Создание законодательного поля для привлечения независимых экспертов к управлению госкомпаниями — позитивный и нужный шаг. Такая система уже работает во многих странах мира. В случае наличия конфликта между государственными и негосударственными акционерами компании, естественно, государство имеет больше возможностей продвигать свою позицию, более жестко ее отстоять. Впрочем, реальное внедрение такой схемы управления — не дело ближайшей перспективы. Так для Inpress.ua прокомментировали экономические эксперты факт одобрения правительством законопроекта о привлечении независимых экспертов к управлению госкомпаниями.
По словам вице-президента Центра исследований корпоративных отношений Вячеслава Бутко, такую инициативу можно только приветствовать. «Часть крупных украинских компаний рассчитывает на размещение своих акций в крупных международных биржах через процедуры IPO или SPO, лидером при размещении которых является Лондонская фондовая биржа (Lоndon Stock Exchange). Два основных документа, которые регулируют деятельность LSE, — это Кодекс LSE и Комбинированный кодекс корпоративного управления биржи, в этих документах есть критерии, которые прямо касаются независимых внешних директоров, в частности, в них говорится о том, что директора должны принимать решения объективно и в интересах компании. Введение института независимых директоров позволит украинским компаниям с госдолей соответствовать указанному критерию», — рассказывает эксперт.
Также он отмечает, что в случае наличия конфликта между государственными и негосударственными акционерами компании, естественно, государство имеет больше возможностей продвигать свою позицию, более жестко ее отстоять.
«Однако чаще всего это делается в рамках краткосрочных сиюминутных интересов государства. В случае если в составе директоров появятся независимые директора, я думаю, возможность доминирования краткосрочных интересов государства над долгосрочными интересами компаний снизится, что государству выгодно в перспективе, так как стабильное развитие компании даст возможность повысить стоимость госпакета в ней через рост капитализации компании. Также государство сможет рассчитывать на получение дивидендов», — подчеркивает Вячеслав Бутко.
Кроме того, вышеуказанные документы LSE предполагают такой интересный момент: компания должна обеспечить надлежащее страховое покрытие на случай предъявления исков к ее директорам. Понятно, что если ее директором является человек, находящийся на государственной должности, предъявлять к нему иск, конечно, можно, но существующая правоприменительная практика в Украине указывает на то, что вряд ли сей иск достигнет цели.
«Если же это будет независимый исполнительный директор, то тут ситуация совершенно иная, что в значительной мере повысит ответственность и профессионализм независимых директоров», — отмечает эксперт.
Он указывает на то, что в документах LSE также есть пункт, указывающий на то, что совет компании должен представлять баланс исполнительных и внешних независимых директоров, то есть одно лицо (я надеюсь, если будет реализована эта идея с независимыми директорами) или группа лиц не смогут доминировать при принятии решения относительно перспектив деятельности компании. «Таким образом, и решения будут приниматься не на основании доминирования, а в результате достижения консенсуса на основе перспектив развития компании», — резюмирует Вячеслав Бутко.
Со своей стороны генеральный директор инвестиционной компании Concorde Capital Игорь Мазепа отмечает, что это прогрессивная и продвинутая практика, ею пользуются практически во всех странах мира, в России в том числе — это очень позитивный шаг, другое дело, что имплементация его будет спорной.
«Это обычная мировая практика. Во всем мире, кроме правительства и государства, есть еще и другие акционеры, даже если их нет, то все равно с точки зрения повышения прозрачности и эффективности операционной и стратегической компании приглашают таких вот уважаемых, компетентных независимых директоров», — отмечает эксперт.
По мнению Игоря Мазепы, эта система заработает и в Украине, но не в ближайшей перспективе.
Напомним, что правительство одобрило подготовленный Министерством экономического развития и торговли (МЭРТ) законопроект о возможности включения независимых директоров в состав органов управления компаний с государственной долей, передает Интерфакс-Украина.
«Существующая сегодня система управления предприятиями с государственной долей через уполномоченных представителей государства не обеспечивает должного экономического эффекта», — так прокомментировал ситуацию глава МЭРТ Игорь Прасолов.
По его словам, представители государства в органах управления хозобществ — госслужащие, часто не имеющие достаточного опыта в сфере корпоративного управления и материально не заинтересованные в повышении эффективности деятельности предприятий. «При этом выполнение обязанностей на основном месте работы не позволяет уделять должного внимания вопросам деятельности компаний», — добавил министр.
Он отметил, что институт независимых директоров широко используется в международной практике корпоративного управления, в том числе и украинскими частными компаниями. Министр уточнил, что привлекать к управлению компаниями с госдолей планируется профессиональных менеджеров.
Игорь Прасолов считает, что независимые директора будут способствовать объективному решению вопросов в случаях, когда интересы компании, ее правления и владельцев могут расходиться: это может касаться вопросов крупных приобретений или проведения аудита, защиты от поглощения.
Согласно законопроекту, с независимым директором будет заключаться договор об условиях оплаты, которые определит общее собрание хозобщества. При этом оценку эффективности деятельности независимых директоров планируется проводить ежегодно специально созданными комиссиями.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.