможна будет промышленная добыча. То есть должно пройти 6 лет.
Но если с точки зрения стратегической — это перспектива, потому что это реально дать энергетическую независимость Украине. К сожалению, у Украины нет денег для того, чтобы самой разработать все эти месторождения. Если бы мы могли это сделать сами, то это было бы еще лучше. В таких условиях это неплохой вариант.
Четвертое — наши договоренности с Россией. Понизили цену на газ, и фактически исчезли те проекты, которые были задуманы и которые действительно могли стать в будущем такими, которые бы обеспечили энергетическую независимость Украины. Мы хотели поставлять из Европы газ реверсом, очень долго договаривались про словацкий реверс. Это сложный вопрос, потому что там свою роль играет "Газпром" в отношениях со Словакией. А теперь получается, что если есть газ за 280 долларов, то ни вы, ни я не будем покупать газ по 370 долларов. Окончание этих проектов, неудача со словацким реверсом внесли в рейтинг негативный пункт. Безусловно, если Украине удастся сокращать закупки у России, если мы будем покупать не так, как сейчас, 30 млрд, а меньше — 15 млрд, если мы поднимаем тарифы для коммунэнерго, для освещения — это тоже очень важный вопрос, то тогда для населения будет страшная цена — и четыреста, и пятьсот долларов, тогда вернутся те компании, которые будут заниматься реверсом газа из Европы.
Журналист: Вы сейчас рассказываете про традиционные источники энергии. Как в 2013 году Украина справлялась с заданием развивать альтернативную энергетику? Есть ли какие-то подвижки в этом плане?
Корольчук: Интересный вопрос вы подняли. Фактически за 3 года Украина сделала огромный рывок в этом направлении, прежде всего на счет развития ветряной и солнечной энергетики. Сейчас к ним уже присоединяется биогазовая энергетика, сегодня уже реализован 1 Гигаватт мощностей. Это значит что альтернативная энергетика может производить 1,5 млрд Кватт энергии — это приблизительно 1% от всего производства электроэнергии в Украине. Поэтому говорить, что альтернативная энергетика набрала оборотов, нельзя. Она еще только развивается. Но это очень важно. Она сейчас становится определенным стимулом для развития промышленности в Украине. Начал действовать закон про т. н. национальную составляющую при строительстве ветряных, солнечных или биогазовых электростанций. Это означает, что мы должны определенную часть оборудования, материалов, грубо говоря, вплоть до болтиков мы должны выработать в Украине. Фактически это поступление налогов в бюджет, работа для людей, для заводов, которые стоят, которые еще с советских времен производили высокотехнологическую продукцию. А альтернативная энергетика использует современные технологии.
Ведущий: На этой оптимистичной ноте о современных технологиях будем завершать наш разговор. Я напомню. У нас в студии был Юрий Корольчук, член наблюдательного совета Института энергетических исследований, который рассказал нам об экономических итогах энергетического года в Украине. На этом мы завершаем наш онлайн-марафон.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.