Онлайн-студия «Inpress-клуб» — проект информационно-аналитического портала Inpress.ua. В прямом эфире без купюр и монтажа читатели нашего портала могут стать наблюдателями и участниками интересных бесед, острых дискуссий, обстоятельных интервью.
Гостями «Inpress-клуба» становятся лидеры общественного мнения, популярные ньюсмейкеры, любимцы публики, признанные авторитеты, чье мнение интересно широкой аудитории.
Напомним, 2 декабря в онлайн-студии «Inpress-клуб» мы запустили новый спецпроект — онлайн-марафон, посвященный теме «евромайдана». А в пятницу, 20 декабря, в онлайн-студии «Inpress-клуб» состоялся онлайн-марафон, посвященный экономическим итогам 2013 года. В прямом интернет-эфире свое мнение о текущих событиях в Украине высказывали украинские и зарубежные политологи, политики, экономисты, общественные деятели и другие эксперты. Тема разговора — «Экономические итоги года».
Ведущий: Добрый день, в эфире «Inpress-клуб» — это проект информационно-аналитического портала Inpress.ua. Сегодня в нашей студии будет проходить продолжение онлайн-марафона. В прямом эфире у нас ведущие экономисты, эксперты. Сейчас у нас в гостях Сергей Ковалев — начальник отдела прогнозирования и мониторинга внешней торговли Министерства экономики.
Сергей, первый вопрос: еще пару недель назад экономисты предвещали Украине, мягко говоря, экономический крах. Визит Януковича в Китай и Россию эти прогнозы, скажем так, подкорректировал. Что ждет внешнюю торговлю Украины в 2014 году?
Ковалев: На данный момент мы просчитываем, как повлияют достигнутые договоренности на внешнюю торговлю, особенно договоренности президента в РФ, поскольку доля РФ у нас около 35% в экспорте. Вместе с тем, естественно, что те договоренности по снижению цены на газ положительно повлияют на нашу внешнюю торговлю. Даже при сохранении тех объемов природного газа, который мы импортируем, и при снижении цены практически на треть мы сможем увеличить сальдо приблизительно на 3.5-4 млрд долл. Вместе с тем снижение цены на газ позволяет нашим экспортерам снизить себестоимость продукции и повысить ее конкурентоспособность на внешних рынках, что даст дополнительный толчок к увеличению экспорта.
Ведущий: Почему последние годы — не один, не два — у нас всегда стабильно негативное сальдо внешнеторгового баланса?
Ковалев: Сальдо внешнеторгового баланса у нас ухудшалось не сегодня и не вчера — тенденция ухудшения сальдо мы начали наблюдать с 2005 года, когда в отношениях с РФ мы перешли на денежную оплату за газ, и при этом ушли от фиксированной цены на газ и перешли к формуле, которая определяется в зависимости от цен на нефть на мировом рынке. Естественно, так как в торговле, даже в импорте больше трети — это энергоносители, поэтому это сказалось отрицательно на всех показателях последующего года.
Вместе с тем тенденция последних лет, когда прирост импорта значительно превышает темпы прироста экспорта, оказала дополнительный негативный эффект на тенденции образования этого негативного сальдо внешнеторгового баланса.
Ведущий: У нас есть вопрос от нашего журналиста Сергея, пожалуйста.
Журналист: Здравствуйте, Сергей Александрович, меня зовут Сергей Шевчук, я журналист Inpress.ua. Хотелось бы спросить у Вас: какие конкретные экономические последствия приводятся от дефицита торгового баланса Украины?
Ковалев: Дефицит торгового баланса имеет определенное негативное влияние на валютные резервы, вместе с тем постоянный дефицит, отрицательное сальдо торговли дает негативное влияние также и на платежный баланс.
Но негативное сальдо — это не особенность только Украины. Многие страны мира имеют отрицательное сальдо торговли и по сегодняшний день.
Ведущий: Это развитые страны?
Ковалев: Есть как бы и развитые, и развивающиеся. Для развивающихся отрицательное сальдо характерно потому что молодые экономики идут по пути модернизации производства, требуя привлечения дополнительных ресурсов, поэтому я бы не сказал, что… как бы определенный негатив есть, но многие страны сталкиваются с этой проблемой.
Ведущий: Еще вопрос от нашего журналиста.
Сергей Шевчук: За счет чего на сегодняшний день Украина может сократить дефицит торгового баланса? И стоит ли по итогам 2013 года ожидать некоторого сокращения по сравнению с 2012?
Ковалев: Ну, исходя из тенденции, которую мы наблюдали на протяжении 2013 года, плюс сохраняющаяся тенденция улучшения сальдо в объемах 1.9-1.2 млрд долл., исходя из последних данных Госкомстата за 10 месяцев текущего года, то у нас есть уверенность в том, что сальдо по итогам 2013 года будет лучше, чем за предыдущий период приблизительно на 1.2-1.5 млрд, то есть при условии, что мы имели в прошлом году отрицательное сальдо около 15.8 млрд, то, я думаю, что по итогам 2013 может быть около 14-14.3 млрд.
Ведущий: Вот такой еще вопрос: феномен АПК нашего на внешних рынках — за счет чего такой прорыв, и как им удалось наших традиционных металлургов вытеснить, которые до этого были первые в торговле на мировом рынке?
Ковалев: Я не соглашусь, что в этом году АПК у нас вытеснило металлургию, потому что исходя из данных Госкомстата, которые были опубликованы, по итогам 10 месяцев доля металлургического комплекса у нас осталась на уровне 28.3%, в то время как продукция АПК и пищевой промышленности у нас только 25.4%.
Ведущий: Очень близко, согласитесь.
Ковалев: Ну, АПК при условии сравнения с прошлым годом, то доля АПК и пищевой промышленности улучшилась на 6 процентных пунктов. Улучшение было в предыдущие годы за счет значительного увеличения поставок зерновых.
Ведущий: В перспективе какие рынки на 2014 год по экспорту украинских товаров для нас максимально перспективные, по странам, по регионам?
Ковалев: В десятку наибольших экспортеров, то есть в десятку стран, в которые поставляется наибольшее количество украинской продукции, входят РФ, Турция, Китай, Польша, Казахстан, Италия, Египет, Белоруссия, Индия, Германия.
Ведущий: Это традиционные страны, а может быть есть какой-то прорыв, новое — какой-то рынок, страна?
Ковалев: Исходя из ситуации, исходя из перспектив, которые можно, я рассматривал бы одними из перспективных рынков рынки Африки и Латинской Америки, поскольку еще в советское время на рынках этих стран достаточно широко была представлена продукция украинского производства.
Ведущий: Имеется в виду оборонка в первую очередь?
Ковалев: Не только оборонка, но и машиностроение. Поэтому перспектива наша, исходя из соотношения нашей продукции цена-качество. Естественно, что для многих развивающихся стран продукция развитых стран не по карману. При условии, что мы не должны забывать, не должны упускать, что мы должны укрепляться на своих традиционных рынках, на которых мы есть, которые мы используем. В первую очередь стран СНГ, ЕС и Азии.
Ведущий: У нас еще вопрос от Сергея.
Журналист: Как за последнее время изменилась сама структура украинского экспорта, какие наши торговые партнеры уже уменьшили свою роль для украинских экспортеров, а какие новые страны в последнее время вошли в этот список?
Ковалев: Структура экспорта не претерпела серьезных изменений. Даже исходя из той информации, которая у нас есть по итогам 10 месяцев, в структуре экспорта серьезных, радикальных изменений не произошло. Единственное, что только две группы — машиностроение и химическая — немножко уменьшили свой удельный вес. Машиностроение уменьшило свой вес на 2,3 процента, в пунктах именно на 0,4 процента. Что касается рынков сбыта украинской продукции, то хотел бы отметить увеличение в этом году доли стран ЕС в структуре экспорта фактически на два процентных пункта. И при этом произошло небольшое уменьшение доли СНГ — на 1,1 процентных пункта, до 35,9 процента. И к странам Африки на 0,6 процентных пункта, их доля всего 0,76. То есть серьезных, радикальных изменений в структуре даже за последние несколько лет мы особо не наблюдаем.
Журналист: Еще один вопрос, если можно. Это сокращение доли СНГ и на этом же фоне увеличение доли стран ЕС — можно ли говорить о том, что привлечение экспорта в страны ЕС — это определенная реакция на сокращение поставок в страны СНГ, в частности в Россию, с которой у нас в этом году действительно было зафиксировано сокращение товарооборота?
Ковалев: Сокращение экспорта в Россию — это не какая-то фишка 13 года. Сокращение экспорта в Россию — не только экспорта, вообще показателей торговли с Россией, мы начали наблюдать с прошлого года. По итогам прошлого года, у нас внешнеторговый оборот с Россией сократился на 8 процентов, из которых экспорт сократился на 11, а импорт сократился на 5,9. В этом году ухудшение показателей торговли с Россией стало больше. За 10 месяцев внешнеторговый оборот с РФ у нас сократился на 15,7, экспорт — на 13,8, импорт — на 16,9. Не произошшло определенной компенсации сокращения в экспорте, сокращения экспортных поставок в Российскую Федерацию за счет других. У нас за 10 месяцев произошло сокращение экспорта практически по всем основным направлениям. И в другие страны. И это было в первую очередь связано с понижением рецессии в экономике основных торговых партнеров. Все страны пытаются в большинстве случаев опираться на свои внутренние ресурсы, сокращая при этом дополнительные расходы на закупку чего-либо.
Ведущий: Из каких стран мы получаем максимальный импорт, может ли Украина этот импорт как-то заменять производством на внутреннем своем рынке?
Ковалев: 30% всего импорта — это Российская Федерация, это природный газ и машиностроение. Кроме этого, в десятку стран, которые больше всего поставляют продукцию на территорию Украины, входят Китай, Германия, Польша, Беларусь, США, Италия, Турция, Франция и Венгрия. Существующая структура отечественного производства позволяет нам производить достаточно широкий спектр товаров, которыми мы можем заменить импорт. Вместе с этим я хотел бы отметить, что на сегодняшний день существует утвержденная в 2011 году Программа развития внутреннего производства. Вся эта программа направлена на диверсификацию, более эффективное использование существующих производственных мощностей, повышение их технологического уровня, энергозамещение. То есть это достаточно обширная программа, в которой есть характеристика практически всех отраслей, которые существуют в экономике Украины, и определены основные направления и задачи по развитию производства в тех или иных отраслях. То есть правительству, для правительства это не ново и это является одним из приоритетных заданий. Вместе с тем я не хотел бы говорить, сужать вопрос улучшения сальдо только с ограничением импорта, поскольку около 80 процентов импорта, который у нас есть — это то, что мы называем товарами производственно-технического назначения. То есть сырье, оборудование, материалы, которые необходимы нашему производству для обеспечения своего производства и наращивания произведенной продукции. Это комплексный вопрос — улучшение сальдо, и здесь основное направление должно стремиться к тому, чтобы обеспечить превышение темпов прироста экспорта над импортом. Мы к этому стремимся...
Ведущий: За счет продажи своих товаров.
Ковалев: Да. Задача улучшения или направления улучшения сальдо — это обеспечение процесса, когда у нас экспорт будет превышать импорт.
Сергей Шевчук: Как можно оценить внешнюю торговлю Украины и какие тенденции в глобальных масштабах сегодня существуют, которые могут повлиять на внешнюю торговлю государства?
Ковалев: Оценивая внешнюю торговлю, скажу образно: внешняя торговля — это зеркало, в котором отражается существующая структура нашей экономики и степени ее зависимости от внешнего мира. Хотя показатель внешней торговли в этом году нас не особо удовлетворяет, однако он является результатом тех сложных процессов, которые сейчас происходят в мире и у наших торговых партнеров. В тех достаточно жестких условиях, в которых развивалась внешняя торговля в этом году, наша задача состоит в том, чтобы максимально минимизировать внешнее влияние, которое оказывается на экономику, и сконцентрировать наши усилия на том, чтобы скомпенсировать их за счет более широкого развития внутреннего спроса и внутреннего предложения, сконцентрироваться на развитии внутренней экономики, чтобы можно было минимизировать и как-то противостоять тем внешним вызовам, которые существуют на данный момент.
Ведущий: Сергей, и последний вопрос. Вы вспоминали текущий год. Украину постоянно пытаются внешние игроки заставить выбирать рынок какой-то — или Таможенный союз, или Европейский Союз. Два региона, которые фактически дают нам 60 процентов нашего торгового баланса. Как-то может Украина избежать торговли политической? Перейти в плоскость сугубо экономических отношений?
Ковалев: Я не буду комментировать всю политическую составляющую. Единственное, что я могу сказать, — на сегодняшний момент оба рынка для нас очень важны, поскольку их доля в нашем экспорте, в импорте очень большая. Напомню, что в экспорте у нас в СНГ где-то 35,9, а в ЕС — около 26,6. И я бы больше сказал, что их нельзя противопоставлять. И я поддерживаю нашего президента, который говорит, что мы не можем противопоставлять либо ЕС — СНГ, либо СНГ — ЕС. Поскольку структура товаров, которые мы получаем и отправляем, они компенсируют друг друга. Если с Россией у нас поставки по импорту больше сырьевые, то ЕС — это больше высокотехнологичное машиностроение. То же касается и экспорта. То есть это достаточно взаимодополняющие рынки для Украины, и очень важные, с точки зрения их присутствия и важности для экономики в целом.
Ведущий: Спасибо. В студии у нас был Сергей Ковалев, начальник отдела прогнозирования мониторинга внешней торговли министерства экономики. Мы продолжим наш онлайн-марафон. До встречи в «Inpress-клубе».
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.